Рефераты. Риски международной хозяйственной деятельности. Таможенная пошлина

Достаточно важным объектом СУР являются т.н. неосязаемые риски, тесно связанные с перемещением через таможенные границы «неосязаемых объектов» — услуг, информации, программных продуктов, результатов интеллектуальной собственности и т.д. При таком перемещении объектов через таможенные границы требуются специальные «точечные» методы проработки анализа и оценки рисков.

Также существует т.н. комбинированный подход, который одновременно использует все вышеотмеченные подходы: «нулевой риск» (детерминистский), «ненулевой риск» (логико-вероятностный), «условный риск» (эмпирический) и «неосязаемый риск» (специальный).

Коллегия ФТС, обсудив первые результаты внедрения новой системы, пришла к выводу, что ряд мероприятий не достиг нужного результата. В частности, было отмечено отсутствие работы по разработке целевых методик выявления рисков, так и не сформирована полностью база данных профилей риска.

Все это обусловило постановку задач на 2005 — 2006 гг. — разработку полного описания системы, увязку ее с действующими автоматизированными базами данных таможенных органов, разработку и активное внедрение целевых методик выявления рисков.

В основу организации таможенного оформления и проведения таможенного контроля товаров с учетом системы управления рисками положен Приказ ФТС от 3 декабря 2004 г. N 358. Данный Приказ определяет границы полномочий и схему взаимодействия отдельных должностных лиц и подразделений таможенных органов РФ, соответственно позволяет сделать вывод о границах допустимых действий таможенных органов. Сразу же следует отметить, что Инструкция, утвержденная данным Приказом, распространяется на действия сотрудников подразделений отделов/отделений контроля за таможенным оформлением (п. 5 Инструкции).

Положительный момент — использование терминологии, установленной Таможенным кодексом и Концепцией управления рисками; таким образом, не допускается разночтения в статусе и обязанностях лиц, действия которых охватываются данной Инструкцией.

Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях, как правило, применение мер контроля является составной частью собственно таможенного оформления. Не случайно самые значительные видимые изменения в таможенном контроле система управления рисками произвела именно в сфере таможенного досмотра. Система управления рисками призвана сократить время, т.к. с ее использованием досматриваются только те товары, которые подпадают под группу риска.

В настоящее время четко выявился ориентир применения системы рисков — по обложению товаров пошлинами, налогами. В связи с этим применение рисков направлено прежде всего на импортные товары, т.к. экспортные, за редким исключением, пошлинами не облагаются.

Определение профиля риска содержится в письме ГТК России от 2 апреля 2004 г. N 05-39/12151 и представляет собой совокупность сведений об области риска, его индикаторах, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. При этом следует отличать профиль риска, «доведенный до таможенного органа в бумажном виде», — это нормативные или иные официальные акты ФТС России, в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Анализ поступающей в таможенный орган информации проводится, как правило, по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. При этом используются разнообразные методы, среди которых можно упомянуть традиционные математико-статистические методы, целевые методы, как разработанные конкретно для данного профиля риска, так и сформулированные сотрудником таможенного органа самостоятельно.

Широко распространено в практике таможенных органов отнесение товара к группе риска на основании его принадлежности к той или иной товарной группе по ТН ВЭД. В ряде случаев этот критерий выступает единственным индикатором, в иных случаях применяется вместе с рядом других факторов.

В качестве следующей группы можно выделить отсутствие данных по товарным знакам. Главным индикатором риска в данном случае выступает заполнение графы 31 ГТД.

Важное значение при таможенном контроле имеет соблюдение требований и условий сертификации — в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством.

В отношении делящихся радиоактивных материалов следует отметить, что это достаточно обособленная группа риска. Нельзя не упомянуть достаточно большую группу профилей риска, связанных с действиями по уменьшению причитающихся таможенных платежей, в том числе в связи с недостоверным заявлением таможенной стоимости. Отнесение потенциальных рисковых случаев к этой группе зависит от множества факторов — заявление недостоверных сведений с целью занижения таможенных платежей, предоставление фальсифицированных документов либо предоставление внешнеторговых документов не в полном объеме.

Особую группу составляют случаи заявления недостоверных сведений о количестве товара, весе нетто/брутто, доле веса тары (упаковки) товара в общем весе товарной партии. Следует учесть, что помимо конкретных товарных позиций по ТН ВЭД в качестве индикаторов могут выступать и условные предельные доли по различным видам упаковки (например, вес брутто пластмассовой тары менее 90%, деревянной упаковки — 80%, картонных коробок — менее 96%), сравнение веса брутто товара вместе с максимальной грузоподъемностью транспортного средства.

Отдельно рассматриваются товары, могущие причинить вред жизни или здоровью граждан при несоблюдении лицом, перемещающим товары, гигиенических требований безопасности и пищевой ценности биологических активных добавок к пище (БАД). Отметим, что такие профили распространяются, как правило, на конкретный перечень товаров, ввозимых из конкретных стран, и связан прежде всего с наличием официально зафиксированной угрозы жизни или здоровью граждан — например эпидемия ящура в странах Европейского союза, или решения органов фитосанитарного контроля. Побочным элементом этого направления является подпадание под категорию риска товаров, ввозимых через страну, являющуюся индикатором риска. Рассмотрим абстрактный пример — допустим, в силу некоторых обстоятельств вводится запрет на ввоз цветочной продукции из Нидерландов (члена Евросоюза): запрет будет касаться не только собственно продукции, произведенной в этой стране, но и продукции иных государств ЕС, для которых Нидерланды являются местом убытия с единой европейской таможенной территории. В данном случае на участника ВЭД ложится дополнительная обязанность доказывания страны происхождения, отличной от Нидерландов, при том, что в рамках единого экономического и таможенного пространства ЕС такие документы при внутреннем транзите, как правило, не предоставляются.

Важным индикатором риска почти всегда является страна происхождения. Наиболее ярким примером является строгое отношение практически ко всем товарам, происходящим из Китая; в ряде случаев индикатором выступает собственно их китайское происхождение, в остальных требуется дополнительный индикатор.

Недостоверное декларирование является одной из основных угроз нарушения законодательств.

Отдельным блоком рассматриваются товары с нарушением авторских прав (интеллектуальная собственность). Это достаточно новое для российской таможни направление, которому уделяется особое внимание в связи с тем, что надлежащая охрана интеллектуальной собственности и соответствие российского законодательства и практики его применения международным стандартам в этой области является одним из условий вступления России в ВТО. Существует ряд профилей, направленных на выявление нарушений законодательства в этой сфере. Некоторые из них направлены на сочетание конкретного кода товаров, перевозимых только конкретным видом транспортных средств. Продукция, включающая в себя интеллектуальную собственность, если она расфасована и готова к продаже, может быть отнесена к группе риска при отсутствии информации в графе 31 ГТД (см. выше отсутствие данных по товарным знакам) и происхождении из ряда конкретно определенных в профиле стран.

Некоторый интерес представляет практика выявления товаров, которые полностью или частично не соответствуют заявленному назначению.

Практически все вышеприведенные примеры имеют установленный срок действия, но фактически носят постоянный характер, так как с истечением их срока действия вводятся новые профили, полностью повторяющие своих предшественников. Вместе с тем ряд используемых в работе профилей носит действительно временный (как правило, сезонный) характер; реже — иной индивидуальный индикатор, например наименование фирмы. Ряд профилей распространяется на товары, перевозимые только определенным видом транспорта.

Меры таможенного контроля закреплены в ст. 366 ТК РФ; их можно разделить на группу, связанную с документооборотом при таможенном оформлении, и собственно проверку заявленных сведений путем установления тождества между заявлением и наличием факторов.

Основная мера таможенного контроля, применяемая в дополнение к документальному контролю, — это таможенный досмотр.

Характерно, что практически во всех случаях, связанных с потенциальным риском по коду ТН ВЭД, решение о выпуске товара принимает только начальник таможенного поста или лицо, его замещающее.

Практически единственным источником информации по возможным рискам является Федеральная таможенная служба; представляется, что в ближайшие годы необходимо развивать получение «рисковой» информации из параллельных источников, в том числе зарубежных. Для реализации этого предложения необходимо налаживание постоянных контактов между таможенными органами России и соответствующих государств не только на вертикальном, но и на горизонтальном уровне (т.е. санкционирование руководством таможенных служб обмена информацией между низовыми таможенными органами разных государств в целях ускорения информационных потоков).

Такой подход в том числе позволит активизировать разработку профилей риска на уровне таможенных управлений и отдельных таможен, более приспособленных к специфике их деятельности, технологическим особенностям оформления и контроля товаров. [3]


2. Таможенная пошлина


В соответствии с таможенным законодательством при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и вывозе их с этой территории соответствующие лица (импортеры, экспортеры и т.д.) обязаны поместить их под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ, Таможенный кодекс) и соблюдать этот режим (ст. 156 ТК РФ).

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 11 Кодекса таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств (далее - товары) для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами. Под статусом товаров понимается наличие или отсутствие ограничений на пользование и распоряжение ими (пп. 6 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Предусматривая различные таможенные режимы в зависимости от характера внешнеэкономических операций, целей и обстоятельств, при которых они осуществляются, закон, таким образом, дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности выбирать наиболее отвечающие их интересам условия перемещения товаров через границу, а государству - осуществлять регулирование и контроль за этой деятельностью в целях защиты экономических интересов и безопасности страны.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.