Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права

9 Борко Ю.А., Загорский А.В., Карагапов С.А. Общий европейский дом: что мы о нем думаем. М., 1991. – с. 8.

«Как сказано в статье 1 Договора, в основу объединения полжены три принципа: общий рынок, общие цели  и общие институты.10 В следующей статье установлено, что Объединение будет последовательно создавать условия, которые сами по себе обеспечат наиболее рациональное распределение продукции при возможно более высоком уровне производительности, сохранять постоянную занятость и заботиться о том, чтобы не вызывать существенных и долговременных нарушений в экономике государств-членов.

Если попытаться выделить самое главное в Договоре о ЕОУС, то следует назвать формирование общего рынка. Договор предусматривал, что Объединение обеспечит: упорядоченное снабжение общего рынка, равный доступ к источникам производства всех потребителей, находящихся в сравнимом положении в общем рынке; установление максимально низких цен; поддержание условий, которые будут стимулировать предприятия к наращиванию и улучшению их производственного потенциала.

Несовместимыми с общим рынком и, соответственно, подлежащими отмене и запрещению в рамках ЕОУС признавались импортные и экспортные пошлины или сборы или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на движения товаров. Это, по существу, означало создание в соответствующих пределах зоны свободной торговли. Не допускались меры и практика, дискриминационные по отношению к производителям, покупателям и потребителям.

Договор устанавливал, что ЕОУС является юридическим лицом. В международных отношениях оно было наделено правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения поставленных целей. В каждом из государств-членов  Объединение получило наибольшую  правоспособность, пре -





______________________________________________________________________________


10 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г.   / /Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об Учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М. 1994 – с.5.

доставляемую юридическим лицам в этом государстве. В частности, ЕОУС стало выступать стороной в суде, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество.

Как видно, создание ЕОУС стало серьезнейшим шагом стран Западной Европы на пути достижения принципиально нового уровня интернационализации производства – уровня экономической интеграции. Вместе с тем в Договоре, равно как и в деятельности Объединения, можно увидеть приметы начального этапа интеграции, в особенности определенную робость и непоследовательность в базовых подходах. Торговая политика оставалась в основном за государствами-членами. Договор ЕОУС не содержит еще положений о выработке и проведении согласованной политики в важнейших сферах интеграции, с том числе в налогово-финансовой и социальной».11

Два договора, подписанные в Риме 25 марта 1957 г. и вступившие с силу с 1 января 1958 г., оформили создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

«В преамбуле Договора о Евратоме те обоснования его создания, которые государства-учредители хотели подчеркнуть для европейской и мировой общественности. Прежде всего указывалось на то, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства и поможет продвижению по мирному пути. Далее говорилось об убежденности в том, что лишь безотлагательные совместные усилия позволят добиться свершений, соответствующих созидательному потенциалу стран-участниц. Кроме того, отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности, которая является источником обширных ресурсов, стимулирует технический прогресс и содействует, благодаря разнообразному использованию, росту благосостояния народов.

Участники Договора заявили, что они озабочены обеспечением условий безопасности.  Эти  условия  должны  устранить  угрозы,  которые  несет с собой

__________________________________________________________________________


11 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / институт государства и права РАН. – М.: ЮРИСТ, 1998. – с. 44-48.

развитие исследования и производства в сфере атомной энергии.

Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст.1). В целях выполнения этой задачи Евратом должен:

развить исследовательскую работу и распространять технические знания;

разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников в своих атомных предприятиях и всего населения;

упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;

следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой;

гарантировать путем надлежащего контроля невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;

использовать право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющими материалами;

обеспечивать широкий доступ к лучшим техническим средствам и сбыт их путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества;

установить с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст.2).12

_________________________________________________________________

12 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной  энергии. М. 1994. – с. 32.


Задачи, поставленные перед Евратомом должны были решаться через систему органов. На момент подписания Договора этими органами были: Ассамблея, Совет, Комиссия и суд.

Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие существования, в затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.

Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция. Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить собственные средства за счет объединения усилий в области научных исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны окружающей среды».13

«Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса интеграции в Западной Европе имело создание европейского экономического сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют деятельность всех трех Европейских сообществ.

Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и укрепление


__________________________________________________________________

13 Топорнин Б.Н. Европейское право. Уч-к / институт государства и права РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998, - с. 105-111.

связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС).14

Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание «общего рынка» и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для построения «общего рынка» и реализация четырех свобод, а равно определяет основные этапы такого строительства. В течение трех этапов – каждый по четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что в целом переходный период не превысит пятнадцати лет – надлежало создать Таможенный союз, введя, таким образом, общую внешнюю таможенную границу и ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок их деятельности.

Путем заключения специальных соглашений была создана единая система институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд. Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого периода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах, создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на пути свободного движе-

__________________________________________________________________

14 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с.48.

ния товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко затормозили развитие интеграционных процессов.

Не менее сложной оказалась задача преодоления экономической стагнации. Правда, опыт показал, сто за счет коллективных усилий возникшие экономические и финансовые трудности удалось решить со значительно меньшими затратами и более эффективно, чем в других странах. Это в значительной мере сказалось на притягательности Европейских сообществ для других западноевропейских государств и наряду с прочим стало одним из стимулов расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции, в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире. Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению экономических трудностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.