Содержание
Введение
Раздел 1. История российско-иранских отношений
Глава 1. Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений
Глава 2. Роль Астраханского региона для российско-иранских отношений в историческом аспекте
Раздел 2. Роль Астраханского региона в русско-иранских отношениях на современном этапе.
Глава 1. Генеральное консульство Исламской республики Иран в г. Астрахань
Глава 2. Роль Астраханского региона в социально-культурном сотрудничестве двух стран
Глава 3. Роль Астраханского региона в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран
Заключение
Библиографические источники
В современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства. Также оно имеет целью ограничить влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных, но преследующих свои собственные интересы в данном регионе (особенно если эти интересы не согласуются с интересами двух сотрудничающих государств). На сегодняшний день именно в этом заключаются предпосылки для развития российско-иранского стратегического партнерства.
Объектом приведенного исследования являются предпосылки, история и перспектива развития стратегического, экономического сотрудничества Исламской Республики Иран и Астраханской области, как субъекта Российской Федерации формирующий базис для формирования вышеуказанных критериев сотрудничества.
Степень научной разработанности приведенной тематики, как в области российско-иранских отношений, так и роли Астраханского региона в ней, невысока. Неактуальность приведенной тематики в научной среде обосновывается:
· внешне - политической ситуацией вокруг Ирана;
· отсутствием масштабного делового сотрудничества между политической элитой двух государств, отсутствие нормативно – правовой базы для устойчивых экономических отношений, что ограничивает интерес бизнесменов обеих стран в инвестициях;
· отсутствием идеологического сходства построения правовых систем государств, в связи с чем, Иран зачастую рассматривается учеными как государство с исламской правовой системой, живущей по законам Шариата, а не как политический, экономический и энергетический партнер и субъект, что тщетно.
В отечественной научной литературе неизмеримо полнее исследованы более ранние этапы российско-иранских отношений, их объективные факторы и исторические предпосылки, особенности же и закономерности развития этих отношений в современную эпоху, т.е. в конце XX - начале XXI вв;. проанализированы в самых общих чертах.
Также необходимо подчеркнуть, что в связи с четкой и узкой формулировкой региона, роль которого необходимо отобразить для отношений двух стран, в ходе исследования широко использовались газетные статьи, а также интернет статьи с официальных сайтов органов государственной власти субъекта, официального сайта астраханского региона, сайты официальных представительств Исламской Республики Иран и т.п., полученная информация подвергалась анализу и по мере необходимости была использована, с целью отображения результатов произведенного исследования.
Целью проведенного исследования являются:
· представить роль Астраханского региона в Российско-Иранских отношениях;
· отобразить перспективы сотрудничества двух стран, повлияющие на развитие Астраханского региона;
На основании составленных целей были поставлены задачи, выполнение которых необходимо для полного и глубокого исследования представленной тематики:
· изучение, отображение истории российско-иранских отношений;
· отображение степени, положительных и отрицательных черт, сложившихся отношений между Ираном и Астраханской областью;
· установление наличия, анализ монографий, статей в периодических изданиях, журналистских статей, интернет ресурсов по приведенной тематике.
Политические отношения русского государства и Ирана имеют многовековую историю, о чем свидетельствуют дошедшие до нас материально-культурные и исторические источники, в частности записки иностранцев бывших в России и Иране, посольские дела и т.п.
Наиболее распространенной формой политических взаимоотношений государств был обмен посольствами. По письменным источникам, отправка послов прослеживается со времен Киевской Руси. Следует, в частности, отметить попытки Российского государства и Ирана на протяжении XVI-XVII вв. заключить союз, направленный против Турции, а также Персидский поход Петра I (1722), формально совершавшийся с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами, на самом же деле – укрепить российские позиции в регионе. Начало XIX в. характеризуется обострением Восточного вопроса, связанным уже с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав, и значительным ухудшением российско-иранских отношений. Не последнюю роль в обострении российско-иранских отношений сыграла политика Великобритании и Франции.[1]
Результатом ухудшения отношений стали две русско-иранские войны 1804–1813 и 1826–1828 гг. В этой связи нельзя не согласиться с петербургским историком Ирана И. В. Базиленко, отмечавшим, что «первые три десятилетия XIX в. занимают печальное первое место в отношениях между россиянами и иранцами в сравнении со всем предыдущем периодом достоверной истории».[2]
Впоследствии, однако, был относительно краткий период союзнических отношений двух государств, когда Иран своими двумя походами на Герат (1838 и 1856 гг.) отвлекал внимание Великобритании от продвижения в Среднюю Азию, где уже постепенно начала утверждать свое влияние Россия. Однако русско-иранские войны и последующее уже в конце XIX-начале ХХ в. экономическое закабаление Ирана Великобританией и Россией значительно подорвало авторитет и престиж России в глазах иранского населения. Ситуация стала исправляться лишь после Октябрьской революции 1917 г. в России, способствовавшее, в известной степени, освобождению Ирана от империалистического гнета.
Согласно советско-иранскому равноправному договору от 26 февраля 1921 г. Советская Россия отказывалась от всей собственности, принадлежавшей в Иране царской России. Вместе с тем 6-я статья договора предусматривала возможность ввода советских войск в Иран для недопущения использования Ирана прочими государствами как военной базы для выступлений против России. Соглашение предусматривало также общее равноправное использование вод Каспия для двух государств, подтвержденное впоследствии торговым договором о мореходстве 25 марта 1940 года. В дальнейшем продолжало развиваться экономическое сотрудничество Ирана и СССР.
СССР оказал Ирану большую помощь в проведении индустриализации, также в период кризиса 1929–1933 гг. (когда торговые отношения Ирана и России развивались на бартерной основе). Но не без давления Великобритании, правящие круги Ирана и шах новой династии Пехлеви препятствовали расширению торгово-экономического сотрудничества с СССР.
В конце 30-х годов наблюдалось значительное усиление позиций Германии в Иране. В планы фашистской Германии входило использование территории Ирана в качестве базы для экспансии против СССР и английских владений на Ближнем Востоке и в Индии. В то же время имел место рост антисоветских настроений в руководстве иранской армии, где говорили о возможности реванша в советском Закавказье. В результате с целью недопущения использования Германией территории Ирана туда одновременно, в сентябре 1941 г. были введены английские и советские войска. На основе договоренности Ирана, Англии и СССР Иран предоставлял свою территорию для транзитных перевозок стран Антигитлеровской коалиции. Однако рост влияния Советского Союза в Иране, его авторитета среди населения Ирана вызвали беспокойство правящих кругов и окружения шаха и толкнули их на тесное сотрудничество с Западом, теперь уже прежде всего с США.[3]
Прозападный курс страны особенно четко определился после присоединения Ирана к Багдадскому пакту в 1955 г, куда вошли также Ирак, Великобритания, Турция и Пакистан, а также и США после военного соглашения Ирана и США от 1959 г. Соглашение, не смотря на это СССР на основе соглашения 13 января 1966 г. оказал Ирану существенную помощь в строительстве металлургического и машиностроительного заводов, прокладке газопровода.
После революции 1979 г. и провозглашения Ирана Исламской Республикой, несмотря на разрыв отношений с США, СССР продолжал считаться врагом Ирана, только уже не в военном, а в идеологическом плане. Однако отношения республиканского Ирана и Советского Союза официально не прерывались. Широко распространено мнение, что улучшение российско-иранских отношений началось лишь после распада СССР. Однако ряд фактов свидетельствует, что это не вполне соответствует действительности. Надо заметить, что с самого начала руководство ИРИ и в частности руководитель республики аятолла Рухолла Мусави Хомейни, несмотря на широкую пропаганду идей «экспорта» исламской революции, проявляли достаточно прагматизма в отношениях с внешним миром, в том числе с СССР. К примеру, даже в первые годы существования ИРИ призывы экспортировать исламскую революцию в советские центрально-азиатские республики были очень редки, а если и имели место, то в очень мягкой форме, в отличие от обращений к мусульманам арабских государств.
Также необходимо освежить в памяти знаменитое письмо аятоллы Хомейни М.С. Горбачеву от 11 января 1986 г. Сам по себе факт обращения Р.М. Хомейни с письмом к руководителю СССР можно истолковать как стремление тогдашнего руководства Исламской республики обозначить пути для возможного улучшения отношений и начала диалога. [4]
Значение Астрахани в установлении и развитии российско-иранских отношений рассматривается с различной глубиной исследования, в контексте общегосударственных задач. В период, когда Вожско-Каспийский путь на Восток был основным, Астрахани уделялось существенное, а в отдельные периоды первостепенное внимание в осуществлении связей с Ираном. Город был также важнейшим стратегическим пунктом для распространения российского влияния в регионе. [5]
Первое упоминание о поистине взаимовыгодном сотрудничестве между двумя государствами появились 17 веке и основанием для такого сотрудничества стал необходимый на тот момент Российскому государству флот на Каспийском море. В связи с этим, в 1634 г. Голштинская Торговая Компания заключила договор с Россией о разрешении торговли с Персией на 10 лет. Для охраны своей торговли ей разрешалось построить 10 кораблей для плавания и по Волге, и по Каспию. В июне 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый корабль «Фридрих». Строил его корабельный мастер Кородес с помощью русских плотников. Корабль был длиною в 120 футов, имел три мачты, плоское дно и 24 весла. Одновременно была построена и морская шлюпка. На этом корабле голштинский посол А. Олеарий отправился из Нижнего Новгорода к Астрахани, а затем должен был отправиться в Иран. Корабль, приспособленный и для речного, и для морского плавания, выйдя в Каспийское море, вскоре погиб у берегов Дагестана, не выдержав бури. В 1640 г., уступая просьбам русского купечества, правительство России нашло предлог разорвать договор с компанией и строительство кораблей было прекращено.
Страницы: 1, 2, 3