Рефераты. Социально-экономическое совершенствование Ливии в 80-90 гг. ХХ века

Социально-экономическое совершенствование Ливии в 80-90 гг. ХХ века

Социально-экономическое развитие Ливии в 80-90 гг. ХХ века

ливия эмбарго иностранный капитал

В период с начала 80-х годов на экономическое развитие ВСНЛАД оказывали влияние колебания цен на нефть на мировом рынке, а также политические факторы. После введения в 1978 г. односторонних американских санкций против Ливии (установления полного торгового эмбарго и замораживания всех активов Ливии в США) ряд американских компаний, в том числе «Occidental Petroleum», «Conoco», покинули ее территорию. В 1992 г. СБ ООН принял резолюцию № 748 о введении санкций в отношении Ливии (запрет на авиасообщения, военно-техническое сотрудничество и пр.) в связи с обвинениями в причастности ливийских граждан к взрыву самолета американской компании «Пан-Ам» в небе над шотландским городом Локерби. В 1993 г. были введены дополнительные санкции ООН в отношении Ливии. Они включали, в частности, запрет на импорт технологического оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающих заводов и нефте- и газопроводов в соответствии с утвержденным перечнем (за исключением бурового оборудования). Под влиянием всех перечисленных факторов добыча нефти в Ливии сократилась с 1,8 млн. в 1980 г. до 1,4 млн. в 1998 г. (кроме того, она резко колебалась по годам – в 1997 г. было добыто 973 тыс. б/д).

Уменьшение поступлений от экспорта нефти с 22,5 млрд. долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1983 г. и 6 млрд. долл. в 1986 г. поставило под угрозу выполнение плана социально-экономического развития с общей суммой капиталовложений в 18,5 млрд. лив.д., срок действия которого заканчивался в 1986 г.

Следует отметить, что наиболее существенное сокращение доходов пришлось на 80-е годы, когда страна реализовывала крупные проекты экономического развития, импортировала большое количество потребительских товаров для населения, оплачивала иностранную рабочую силу, закупала вооружение. Ливийское руководство было вынуждено резко сократить импорт, отложить или заморозить осуществление некоторых проектов, снизить расходы госбюджета. Тем не менее, в списке первоочередных были оставлены такие объекты тяжелой обрабатывающей промышленности, как металлургический комплекс в Мисурате, алюминиевый в Зуаре, несколько нефтехимических предприятий в Аль-Бреге и Рас Лануфе, а также сооружение Великой искусственной реки (ВИР) по переброске 2 млн. куб. м. воды в день из подземного резервуара на юго-востоке страны в прибрежные районы на севере.

Установление полного торгового эмбарго против Ливии в 1986 г. вызвало значительное сокращение государственных капиталовложений, главным образом на реализацию проектов в области инфраструктуры. По некоторым оценкам, было приостановлено выполнение проектов на общую сумму около 30 млрд. долл., что привело к значительному сокращению рабочих мест. Появилась безработица. Рост цен на продовольствие и услуги достигал в отдельные годы 200%. Государство выделяло субсидии на сырье и товары первой необходимости, чтобы они оставались доступными для населения. Возникла нехватка многих потребительских товаров, а субсидируемые товары и продукты продавались на «черном рынке» по более дорогой цене. Процветала контрабандная торговля. Обострилась жилищная проблема, ухудшилась работа учреждений здравоохранения и образования.

Только за пять лет действия международного эмбарго, согласно опубликованному в Триполи в декабре 1997 г. докладу народного бюро по внешней политике, потери Ливии превысили 24 млрд. долл., причем наиболее сильно пострадали такие отрасли экономики, как нефтедобыча, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Эмбарго подорвало планы развития инфраструктуры.

Все эти факторы способствовали снижению ВВП, который начал увеличиваться лишь с середины 90-х годов в связи с улучшением конъюнктуры мирового рынка нефти и смягчением экономических санкций.

Следует сказать, что ливийскому руководству не удалось пока решить задачу преодоления чрезмерной зависимости экономики от добычи и экспорта нефти. На ее долю по-прежнему приходится до 95% доходов от экспорта. Доля нефтяной и газовой промышленности в ВВП в 2000 г. составляла около 40%.

В конце 90-х годов лидер ливийской революции М. Каддафи с целью повышения темпов экономического роста и преобразования экономической структуры (преодоления ее ориентированного преимущественно на нефть характера) призвал к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали частичную экономическую либерализацию, введение плавающего курса ливийского динара, преобразование ряда государственных предприятий в «государственные акционерные компании». М. Каддафи предложил провести перестройку экономики, находящейся под «строгим государственным контролем» (т.е. речь шла об ослаблении государственного влияния на экономику).

Ограничения на импорт потребительских товаров и поддержание завышенного курса ливийского динара привели к увеличению спроса на наличную иностранную валюту внутри страны. Центральный банк Ливии предпринял ряд мер, направленных на ограничение теневого оборота валюты, который составлял до 25% общего объема валютных сделок. В конце 1998 г. была осуществлена девальвация динара на 14%, а также проведена серия валютных интервенций, что позволило уменьшить параллельный курс с 3,2 динара за один долл. до 1,5. Предполагалось введение плавающего курса ливийского динара.

В начале 2000 г. М. Каддафи подверг резкой критике деятельность Высшего народного конгресса (ВНК). После этого ВНК внес изменения в финансирование государственного плана, которые заключались в том, что отныне только 20% необходимых средств будут выделяться за счет доходов от нефти (при этом, однако, не было указано, за счет каких источников будут финансироваться остальные государственные расходы).

Увеличившийся с середины 90-х годов спрос на ливийскую нефть и рост доходов от нее (в 1995 г. – 4 млрд. долл.) позволили ливийскому руководству разработать пятилетнюю программу социально-экономического развития на 2001–2005 гг. с общей суммой капиталовложений в 30 млрд. долл. (самый большой объем капиталовложений за последние 20 лет). Утверждая эту программу, ВНК исходил из того, что в 2001 г. реальный прирост ВВП составил 4,7%. На 1999 г. был запланирован темп роста в 4,3%, а фактически он составил 5,4%4. Значительную часть увеличившихся доходов – около 12–13 млрд. долл. – предполагается направить на развитие инфраструктуры и модернизацию тяжелой промышленности, что будет способствовать модернизации экономики в целом. В числе основных проектов – переоборудование металлургического завода в г. Мисурата с удвоением его мощности до 1,2 млн. т в год. На проведение этих работ ливийская металлургическая компания («Lisco») намерена затратить 20–25 млн. долл. План предусматривает также развитие нефтедобычи и нефтепереработки.

Для выполнения программы необходимо привлечь иностранные инвестиции. Запланированный значительный объем капиталовложений, 5%-ный экономический рост послужили сигналом для заграничных инвесторов, которые стали рассматривать Ливию как потенциального торгового партнера и объект для инвестиций (как в 70-е годы). Немалую роль сыграл и отказ ливийского руководства от политики изоляции.

Иностранный капитал проявляет интерес к инвестированию в ливийскую экономику, причем не только в ее нефтегазовую отрасль. Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является отсутствие соответствующего законодательства. Законы шариата применяются в основном при решении семейных проблем, в отношении наследуемого имущества и пр. Существует коммерческий (торговый) свод законов, а также специальные законы и декреты. Законов же, касающихся иностранных компаний, которые намерены вкладывать свои капиталы в Ливии, немного. Это нефтяной закон № 25 от 1955 г., закон № 5 «Обеспечение иностранных инвестиций в Ливии» от 1977 г. и различные законы о социальной защите, занятости и иммиграции.

Одновременно с принятием закона № 5 было создано специальное ведомство, призванное содействовать привлечению инвестиций в сельское хозяйство, промышленность, сферу обслуживания, туризм и т.д. Особо подчеркивалась необходимость налаживания производства оборудования, запасных частей, совершенствование телекоммуникаций, в частности, подключение к Интернету. Закон об иностранных инвестициях предусматривал ряд льгот для инвесторов, а также местных предпринимателей, занятых в совместных предприятиях. Список льгот включал в себя: освобождение от таможенных пошлин и налогов на машины и оборудование, право передачи собственности на разработанный проект и реэкспорта капитала, право использовать иностранный персонал за неимением подготовленного местного соответствующей квалификации. Отдельные положения закона касались лизинга, собственности на землю и сооружения зданий, необходимых для осуществления проекта.

Закон № 5 гарантировал безопасность от национализации и конфискации, за исключением случаев по судебным решениям. В том случае, если род деятельности, которой занимался инвестор, не подходил ни под одну из статей закона, последний мог выбрать альтернативные варианты: 1) зарегистрироваться как ливийское отделение иностранной компании, 2) образовать совместное предприятие с ливийским партнером, 3) выбрать местного агента. Если иностранная компания намеревалась открыть в Ливии филиал, она должна была избрать тот вид бизнеса, в котором разрешалась деятельность иностранных фирм, а именно: горнодобывающая промышленность, геологоразведка, судоходство, авиация, связь. Следует отметить, что процедура оформления дочерних представительств очень сложная, требует сбора массы документов и предоставления их ливийскому коммерческому департаменту на арабском языке, а затем ливийское народное бюро передает их уже на языке материнской компании. Что касается второго варианта – основания совместной компании, то условия здесь менее привлекательны для иностранных инвесторов, поскольку 51% капитала должен принадлежать ливийскому государству, и большинство членов совета директоров, а также сам директор должны быть ливийцами. Документ об учреждении совместной компании должен содержать данные о компании, сфере ее деятельности и о держателях акций. Третий вариант – назначение агента внутри страны. Это наиболее популярная стартовая точка для желающих вложить свои капиталы в Ливии. Однако законы об агентах устарели, они не содержат четких и ясных рекомендаций относительно таких соглашений о компенсациях, которые должны выплачиваться и пр.

Следует сказать, что с момента принятия закона № 5 об иностранных инвестициях от 1977 г. прошло довольно много лет. С тех пор в мире произошли большие изменения, выразившиеся в распространении информации и знаний, многократном и полном обновлении технологий, развертывании процессов регионализации и глобализации (процесс концентрации производительных сил человечества) и т.д. Назрела необходимость принятия нового, более совершенного законодательства об иностранных инвестициях, учитывающего происходящие в мире изменения. Тем не менее, как отмечал журнал «MiddleEast» в октябре 2002 г., «президент ННК А.А. Хафез аз-Злитни является убежденным сторонником привлечения иностранных инвестиций, и это, видимо, во многом определяет благоприятный для инвесторов климат в стране».

В проведенном в начале 2002 г. компанией «Robertson Research» исследовании Ливия названа в числе наиболее привлекательных в мире стран для разведки и добычи нефти. По результатам опроса, проведенного в нефтяных компаниях, единственным недостатком была названа долгая процедура выдачи лицензий на разведку и разработку месторождений. Хотя низкие издержки производства, составляющие всего 1 долл. за баррель, несомненно, являются фактором, привлекающим инвесторов. Нынешняя открытость ливийской экономики для иностранного капитала также способствовала такому выводу исследования.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.