Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.).
Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей. [15, с.144]
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2.2 Инструменты торговой политики
2.2.1 Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины –государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортные тарифы. [14, с.515]
Таможенная пошлина (тариф)– плата в пользу государства, которая взимается при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. [10, с.441]
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям:
Направление движения товара. В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
Способ установления пошлины. В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения. В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат. Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол.
В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости. [15, с.145]
Ставка пошлины. Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами.
В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными).
Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.
Направление действия пошлин. В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины.
Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.
Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.
Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.
Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.
Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу* (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.
Экономический характер. В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины. Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.
Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей.
Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.
Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.
2.2.2 Нетарифные барьеры
Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:
1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий :
паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие;
меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины);
финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли;
количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничении на ввоз и вывоз товаров;
автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;
государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами;
технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности.
2.2.3 Формы стимулирования экспорта
В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта. Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров.
Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.
К формам стимулирования экспорта примыкает такое направление торговой политики, как демпинг - продажа экспортируемых товаров на каких-либо зарубежных рынках по более дешевым ценам, чем на других (обычно национальных). Хотя от демпинга и выигрывают потребители, но убытки, которые несут производители аналогичных товаров, вынуждают государства проводить антидемпинговые мероприятия (например, вводить антидемпинговые пошлины). Применение таких мер было санкционировано антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран - членов ГАТГ в 1967 г. [14, с.519]
Антидемпинговые меры достаточно широко используются как средство защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. К российским товарам антидемпинговые процедуры применялись и в период государственной монополии внешней торговли (до 1988 г.), но особенно широко в период, которым в литературе иногда называют периодом «анархии внешней торговли» (1988-1992гг.), когда существование госпоставок и контролируемых цен при ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю привело к массовой бесконтрольной распродаже на западных рынках товаров по ценам, как правило, значительно ниже рыночных. В этот период было введено много антидемпинговых санкций против Российских товаров. Большинство из них продолжает действовать и в настоящее время. С 1992 г., когда внутренние цены в России значительно приблизились к мировым, желающих реализовывать российские товары по демпинговым ценам стало значительно меньше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7