Рефераты. Региональный и международный аспект политики Афганистана после свержения режима талибов

Эти армии продолжают сражаться друг с другом в локальных вооруженных столкновениях, в результате гибнет немало мирных граждан, а тысячи других вынуждены покидать родные места на севере, западе и юго-востоке страны. Эти стычки сопровождаются массовыми казнями, грабежами и препятствуют процессу восстановления страны. В ряде случаев жертвами становятся национальные меньшинства. Некоторые полевые командиры используют силу для возрождения социальных ограничений, которые в свое время талибы накладывали на женщин и девочек, что идет вразрез с указами переходного правительства. Наглядный пример вооруженной междоусобицы: даже во время Боннской встречи, состоявшейся в конце ноября 2002 г. и посвященной годовщине Боннского соглашения 2001 г., на западе Афганистана, в районе авиабазы Шинданд шли бои между войсками «эмира Герата» генерала Исмаил-хана и его регионального соперника Амануллы-хана. В результате погибло 13 мирных жителей, а сотни других были вынуждены покинуть этот район.

Существующая ныне в Афганистане система «удельных княжеств», подкрепляемая действиями США и других международных участников событий, отнюдь не способствует стабильности в стране. Нельзя исключать, что напряженность в отношениях между полевыми командирами может перерасти в открытый конфликт и поставить под угрозу весь мирный процесс.

Непростую роль в процессе борьбы за власть афганских локальных и региональных лидеров играют США. Когда Вашингтон на Боннской конференции 2001 г. дал обязательства внести свой вклад в будущее Афганистана, то приоритетной задачей здесь были объявлены демократизация общества и обеспечение прав человека. Пока действия американцев показывают, что эти и другие обязательства не носят глубинного характера. После свержения режима талибов США избрали стратегию поддержки полевых командиров, что позволяет им уйти от прямой ответственности за безопасность и права человека.

И хотя талибы в свое время поставили страну под жесткий военный контроль, подорвав, таким образом, «феодальный сепаратизм» моджахедов, США и их союзники постарались восстановить эту систему как часть своей стратегии по отстранению талибов от власти. Действительно, региональные и локальные полевые командиры оказали существенную помощь американцам во время разгрома основных сил талибов. Американцы и в дальнейшем пытались использовать их для проведения наземных операций. Многие из этих командиров до сих пор получают оружие, деньги и политическую поддержку от США и некоторых из соседей Афганистана. И зачастую используют американскую помощь для сведения счетов со своими соперниками и укрепления собственной власти.

Пытаясь ограничить власть полевых командиров, правительство Карзая стремится урезать источники их финансирования. «Мы не можем позволить себе, – убежден представитель министерства иностранных дел Омар Самад, – расходовать национальный доход на личные вооруженные формирования, участники которых не вливаются в национальную армию или полицию»7. Действительно, по официальным данным, менее 10% доходов, получаемых в экономически важных Гератской и северных провинциях, поступает в государственную казну8.

Так, генерал Исмаил-хан командует собственной армией численностью 15 тысяч человек и зарабатывает миллионы долларов в месяц, взимая пошлины с товаров, поступающих из Ирана и Туркменистана, а также за счет наркоторговли. При этом он весьма популярен в регионе. Когда его спросили, почему он не в Кабуле, Исмаил-хан без тени смущения ответил: «Этого требовали люди, и Карзай согласился с их требованиями. Это воля народа, а не мои дела и выгоды»9.

За прошедший год после Боннской конференции проблемы безопасности были частично решены лишь в столице во многом благодаря миротворческим силам и заметному международному присутствию. Однако за пределами Кабула отмечается практическое отсутствие безопасности и растущая преступность. Передвижение на главных дорогах рисковано ввиду грабежей и вымогательств со стороны вооруженных людей. Это могут быть и талибы, и боевые дружины местных ханов, и просто бандиты.

Государства, обещавшие свою помощь в укреплении стабильности и безопасности в Афганистане, в первую очередь США, Англия, Австралия, Канада, Турция, Германия, Голландия, Италия, во многом недооценивают опасность доминирования в провинциях полевых командиров. США, взявшие на себя ведущую роль в обеспечении стабильности в стране, подчас блокируют предложения афганских лидеров, в том числе президента Х.Карзая, а также ООН, расширить сферу действия международных сил по поддержанию мира за пределы Кабула, придать им роль сдерживающего фактора в отношении междоусобной вооруженной борьбы полевых командиров.

Приложение I к Боннскому соглашению гласит: «Осознавая тот факт, что для создания и дальнейшего функционирования новой системы безопасности и вооруженных сил в Афганистане потребуется время, участники переговоров по Афганистану, проходящих под эгидой ООН, просят СБ ООН рассмотреть вопрос о выдаче мандата на размещение в Афганистане сил ООН (МССБ). Эти силы будут оказывать содействие в обеспечении безопасности в Кабуле и его окрестностях. Такие силы могут, соответственно, в дальнейшем быть размещены в других городах и районах».

Однако это положение не нашло поддержки со стороны США, которые не дали согласия на размещение этих сил за пределами Кабула еще в тот период, когда они формировались. Позже Вашингтон изменил свою позицию, согласившись на расширение сферы действия МССБ, однако отказался предоставить свои воинские подразделения и обеспечить эти силы необходимыми материально-техническими средствами, разведкой и содействием в эвакуации с использованием авиации. Пока ни одна из стран-участниц антитеррористической операции в Афганистане не дала согласия на участие в территориальном расширении функций миротворцев в стране.

Впрочем, в последнее время афганское правительство перестало настаивать на размещении миротворцев в провинциях. Об этом сообщил Х.Карзай на встрече с президентом Дж.Бушем 26 февраля 2003 г. в Вашингтоне. Взамен он просил американцев форсировать создание регулярной армии, а пока выделить средства на содержание 100 тысяч участников различных вооруженных формирований, подлежащих демобилизации10.

Объявленные недавно планы по размещению американских сил (civil-militaryunits), занимающихся гуманитарной деятельностью в различных районах страны, могут оказать сдерживающее воздействие на полевых командиров, но в то же время опять же рискуют придать легитимность их власти ввиду ежедневных контактов с ними.

Предложение США обязать полевых командиров обеспечивать безопасность в период, пока создается новая армия, практически нереализуемо.

Противостоять полевым командирам – непростая задача. Она требует международного участия и выработки обоснованной стратегии, учитывающей национальную специфику. Необходимо добиваться превращения существующих в стране клиентельных связей, которые означают лояльность местным лидерам и институтам, в национальные. Одним из таких средств может быть разработка программ создания рабочих мест, способных стать более привлекательными для молодежи, нежели жизнь солдата в армии полевого командира. Переходное правительство Карзая не в силах в одиночку противостоять полевым командирам. Необходимо подключение к этому процессу США и их союзников, расширение дислокации миротворческих сил за пределами столицы.

Еще одним средством ограничения всевластия региональных и локальных военных лидеров может стать лишение их гражданских функций и назначение гражданских администраторов, несущих ответственность перед Кабулом. Это приведет к уменьшению финансирования и покровительства полевых командиров, а следовательно, и к размыванию отношений «патрон-клиент». Вместо этого американцы и некоторые союзники продолжают снабжать их оружием и финансировать, подкрепляя их легитимность.

Противодействие политике полевых командиров – это только часть решения проблемы безопасности. Необходимо как можно быстрее создавать институты, которые со временем станут альтернативой их власти и системе безнаказанности, господствующим в Афганистане. В этом должно принять более активное участие международное сообщество, в первую очередь США и их партнеры по коалиции.

Наконец, важнейшим инструментом радикального воздействия на всесильных полевых командиров должна явиться национальная армия и правоохранительные органы. И это осознают ведущие участники политического процесса в Афганистане.

Раздел V Боннского соглашения гласит: «С момента официальной передачи власти (22 декабря 2001 г.) все моджахеды, афганские вооруженные силы и вооруженные группировки в стране должны перейти под командование и контроль Временной администрации и быть реорганизованы в соответствии с требованиями безопасности и (функциями – В.К.) вооруженных сил». Приложение I: «Участники (Боннской конференции – В.К.) просят мировое сообщество оказать помощь афганской администрации в создании и подготовке афганской службы безопасности и вооруженных сил».

Подписавшие это соглашение представители различных афганских вооруженных группировок взяли на себя обязательства поставить свои силы под командование центрального правительства. США, поддерживавшие и вооружавшие всех основных полевых командиров – нынешних участников конференции еще в период войны против советских войск и кабульского режима, были решительно настроены оказать давление в стремлении подчинить их Кабулу и обеспечить президенту Карзаю возможность для создания независимой структуры военного командования.

Кроме того, США, Англия и Франция обязались оказать содействие в строительстве афганских вооруженных сил, а Германия – полиции. Однако дело движется чрезвычайно медленно и ограничивается регионом столицы. Создается впечатление, что все это время США и ключевые участники антитеррористической коалиции недооценивали эту проблему и не сумели поддержать усилия по централизации военного управления в Афганистане.

Не торопились ускорить этот процесс и афганские лидеры. Только 2 декабря 2002 г. в Бонне президент Карзай объявил о планах по демобилизации участников вооруженных формирований разного калибра. Процесс их разоружения и демобилизации в силу объективных и субъективных причин разворачивается крайне медленно. За прошедший год были сделаны лишь первые попытки в этом направлении. В сентябре и октябре 2002 г. Национальная комиссия по обороне обсуждала проблемы демобилизации, но практически дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Лишь после издания указа президента о демобилизации в декабре 2002 г. началась кампания по разоружению мини-армий моджахедов, общая численность которых составляет около 200 тыс. человек. Планируется уволить с воинской службы примерно 100 тыс. человек. Как и можно было предположить, сразу же возникла масса сложностей. В то время как небольшие вооруженные группы в ряде провинций (Балх, Саманган, Кундуз на севере, Герат на западе, Кандагар на юге) сдают оружие, наиболее крупные и влиятельные полевые командиры – те же Мухаммад Атта, А.Дустум, Исмаил-хан всячески тормозят эту кампанию, ссылаясь на отсутствие стабильности в контролируемых ими районах.

Процесс разоружения моджахедов и их демобилизации сопровождается их трудоустройством. Увольняемому из рядов вооруженного формирования выдают единовременное пособие в размере от 100 до 400 долл. в зависимости от его ранга и стажа военной службы. Часть демобилизованных (около 1/3) планируется привлечь на службу в ряды вновь создаваемых национальной армии и полиции.

Эта кампания требует немалых финансовых средств. В этой ситуации международное сообщество согласилось оказать финансовую поддержку Кабулу. 21 февраля 2003 г. в Токио состоялась международная конференция доноров Афганистана, на которой собрались представители 34 стран и 12 международных организаций, где Х.Карзай выступил с докладом. В результате участники конференции согласились выделить Афганистану на цели демобилизации бывших комбатантов более 50 млн. долл., в том числе Япония – 35 млн., США – 10 млн., Великобритания – 3,5 млн. и Канада – 2,2 млн. долларов11. Всего же предполагается израсходовать на создание вооруженных сил в течение трех лет 134 млн. долларов12.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.