Российско-китайские отношения 1990-ых годов целесообразно рассматривать с первого визита первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Китайскую Народную Республику 17-19 декабря 1992 года. Данный визит ознаменовал начало новых межгосударственных отношений не только между двумя названными странами, но и во всей внешней политике России, которая стала приобретать универсальный характер. Известно, что во время существования СССР наблюдалась враждебность и неприятие всего, что исходило с Запада, обусловленная прежде всего идеологией. После распада Советской страны политика РФ координально изменилась. Россия, как бы пытаясь наверстать упущенное, стремилась сотрудничать, развивать отношения с Западом, многое заимствовать. При этом она забывала про Восток. Теперь же, в частности после встречи президента РФ Б. Н. Ельцина и генерального секретаря КНР Цзян Цзэминя на международном уровне, ситуация изменилась. Поворот внимания России в сторону КНР дал ей возможность пробрести устойчивость, безопасность и определить свои долгосрочные интересы в отношении всего мира. Важно отметить взаимовыгодность сотрудничества Китая и России как политически, так и экономически. Являясь территориальными соседями с очень протяженной границей, эти страны заинтересованы в стабильности, мире и нормальных добрососедских отношениях друг с другом[17].
Что же касается практической стороны, то в ходе визита Б.Н. Ельцина в КНР 18 декабря 1992 года была принята Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В соответствии с данным документом Россия и КНР рассматривают друг друга как дружественные государства и обязуются не участвовать в каких-либо военнополитических союзах, направленных против другой стороны. Кроме этого министры иностранных дел России и КНР подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы, а также межправительственное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Данный визит решал несколько задач. Правительства РФ и КНР показали своим народам и внешнему миру, что их отношения носят нормальный и регулярный характер, что у стран есть общие подходы, определяющие основы отношений между ними. Более того Москва и Пекин продемонстрировали отсутствие серьезных противоречий в двухсторонних отношениях, а также в подходе к важным вопросам регионального и глобального характера. С этого времени оба государства, установив между собой освобожденные от идеологического налета отношения нового типа стали совместно выступать против силовой политики на мировой арене, за справедливое разрешение международных проблем. РФ и КНР, имея сходные интересы в АТР, стали выступать в качестве общего гаранта безопасности и спокойствия на границах сопредельных стран. Стороны осудили попытки нарушения Вашингтоном договора «По ПРО» как серьезную угрозу стратегической стабильности, выразили обеспокоенность американским планом развертывания национальной системы противоракетной обороны. Но не смотря на это, многочисленные межгосударственные проблемы были отложены на будущее.
В последующем встречи глав государств России и Китая стали регулярными и проходили каждый год. Одной из наиболее значимых была встреча 1996 года, на которой 25 апреля в Пекине была разработана «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной республики». Стороны провозгласили свою решимость развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Так же они подтвердили приверженность принципам, зафиксированным в Совместной декларации об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией 1992 года и в Совместной китайско-российской декларации 1994 года. Благодаря этой декларации в Пекине и Москве появилась линия «горячей» телефонной связи между правительствами Китая и России. Стороны обусловили готовность вести регулярный обмен опытом и информацией о социально-экономическом развитии своих стран. Был рассмотрен курс на увеличение товарооборота. Затронут, как и в 1994 году вопрос ядерного оружия и военной области, и подтверждено заявление о ненацеливании своих стратегических ядерных ракет и неприменении первыми друг против друга ядерного оружия. Подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. В упомянутой декларации курс взаимоотношений РФ и КНР был направлен на сближение, развитие экономических, политических связей между странами, а сами они рассматривались их как миролюбивые дружественные соседи.
Российско-китайские встречи на высшем уровне этих и последующих лет оказались успешными, ибо стороны занимали в общем сходные позиции. Стабильность и добрые отношения между Россией и Китаем слишком важны для обеих стран и потому не могут быть заложниками противоречий. Поэтому, сознавая, что в интересах региональной стабильности идеологические разногласия не должны быть помехой в межгосударственных отношениях, обе стороны стремятся избегать любых проблем, которые могут ухудшить двусторонние отношения.[18]
К началу ХХI века российско-китайские отношения прошли три основные стадии: от отношений «между дружественными странами» к «конструктивному партнерству» и затем – к «стратегическому партнерству». Происходит неуклонный процесс в развитии отношений двух государств во всех направлениях, чему способствуют следующие обстоятельства.
Первое – стороны оказывают друг другу глубокое доверие, в первую очередь, в сфере взаимной безопасности, строго придерживаясь принципов взаимного уважения, равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Стороны проявляют уважение к выбору пути, сделанному народом другой стороны для сохранения национального единства, государственного суверенитета, территориальной целостности и политической независимости.
Второе – для углубления взаимопонимания партнерские стороны создают систему взаимных визитов обоих государств, регулярных встреч глав правительств и консультаций министров иностранных дел, постоянного обсуждения основных направлений продолжения устойчивого поступательного развития отношений между РФ и КНР.
Третье – стороны постоянно расширяют и повышают уровень координации усилий по важнейшим международным вопросам, предлагают совместные усилия для сохранения международного мира, продвижения международного сотрудничества и развития. [19]
Важным фактом, закрепившим отношения между двумя державами в последнем десятилетии, стало заключение Соглашения о советско-китайской границе на её восточной части. Выступая за превращение общей границы в рубеж добрососедства, дружбы, миры и спокойствия, Москва и Пекин заявили о необходимости скорейшей выработки соглашения о взаимном сокращении вороженных сил в районе границы, развития дружественных связей между армиями двух государств и укрепления военно-технического сотрудничества с учетом международных обязательств обоих государств. Вместе с тем, китайская сторона, придерживаясь прежней точки зрения, отказалась признать прохождение нынешней пограничной линии в районе Уссурийской дельты и острова Большой на реке Аргунь[20].
Опыт международных отношений показывает, что крепче всего сближают народы взаимовыгодные деловые связи – торговля и экономическое сотрудничество, культурный обмен. Для России экономическое взаимодействие с Китаем имеет значение и сейчас во многих направлениях и обусловлено существенными внутренними и внешними факторами.
Во-первых, Китай является наиболее быстро развивающейся страной в регионе и в мире, и роль его в процессах глобализации мировой экономики неуклонно возрастает. Этим процессам сопутствует высокая динамика развития экономики. Уже тогда многие государства АТР рассматривали Китай как наиболее вероятного лидера. Сейчас эта ситуация подтверждается.
Во-вторых, Китай представляет собой огромный рынок не только для сбыта потребительских товаров, но и самого разнообразного сырья, в котором он испытывает дефицит. Сырьевые же товары являлись основными статьями российского экспорта. Следовательно, китайский рынок имеет для России стратегический характер. В КНР рос также и спрос на передовые технологии, в том числе на военные технологические разработки, которые также предлагает внешним рынкам Россия.
В-третьих, Россия также заинтересована в раскрытии своего уникального силового потенциала евразийской державы, восстановлении статуса одной из ведущих тихоокеанских держав. Для реализации этого интереса сближение с КНР в политической области является важной предпосылкой. Цель дальнейшего развития кооперационных связей в регионе – создание условий для сохранения позитивных тенденций ускорения темпов экономического роста и получение выгод от интеграции экономик региона.
Но Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отставали от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь были сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Уже работала российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.
По мнению сторон, на данном этапе самыми важными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества признавались электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Есть планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, разработки газовых месторождений на территории Китая, строительства углепроводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.
Подписано было межправительственное торговое соглашение на 1997-2000 гг. Создан российско- китайский комитет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, планировалось создание на границе Читинской области зоны беспошлинной торговли; готовилось договоренность о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е. контролируемой трудовой миграции.
В рамках совместной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образовались межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в области энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Рассматривались варианты создания в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по широкому спектру торгово-экономического сотрудничества. Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполнялись с большим напряжением или не выполнялись вовсе. Так, намерения сторон довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов, т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд., а в первом квартале 1998 г. уменьшилась еще на 5% по сравнению с 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь, сократила закупки товаров ширпотреба из Китая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5