Рефераты. Республика Казахстан и политика интеграции в рамках СНГ

20 января 1995 года президенты Н. А. Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями Договор между РК и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, а также Соглашение между РФ и РК об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, для постоянного проживания в РФ. Тогда же в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью.

28 января 1995 года на встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехсторонних документов, прежде всего Программа действий правительств РК, РФ и республики Беларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия и сроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в области финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шаги хорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ. Положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве начал функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Наши страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованную пограничную политику.

Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах. Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решается трудно. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не ратифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России положительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В интересах стимулирования двустороннего товарообмена подписано казахстанско-российское Соглашение о единстве управления Таможенными службами.

Президент Н. А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития внешних связей. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям. Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. В этой связи превращение Казахстана в полноправного субъекта международного права создало совершенно новую ситуацию в функционировании массового сознания не только в самой нашей Республике, но и в странах - соседях. Сейчас Казахстан и Россия - суверенные и независимые государства. Время как бы определило новую точку отсчета в их государственном строительстве. И тот факт, что граждане Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только из объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими национально-государственными интересами двух стран, но и из определенной противоречивости посылок в определении для себя приоритетов на международной арене в условиях незавершенного формирования внешнеполитических доктрин. Нет сомнений в истинности, глубокой жизненности устремлений народов к дружбе и согласию, их понимании того, что у России и Казахстана - общая судьба. Переживаемый нами исторический период поставил перед обществом сложные вопросы, подверг каждого из нас серьезным испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом к плечу на пороге новой эпохи, вместе, с честью преодолеют имеющиеся проблемы и войдут в 21 век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Однако процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, являются разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных политических и экономических интересов государств.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год.

Cозданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия, это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Идет наращивание совместных усилий на антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии.

Активизируется сотрудничество в гуманитарной сфере. В этой области одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесено предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.

Наряду с этим, в целях выработки дополнительных предложений концептуального характера о дальнейшем совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ образована Группа высокого уровня по повышению эффективности СНГ.

Продолжением диалога Глав государств по данной тематике стало проведение в Москве 21-22 июля т.г. неформального саммита СНГ на высшем уровне, в ходе которого Председатель СНГ Президент РК Н.Назарбаев представил на рассмотрение казахстанскую Программу реформирования СНГ.

В соответствии с казахстанской программой реформирования Содружества основные усилия государства-участники СНГ должны сосредоточить на тех направлениях, где можно добиться межгосударственного консенсуса и которые объективно не входят в компетенцию других региональных объединений или реализуются в них не в полной мере.

Глава Казахстана предложил пять основных направлений перспективной интеграции: миграционная политика, развитие единых транспортных коммуникаций, интеграция в научно-образовательной сфере, культурно-гуманитарное сотрудничество и борьба с трансграничной преступностью.

В рамках выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в начале 2008 года были созданы межгосударственные рабочие группы по разработке проектов Стратегии экономического развития СНГ, документов о сотрудничестве в сфере транспорта и обеспечения продовольственной безопасности, а также по уточнению механизмов функционирования СНГ и его организационному совершенствованию. Эти рабочие группы своевременно и результативно решают поставленные перед ними задачи.

Весьма плодотворным было также заседание Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в Бишкеке. Главы государств одобрили проекты Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года и документа о приоритетных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года. По итогам состоявшегося обмена мнениями по вопросу о путях преодоления последствий мирового финансового кризиса главы государств СНГ приняли решение о создании постоянно действующего совещания на уровне министров финансов стран Содружества по указанному вопросу как меры, которая может помочь странам СНГ разработать согласованную антикризисную политику и быстрее справиться с проблемами.

На саммите были подписаны Концепция о Приграничном сотрудничестве и Соглашение о создании Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству.

Традиционно весомым оказался рассмотренный главами государств пакет документов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. Принято Заявление глав государств-участников СНГ об активизации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Одобрена Концепция сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексный план по ее реализации на 2008-2010 годы. Подписаны Программа сотрудничества государств-участников СНГ в сфере борьбы в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 годы, Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Было утверждено Положение о председательстве в СНГ, направленное на активизацию этого института и повышение эффективности Содружества.

Принято также Положение о национальных координаторах, разработанное по инициативе Казахстана. Речь идет о внутреннем институте для каждого государства-участника Содружества, нацеленном на придание дополнительного импульса организации и повышение оперативности в реализации совместных программ. Национальные координаторы назначаются для осуществления контроля за реализацией документов, принятых в рамках СНГ, и координации деятельности соответствующих государственных органов по вопросам сотрудничества в рамках Содружества.


Заключение


В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Большинство постсоветских государств признают, что образование Содружества Независимых Государств имело огромное значение в том смысле, что распад Советского Союза произошел цивилизованно, а не по "югославскому сценарию". По их мнению, Содружество оказало положительное влияние на становление новых независимых государств, выбор каждым из них собственной модели экономических реформ и государственного строительства, формирование между ними качественно новых межгосударственных отношений, налаживание равноправного взаимовыгодного сотрудничества. В то же время накапливается все больше недовольства и претензий к СНГ как региональному объединению государств, поскольку в его рамках не удается достичь серьезного успеха в экономическом взаимодействии, создании экономического союза по аналогии с моделью Европейского союза.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев является признанным инициатором интеграционных проектов на пространстве СНГ. Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения стратегических целей Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

Казахстан рассматривает СНГ как модель сотрудничества, приемлемую для переходного этапа, периода укрепления его государственного суверенитета, реформирования экономических и общественных отношений. Поэтому Казахстан активно предлагает свои интеграционные инициативы в рамках развития СНГ. Казахстан играет объединяющую роль в существующих интеграционных образованиях. На сегодня государства СНГ как никогда нуждаются в институциональной организации и активной работе межгосударственных органов экономического сотрудничества.

СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, механизм сближения и согласования интересов. В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности.


Список использованной литературы


1.       Декларация глав государств — участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1999. № 1. С. 64—66.

2.       Назарбаев Н. К общей цели с разной скоростью Независимая газета. 1996. 29 марта.

3.       «Итоговый выпуск новостей», 22 мая 2009 г., 21:00, Хабар Александр Аксютиц.

Размещено на


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.