Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1995–2010 гг.
Годы
Количество материнских компаний
Дочерние компании/
филиалы
1995
35 000
150 000
1998
39 000
270 000
2002
52 000
510 000
2006
63 000
630 000
2007
64 000
870 000
2008
77 175
773 019
2009
79 000
790 000
2010
82 000
810 000
Для современного этапа характерна тенденция увеличения числа ТНК из стран с развивающимися рынками и переходной экономикой, что обусловлено воздействием глобализации на экономику этих государств. В начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось около 90% материнских компаний ТНК и функционировало около 50% зарубежных филиалов, в развивающихся (в том числе странах с переходной экономикой) - 12 и 43% соответственно. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается активизация деятельности ТНК этих стран, которые к 2010 г. увеличили свою долю в общем количестве материнских компаний ТНК мира до 28,4% (развивающие страны – 26,4%, с переходной экономикой – 2%) и дочерних компаний и филиалов до 55% (53 и 2% соответственно)#"1.files/image001.jpg" hspace=10 vspace=10>
Рис. 1. Доля зарубежных НИОКР в общем бюджете исследований и ведущих стран мира, %
Важнейшими участниками процесса формирования глобальной инфраструктуры технологических нововведений являются ТНК. По оценкам экспертов, на их долю приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и не менее двух третей коммерческих расходов на исследования и разработки (около 450 млрд долларов). Свидетельством растущей интернационализации НИОКР является усиление роли иностранных филиалов ТНК в исследованиях и разработках. Согласно исследованию, проводимому ЮНКТАД, лидирующие позиции по количеству НИОКР, проводимых за рубежом, занимают компании США и Великобритании. В целом самая большая доля исследований, проводимых за рубежом, у корпораций стран Западной Европы, за ними следуют США и Япония. Основные затраты на НИОКР сконцентрированы в автомобильной промышленности, производстве телекоммуникационого оборудования, в фармацевтике и биотехнологической отраслях. Интернационализация НИОКР все в большей степени становится характерной и для стран Азии. В настоящее время 65% из 300 крупнейших ТНК имеют подразделения НИОКР за рубежом, из них 44% располагают данные подразделения в Индии, Китае и других азиатских странах. По прогнозам экспертов, в 2015 г. 84% крупнейших компаний будут иметь подразделения НИОКР за рубежом. Усиление процессов глобализации привело к появлению так называемых глобальных компаний. Этот термин появился в начале 80-х гг. ХХ в. К ним относят крупнейшие по объему продаж, прибыли, активам, капитализации и количеству занятых. В современных условиях глобальные корпорации являются крупными интегрированными бизнес-структурами производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля. Отличительными чертами таких ТНК являются:
· рассмотрение рынка с планетарных позиций и осуществление конкуренции в мировом масштабе;
· использование глобального подхода к управлению своими дочерними компаниями и филиалами, координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий, единообразная организация бухучета и аудита и адаптивность структур корпорации;
· направление значительной части своих прибылей на научные исследования (прежде всего в области высоких технологий);
· раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК;
· обеспечение высокой рентабельности путем своевременного изменения географического распределения и отраслевой структуры интегрированного в масштабе ТНК бизнеса;
интеграция глобальных компаний между собой путем осуществления слияний и поглощений, а также в форме стратегических соглашений и альянсов. Эксперты выделяют 500 крупнейших глобальных компаний (табл. 2). Лидирующие позиции принадлежат американским ТНК (140 компаний), далее – японские (67), французские (40), германские (39), китайские (37), британские (26). Динамично развиваются ТНК из стран БРИК (Бразилия (6), Россия (8), Индия (7) и Китай). Таблица 2.
Список крупнейших компаний мира по объему продаж (2010 г.)
Место в рейтинге
Компания
Страна
Объем продаж,
млрд. долларов
1
Royal Dutch Shell
Великобритания
458,361
2
Exxon Mobil
США
442,851
3
Wal-Mart Stores
405,607
4
BP
367,053
5
Chevron
263,159
6
Total
Франция
234,674
7
ConocoPhillips
230,764
8
ING Group
Нидерланды
226,577
9
Sinopec
Китай
207,814
10
Toyota Motor
Япония
204,352
Глобальные ТНК последовательно проводят стратегию образования крупных групп, объединяющих производственные, торговые и финансовые компании. В современных условиях глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют информационная, электронная, химическая, электротехническая, нефтяная, автомобильная, банковская и некоторые другие отрасли. Общемировую значимость имеют 100 глобальных корпораций. В 2009 г. активы этих компаний составляли 9% общего количества зарубежных активов, 16% объема продаж и 11% числа занятых всех ТНК. На зарубежную сеть 100 крупнейших фирм пришлось примерно 4% МВВП. Итак, основной движущей силой процесса транснационализации и глобализации экономики являются ТНК. Начиная с 1990 г. ЮНКТАД в своих документах и публикациях использует такое понятие, как «индекс транснациональности» компаний. За период с 1992 по 2009 г. индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК увеличился на 12% (с 51 до 63%), причем основное увеличение приходилось на показатель зарубежных активов. На рис. 2 представлен график увеличения индекса за последние 5 лет.
Рис. 2. Индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК за период с 2006 по 2010 г.
Разные компании имеют различные показатели транснациональности. К наиболее транснациональным отраслям относятся фармацевтика, телекоммуникации, автомобилестроение и др. (табл. 2).
Таблица 3. Индекс транснациональности (ИТН) 100 крупнейших компаний по отраслям
Отрасль
100 крупнейших ТНК
100 крупнейших ТНК из развивающихся стран
2009 г.
ИТН
Автомобилестроение
13
56
39,3
Добыча и переработка нефти
56,2
24
Электроника и электротехническое оборудование
57,7
19
59,9
Продукты питания, напитки и табачные изделия
68,1
60,5
Фармацевтика
63,6
50,4
Коммунальное хозяйство
55,5
41,6
Телекоммуникации
70,3
47,7
Все отрасли
100
62,4
54,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9