Рефераты. Россия в системе мирового хозяйства

Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство. [2]

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо поставить и постараться решить следующие задачи:

установление стабильного политического режима;

развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;

стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса (НТП). [3]


2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство


По мнению многих экономистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих успешно интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

·                    развитую научно-техническую базу;

·                    высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

В России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте - и газодобычи. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5% и 12,9%; нефтепродукты 26,1% и 20%; электроэнергия 4,4% и 2,4%).

Рассматривая богатые природные ресурсы за несомненное благо, необходимо отметить некоторые точки зрения на этот вопрос экономистов (российских и зарубежных), аргументировано доказывающих, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается основа "экономического национализма". Такой национализм, т.е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире. В то же время, очевидно, что в ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, ресурсный потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве.

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль.

Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение заработной платы и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным образом в производстве несложных трудоемких видов продукции.

Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. С начала 90-х годов "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 2006 г. - уже 57-е. однако это далеко не последнее место. Намного хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство определяют не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться.

Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народнохозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а должна быть призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.

Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.

Вхождение в мировое рыночное сообщество связано с борьбой за свое место на международном рынке. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. [4]


2.3 Участие в международных союзах


Практика показывает, что в настоящее время в силу, прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международных космических станций), в области военно-технического сотрудничества.

Учитывая вышеизложенное, важным шагом дальнейшей интеграции России в систему мирового хозяйства явилось вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2006 г. Рассмотрим некоторые аспекты присоединения России к ВТО.

Россия и США в соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с которыми Россия и США взяли на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить ставки тарифов по промышленным товарам на 3% и снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15%, самолетов - с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения к ВТО. Кроме того, Россия и США договорились также снизить пошлины на лекарства, одежду и обувь, продукцию электроники. Правительство США взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемой в Россию продовольственной продукции в соответствии с международными нормами.

Вхождение в 1998 г. России в Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить объем ВВП на 10-12 млрд. долл. Присоединение России к ВТО даст ей возможность ликвидировать только потери от ограничения экспорта отечественной продукции до 1 млрд. долл. в год.

По мнению автора, подписание российско-американского протокола о присоединении России к ВТО является историческим шагом, который возвращает Россию на рыночные принципы функционирования мировой экономики, дает возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке, делает Россию более весомой единицей в структуре мирового хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.