Рефераты. Социально-экономический и политический аспект миграционных процессов населения Северной Африки

Социально-экономический и политический аспект миграционных процессов населения Северной Африки

Реферат

Социально-экономический и политический аспект миграционных процессов населения Северной Африки


В основе современной миграции за рубеж из стран Северной Африки лежит комплекс причин – экономических, социальных, политических. В разные периоды современной истории североафриканских государств во второй половине XX – начале XXI века роль отдельных факторов менялась. Однако многие исследователи проблем, связанных с миграцией арабов за рубеж, выделяют экономические причины как основные. Эта оценка находит свое подтверждение как в географическом распределении миграционных потоков, так и в социологических опросах. Наряду с этим следует отметить, что порой трудно отличить трудовую миграцию, т.е. по экономическим причинам, от политической. Между тем четкое разграничение трудовой и политической миграции на основе точных критериев имеет важное значение для объективного анализа проблемы. В этой связи представляется актуальным и значимым совершенствование методики опросов, проводимых среди мигрантов с целью выявления истинных причин и мотивов выезда за рубеж, т.к. значительное число респондентов в ходе опросов либо не знает, как правильно выразить свое отношение к соответствующему вопросу из-за того, что часто мотивы носят сложный характер (в случае, когда причины имеют комбинированный характер, т.е. среди них и политические, и экономические мотивы), либо пытается скрыть истинную причину. Последнее чаще всего проявляется в случаях, когда статус мигранта не определен к моменту опроса, когда мигрант сталкивается с юридическими и иными проблемами, а это – достаточно распространенное явление, особенно когда миграция носит нелегальный характер и т.д.

Особое место, в силу их комплексного характера (сочетания экономических, политических и социокультурных процессов), принадлежит таким факторам, как глобализация хозяйственной жизни, усиливающаяся в последние десятилетия, но в особенности начиная с 90-х годов XX в., а также воздействие на страны Северной Африки демонстрационного эффекта, взаимопроникновения культур.

Однако социальные причины миграции наряду с экономическими играют преобладающую роль в развертывании миграционных процессов из стран региона. Они, как и вышеназванные, имеют сложную структуру, определяемую как социокультурными или историко-цивилизационными особенностями, так и другими, в частности, демографическими процессами, главным образом высокой динамикой прироста населения, оказывающей сильное влияние на рынок трудовых ресурсов.

Анализ географического распределения миграционных потоков из стран Северной Африки свидетельствует о том, что на протяжении второй половины XX – начала XXI веков подавляющее большинство мигрантов – до 90–95% их общего числа – направлялось в промышленно развитые страны и богатые нефтедобывающие монархии Залива, а также в Ливию. Представление об этом дает распределение численности мигрантов по странам и регионам.

Данные указывают на стойкую тенденцию, сохраняющуюся вплоть до настоящего времени, в распределении мигрантов среди стран и регионов мира в пользу государств с высоким уровнем подушевого дохода. Последний в 2–3 раза, как это имеет место в случае с Ливией, или в 5–10 и более раз – в промышленно развитых государствах и странах Залива превосходит соответствующий показатель в странах Северной Африки.

Действительно, несмотря на определенный экономический прогресс, достигнутый североафриканскими государствами в условиях независимости, ключевой показатель, характеризующий уровень жизни населения в них – подушевой доход, все более отстает от соответствующего показателя в промышленно развитых странах и государствах Залива.

Разумеется, при столь значительном разрыве в уровнях дохода в расчете на душу населения, а также в условиях углубления этого разрыва, несмотря на рост подушевого дохода в странах Северной Африки, здесь не только сохраняются, но, и это надо признать, даже усиливаются стимулы к эмиграции в поисках высокого заработка. На это указывает значительная, если не сказать огромная, разница в уровнях заработков на родине и в эмиграции. Заработки мигрантов в промышленно развитых странах и государствах Залива по отдельным специальностям в 3–4 – 10 и более раз превышали заработки у себя на родине. Причем даже при низкой оплате труда арабских рабочих на неквалифицированных работах в промышленно развитых странах масштабы разрыва могут быть еще больше, т.к. на родине – от Марокко до Египта и Судана – оплата неквалифицированного труда, в особенности в провинциальной «глубинке», нередко носит чисто символический характер. Несколько иное положение у нелегальных мигрантов, заработки которых отличаются непостоянством выплат и крайне невысоким уровнем. Тем не менее огромный разрыв существует, и он служит мощным стимулом к миграции из Северной Африки. Большинство исследователей отмечает, что практически во всех странах региона сильнейшим фактором развертывания процессов массовой эмиграции за рубеж была возможность получения значительно более высокого заработка.

Что касается другой, не менее важной причины – высокого уровня безработицы, то она все же уступала первому фактору. Лишь в Алжире и Марокко его влияние было столь же сильным, а, возможно, даже несколько более сильным, чем высокий заработок. Его значение, на наш взгляд, несколько ослаблено с последней четверти XX в. в Египте и Тунисе в результате либеральных экономических реформ, открывших, в особенности в Тунисе, новые дополнительные возможности для роста доходов. Эта тенденция в данных странах постепенно нарастает по мере углубления либерализации экономической жизни к концу XX – началу XXI вв. и начинает проявляться и в большинстве других стран Северной Африки, но все же менее заметно, чем в Тунисе и Египте. В Судане, несмотря на то, что масштабы безработицы в этой стране также значительны, все же этот побудительный мотив не столь силен, как в Алжире и Марокко, из-за возможностей трудоустройства в аграрной сфере, где имеются огромные ресурсы, но слабы материальные стимулы вследствие низкого уровня экономического развития и ограниченных доходов.

Различия между странами региона по степени влияния прочих факторов нельзя рассматривать как значительные, хотя они и имеются. В частности, скажем, государственная политика поощрения трудовой миграции, играющая определенную и в отдельных странах – ощутимую роль, менее выражена в Судане и Тунисе. В Судане это объясняется в целом невысокой эффективностью и даже противоречивостью государственного регулирования социально-экономических процессов, в Тунисе – относительно меньшей заинтересованностью государства в проведении такой политики в сравнении, допустим, с Египтом.

Что касается роли демографического фактора, то, сыграв значительную и даже определяющую роль в 60–70-е годы, он затем в большинстве государств (исключение составляет Мавритания) заметно, хотя и в разной степени, ослабляется.

Возможность повышения профессионального образования более явно просматривается как мотив миграции в наиболее развитом из стран региона – Тунисе. Возрастающую роль в последнюю четверть XX в. он играет и в Египте и Марокко, где более чем в других странах региона проводится техническая модернизация экономики, продвинута и более европеизирована система образования и профессиональной подготовки, хотя еще и преждевременно говорить о значительном влиянии данного фактора.

Политическая нестабильность, как в отдельных странах, так и в целом в регионе (из-за ближневосточного конфликта и роста радикализма, выступающего под знаменем ислама) – заметная, но не столь значимая, как вышеуказанные, причина миграции, ее воздействие в основном ощутимо в Судане и Алжире в условиях гражданских конфликтов (гражданских войн). Однако в периоды обострения социальных (внутристрановых) и региональных конфликтов влияние этого фактора, несомненно, возрастает.

Следует подчеркнуть, что степень влияния этих стимулов и факторов – не статическая величина, и она менялась на различных этапах исторического развития той или иной страны. В частности, влияние отдельных факторов возрастает под воздействием, например, роста и постоянства высокого уровня безработицы практически во всех странах региона.

Данные таблицы свидетельствуют о значительных масштабах безработицы в странах Северной Африки. Естественно, что при столь высоком ее уровне происходит выталкивание значительных масс новых рабочих рук за пределы национального рынка труда. Даже в такой относительно благополучной в экономическом отношении стране, как Тунис, безработица столь значительна, что государство рассматривает ее как наиболее острую социально-экономическую и политическую проблему, решение которой является самой приоритетной задачей, стоящей перед правительством.

Впрочем, как невысокий уровень подушевого дохода, так и значительные масштабы безработицы являются производными от относительно низкого уровня развития национальных экономик рассматриваемых стран и низких или умеренных темпов экономического роста. В этой связи для понимания характера и перспектив развития миграционных процессов исключительное значение имеет анализ и оценка результатов рыночных реформ, посредством которых правящие режимы в странах Северной Африки стремятся достичь необходимых высоких и, что не менее важно, стабильных темпов экономического роста, причем главным образом или целиком за счет мобилизации и эффективного использования в хозяйственной жизни внутренних источников развития.

Начавшиеся в 80-е, главным образом в 90-е годы прошлого столетия рыночные реформы во всех без исключения странах Северной Африки одной из главных целей имеют преодоление определенного застоя в экономическом развитии, характерного для большинства из них в 60–70-е годы. Вызванный чрезмерным бременем, которое взвалило на себя государство в экономической сфере после вступления этих стран на путь независимого политического развития, экономический застой выразился в относительно низких или невысоких темпах роста ВВП, не способных обеспечить создание новых рабочих мест в том количестве, которое требует приток рабочих рук на рынок труда. Между тем, по подсчетам египетских экономистов, ежегодно страна нуждается примерно в 500 тыс. новых рабочих мест. По имеющимся оценкам, примерно 300–400 тыс. рабочих мест ежегодно необходимо создавать в таких странах региона, как Марокко, Судан и Алжир. В Тунисе этот показатель также высок – до 65–70 тыс.

Эти данные указывают на значительный потенциал миграции за рубеж по трудовым мотивам – многочисленное население региона, высокий уровень экономически активного населения, стабильно высокий уровень безработицы. К этому следует добавить относительно высокие темпы демографического роста, а также ограниченные природные, в том числе сельскохозяйственные ресурсы.

Показательно, например, что и в 90-е годы, когда темпы демографического роста в Египте заметно упали, а темпы экономического роста возросли, все еще сохранялся разрыв между темпами роста занятости и темпами прироста численности рабочих рук на рынке труда. По имеющимся оценкам, они составляли в 90-е годы соответственно 2,4 и 3,0%.

Понятно, что при столь значительных масштабах проблемы безработицы для ее решения необходимы крупные инвестиции в национальную экономику. Между тем, по данным Мирового банка, доля накоплений в странах региона в первой половине 90-х годов (как и в предыдущие десятилетия) была одной из самых низких среди регионов мира. Ее величина колебалась в пределах 13–16%, в то время, как в азиатских странах она превышала 22–26%, в среднем по развивающимся странам – 21–23%.

Пока рано делать окончательные выводы о влиянии рыночных реформ в странах североафриканского региона, т.к. целый ряд программ, реализуемых в их рамках, еще не завершен, а в полной мере эффект от их проведения следует ожидать, вероятно, лишь через одно-два десятилетия. Прежде всего и главным образом это относится к приватизационным программам. Согласно официальным данным, в Египте, а также в Марокко только во второй половине 90-х годов приступили к реализации решающей фазы приватизации государственных компаний. В Алжире к началу XXI в. была приватизирована только небольшая часть государственных предприятий. Медленными темпами идет приватизация и в Тунисе – одной из наиболее развитых в хозяйственном отношении стран региона. В Ливии государство также не спешит отказаться от целого ряда ключевых регулирующих функций и прав собственника в таких важных отраслях и сферах национального хозяйства, как нефтегазовая промышленность, энергетика, финансы, природные ресурсы и недра и т.д. В решающей стадии, но пока далеко не завершена либерализация внешнеэкономических связей, идет процесс либерализации инвестиционного законодательства.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.