Во-первых, санитарные нормы никто не отменял, они продолжат действовать. СЭС после проведения тестов выдает производителю товара санитарно-эпидемиологические заключения, которые производитель предоставляет торговцам. Эти документы по-прежнему будут подтверждать соответствие товара требованиям по безопасности. При этом выдавать его будет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.
Также существует добровольная сертификация, например, по международным системам управления качеством и безопасностью пищевых продуктов - НАССР или ISO. Это дополнительное подтверждение качества выпускаемого товара. Они набирают популярность у российских производителей.
В-вторых, многие производители продолжат сертифицировать свою продукцию добровольно,несмотря на отмену обязательной сертификации. Например, обязательную сертификацию на продукцию масложировой отрасли отменили еще с 29 декабря 2008 года. НОомногие компании проводят внешний аудит, чтобы быть уверенными на сто процентов в качестве своей продукции.
В-третьих, необходимо признать, что за время существования обязательной сертификации, а это уже более 17 лет, отношение к ней двойственно. И многие считают, что она не оправдала возложенные на нее функции. Она превратилась просто в очередной побор с бизнеса, не дающей потребителю никаких гарантий безопасности. То есть, по сути, решение правительства признает де-юре то, что де-факто случилось уже давно – бесполезность сертификатов соответствия. Не секрет, что многие производители и продавцы нужные документы просто покупали. В итоге стодолларовый платеж за сертификат был просто фиговым листком, которым прикрывались те, кто и раньше реализовывал в России не самые качественные товары.
Требования к стандартному качеству в РФ до реформы определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Процедура обязательной сертификации не исключала возможностей для проникновения на рынок небезопасной продукции. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, хотя более 90% ее имело сертификаты соответствия (поддельных или выданных с нарушением правил). Рынок до сих пор насыщен продукцией, несоответствующей установленным требованиям. Государственная инвестиционная и промышленная политика России вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Потому как включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала России давно зашло в тупик без использования новейших высокоэффективных инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски в сфере реальной экономики. Решить эту задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций к реальному созданию эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, учитывающей вышеозначенные современные тенденции, внедрению механизмов её государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно и прозрачно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура, которая в свою очередь послужит и укреплению должного взаимодействия, кооперации с партнерами дальнего и ближнего зарубежья на единых принципах и механизмах, международных форматах и стандартах сетевой экономики.
Мировые тенденции и поставленные Президентом России стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в России с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики России на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и России в целом.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала - неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом. Международная сертификация получает широкое распространение в мире в качестве инструмента повышения качества продукции и услуг. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя продукции и услуг, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.
Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют российскому предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров и услуг. Соответствие СМК предприятий требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 служит в современной экономике основным доказательством конкурентоспособности продукции и услуг, готовности предприятия (фирмы) предложить их в нужном количестве. СМК становится основой рыночного технического регулирования ответственности за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), регулирования, распределения и снижения рисков.
1. Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).
2. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
3. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
4. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".
5. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. - М.: Издательство "Ось-89", 2000.
6. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. ИНФРА – М, 2009. –207 с. - ( Серия " Вопрос – Ответ")
7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. "Феникс". 2008. 255с.
8. Ерасова Е.А. Конкурентноспособность в современной экономике. Вопросы теории и практике. Спб: ОЦЭиМ. 2006
9. Ерасова Е.А. Международная стандартитазиция как фактор повышения конкурентноспособности национального производства в евразийском экономическом сообществе.
10. Ерасова Е.А. Экономические и правовые проблемы продовольственной безопасности России.
11. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации — Стратегическое направление повышения конкурентноспособности российской экономики.
12. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации – стратегическое направление повышения конкурентоспособности. Статья. Проблемы современной экономики. 2004. № 1/2 (9/10).
13. Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации как условие повышения конкурентоспособности экономики и вступления России в ВТО. Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы. Материалы международной научно-практической конференции./ Под ред. В.И.Капусткина. СПб. 2004.
14. Ерасова Е.А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения. Статья. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. 2006
15. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009
16. Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С., Ягудин С. Ю., Воронина Э. М.; под ред. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004
17. Крылова Г. Д. "Основы стандартизации, сертификации, метрологии". Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009.
18. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2009
19. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2008
20. Латышев М.В., Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.
21. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО "Люкс-арт". 2008
22. Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. - М.: НИСИПП, 2008.
23. Мишин, Виктор Михайлович. Управление качеством: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
24. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: ОАО Издательство "Экономика", 2008
25. Сергеев, Алексей Георгиевич. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - [2-e изд., перераб. и доп. ]. - М.: Логос, 2005.
26. Стандартизация и управлением качеством продукции. / В.А. Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
27. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2009
28. Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация, М.: Центр экономики и маркетинга, 2008
29. Шишкин И. Ф. "Метрология, стандартизация и управление качеством". Учебник. М.: Издательство стандартов. 2007
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5