Страны
1995г
1996г
1997г
1998г
1999г
2000г
2001г
Канада
5692
9257
11527
22809
24453
66617
27465
Мексика
9526
9902
14044
11933
12534
14706
24731
США
58772
84455
103398
17443
283376
300912
124435
Всего
73990
103614
128969
209176
320363
382335
176631
Источник: World Investment Report: 2002. Transnational Corporations and Export Competitiveness. UN; New York; Geneva, 2002. Р. 291-294.
В 1995—2001 гг. приток ПЗИ в канадскую экономику увеличился в 11 раз — с 5,7 млрд.. долл. до 63,3 млрд.. долл., но в 2001 г.сократился до 27,5 млрд.. долл., что стало отражением общемировой тенденции сокращения потоков ПЗИ. Функционирование НАФТА повысило привлекательность Канады для зарубежных инвесторов, создав большие возможности для канадцев по вложению капиталов из двух других стран — участниц НАФТА. Условия соглашения обеспечили большую предсказуемость и стабильность инвестиционных режимов на основе гарантирования справедливого, недискриминационного и прозрачного режима для инвесторов в рамках зоны свободной торговли. НАФТА содействовала и росту конкурентоспособности экономики стран-участниц, и расширению объема притока иностранных капиталов из третьих государств.
Инвестиции стимулировали увеличение количества рабочих мест и способствовали передаче высоких технологий. Другой эффект членства Канады в НАФТА связан с ростом доли взаимных капиталопотоков в совокупных ПЗИ. По данным за 1998 г., 68% ПЗИ из общей суммы в 218 млрд. долл. были вложены партнерами по НАФТА — США и Мексикой. Не вызывает сомнения, что основные вложения были сделаны американскими компаниями, стоимостной объем которых за пять лет увеличился с 90,6 млрд. долл. в 1993 г. до 139 млрд. долл. в 2001 г., или на 63%. Надолго США приходится 2/3 всех зарубежных инвестиций в Канаде. Возросли и канадские вложения в США с 87,7 млрд. долл. до 126,0 млрд. долл. за 1993—1998 гг., но в 2001 г. снизились до 108,6 млрд. долл.
Реализация положений Соглашения стимулировала инвестиционные потоки между Канадой и Мексикой, которые отличались низким уровнем взаимозависимости до подписания Соглашения. Мексиканские капиталы в Канаде увеличились в 4 раза с 154 млн. долл. до 464 млн. долл., а канадские инвестиции в Мексике — с 530 млн. долл. до 2246 млн. долл. за 1993—1998 гг.
Максимальными инвестиционные выгоды для Канады оказались в сфере финансовых услуг, транспортного оборудования, автомобилестроения, химической индустрии, производстве электроэнергии, коммуникациях, производстве напитков и продовольствия.
Самым заметным было влияние Североамериканской зоны свободной торговли на мексиканскую экономику. Это было связано, во-первых, с географическим положением Мексики благодаря ее близости к США. Стоимостной объем национального экспорта возрос более чем в четыре раза в результате роста продаж в Северную Америку, причем самые крупные продажи наблюдались в 1992— 1995 гг. Доля стран-партнеров в импорте Мексике увеличилась, но несущественно. В целом доля США и Канады в мексиканском экспорте возросла с 5,8 до 12,5% за 1990—2001 гг. Во-вторых, это было связано со значительными изменениями инвестиционного климата страны. Традиционно Мексика считалась закрытой экономикой. В середине 80-х гг. были проведены рыночные преобразования в некоторых отраслях, что послужило отправной точкой постепенного формирования открытой экономики. Реализация положений НАФТА позволила расширить реформирование других отраслей, в том числе автомобилестроения, текстильной индустрии, финансов, телекоммуникаций, наземного транспорта.
Национальные сравнительные преимущества в форме дешевой рабочей силы, свободного доступа на значительную часть канадского и американского рынков содействовали экономическому подъему Мексики. Отмеченные факторы оказали значительное воздействие на приток ПЗИ, объем которых увеличился с 2,785 млрд. долл. в 1989 г. и 7,978 млрд. долл. в 1994 г. до 24,7 млрд. долл. в 2001 г. Заметим интересную закономерность: американские ТНК стали расширять свое присутствие в мексиканской экономике до начала переговоров о НАФТА. ПЗИ США возросли с 4,9 млрд. долл. в 1987 г. до 13,73 млрд. долл. в 1992 г. Впоследствии такой динамики не наблюдалось, так как американские инвестиции увеличились лишь до 14,037 млрд. долл. в 1995 г., в 2001 г. накопленные ПЗИ США составили 52,2 млрд. долл. Вместе с тем Соглашение гарантировало свободный доступ товаров НАФТА на мексиканский рынок, т.е. позволило закрепить ранее полученные преимущества. При этом доля Мексики в ПЗИ США в конце 90-х гг. даже уменьшилась. Капиталовложения направлялись на внутренний рынок благодаря улучшению экономического и правового климата, но динамика инвестиционных потоков связана со статическим эффектом стимулирования притока и оттока капиталов. В целом Мексика расширила свое присутствие в американской экономике, а зарубежные ТНК увеличили производственные мощности в Мексике.
Формирование НАФТА не стало основным стимулом притока американских вложений в Мексику, хотя благодаря реформированию правового режима начиная с середины 80-х гг. инвестиционный климат кардинально изменился. Прежде действовали жесткие ограничения на зарубежные инвестиции, но под влиянием долгового кризиса ситуация стала меняться. Это произошло сначала на национальном уровне, затем в рамках формирования Североамериканской зоны свободной торговли. НАФТА оказала большое влияние на приток инвестиций из третьих стран благодаря росту привлекательности мексиканской экономики. ТНК сыграли важную роль в достижении открытости мексиканской экономики для товаров, услуг и капиталов США и Канады на основе трансформации импортозамещающих отраслей в экспортоориентированные.
Быстрый рост макиладорес — свободных экономических зон, в которых сильны позиции зарубежных компаний (в основном американских), ускорил процесс либерализации экономики. Но основной вклад зарубежных компаний был связан с передачей технологий. Мексиканская экономика достигла довольно высокого уровня, когда местные фирмы могут абсорбировать новые технологии, уже ввезенные и использованные ТНК. Последние, действуя в Мексике, способны значительно стимулировать поддержание устойчивого экономического роста.
Таким образом, участие Мексики в НАФТА стимулировало приток ПЗИ в экономику страны благодаря реформированию и либерализации национальной экономики в связи с выполнением обязательств в рамках интеграционной группировки. При этом в случае отсутствия соглашения о зоне свободной торговли реформирование и прочие улучшения инвестиционного климата страны не оказались бы столь значительными. Благодаря формированию рыночной экономики, географической близости к США и наличию дешевой рабочей силы Мексика получила наиболее высокие сравнительные преимущества за счет участия в интеграционной группировке. Отсюда можно сделать вывод, что региональная интеграция создает новые конкурентные преимущества для национальных и зарубежных инвесторов на внутреннем мексиканском, а также американском и канадском рынках. В результате значительно вырос объем привлеченных ПЗИ, особенно из стран, не входящих в НАФТА.
В нашей работе мы попытались рассмотреть сущность и определить всю значимость и важность региональных инвестиционных соглашений в Северной Америке.
Создание соглашения о Канадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА не оказала существенного влияния на радикальные изменения в притоке ПЗИ в экономику Канады, поскольку не наблюдалось значительных изменений в инвестиционном климате Канады.
Наиболее значимая и динамичная интеграционная группировка на американском континенте – НАФТА. Подписав НАФТА, Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционной модели, который следовал из их экономических интересов и опирался на тот непреложный факт, что при общей тенденции укрепления мировых связей, их наращение в границах регионов происходит опережающими темпами. На основе этой тенденции и в качестве ее политико-юридического оформления происходит образование региональных интеграционных группировок, которое дает дополнительный импульс для нового прыжка в плане интенсификации внутрирегиональных экономических связей. Вместе с тем, подобные региональные группировки имеют потенциал преобразования в замкнутые экономические блоки, что может отрицательно повлиять на мировую торговлю.
НАФТА уже действует более десяти лет, но довольно рано делать определенные выводы, исходя исключительно из статистических данных. Влияние НАФТА сложно разграничить с влиянием других факторов. Но все же можно утверждать, что сторонники трехстороннего Соглашения имеют основания быть удовлетворенными первыми результатами его действия. Лишь за первые годы действия Соглашения увеличение объемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемов торговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американский экспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики - на 23 %. Торговый оборот между странами НАФТА в настоящее время составляет 1 миллиард 800 миллионов долларов.
Рост экспорта приводит, в свою очередь, к созданию новых рабочих мест. Кроме этого, важность и ценность НАФТА определяется еще и тем, что многие вопросы, например, о механизме разрешения споров и некоторые другие, урегулированы здесь лучше чем, скажем, в документах ГАТТ.
"На основе НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическое объединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария", - так оценивает значение этого союза Збигнев Бжезинский. Иначе говоря, НАФТА это лишь первый шаг США к созданию под их эгидой единой мощной группировки от Аляски до Огненной Земли.
Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и американские промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силах, гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах Американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки понесут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.
Соглашение о создании НАФТА признается образцом многостороннего инвестиционного регулирования. В нем определены три инвестиционных режима — национальный, режим наибольшего благоприятствования и недискриминации, а также высокий стандарт защиты зарубежных инвесторов на основе свободного перевода доходов и прибыли за рубеж, гарантии от возможной экспроприации или иных форм утраты собственности и компенсации в связи с этим. Нормы соглашения распространяются на прямые и портфельные инвестиции благодаря широкому определению инвестиций.
Соглашение НАФТА определяет унифицированные правила допуска и функционирования инвесторов из стран-участниц и предусматривает дальнейшую либерализацию инвестиционных режимов США, Канады и Мексики на основе предоставления национального режима. Условия соглашения дают возможность инвесторам стран-участниц применять режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным предпринимателям в отношении создания, приобретения, расширения, управления и ликвидации капиталовложений. Соответствующие статьи НАФТА обязуют власти штатов США и провинций Канады распространить национальный режим в отношении инвесторов из стран — участниц группировки.
Членство в НАФТА позитивно сказалось на динамике притока зарубежных инвестиций в экономику Канады и Мексики. Максимальный эффект на ПЗИ экономическая интеграция оказала в Мексике. Опыт этой страны показывает, что развитие интеграции между развитыми и развивающимися странами стимулирует приток зарубежных инвестиций на рынок развивающихся стран благодаря реформированию и либерализации национальной экономики.
1. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.
2. Международные экономические отношения: Учебник / под ред. Б,М, Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / кол.авт.; под общей ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р,К, Щенина. - 4 изд.; перераб. И доп. - М.: Крокус, 2007.
4. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.
5. Сударев В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века).-М.: ИЛА РАН, 2002.
6. Фомишин С.В. Международные экономические отношения: Учебник. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
7. Василевский Э. Структурные сдвиги, динамики и эффектность роста экономики.//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-
№ 11.
8. Караев Б.М. Ускоренный рост торговли между Китаем и странами Латинской Америки.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2007.- № 84.
9. Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. – М., Магистр, 2008. – С. 164-187.
10. Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала: (инвестиционная политика зарубежных стран): учебник для вузов / Н.Н.Ливенцев, Г.М. Костюнина.-М.: Экономистъ, 2004.-367с.
11. Майданик К. «Четвёртая волна».//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 11.
12. Майданик К. «Четвёртая волна». Продолжение.//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 12.
13. Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. №10.
14. Молочков С.Ф. Канадо-американские отношения сегодня // США – Канада: экономика, политика, идеология. 1998..№9.
15. Мурадов К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле.//Мировая экономика и международные отношения.-2007.№7.
16. НАФТА: новый континентализм в экономике // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный бюллетень. М., 2002.№4 .
17. Силаев К.Н. В биотехнологической промышленности США.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2007.- № 93.
18. Тонарева О.А. МВФ о положении в экономике США и Канады.//Бюллетень иностранной экономической информации. -2007.- № 87.
19. Шишков Ю.В. Теория региональных интеграций.//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 4.
20. Asia Times. Tokyo. -2004. -№ 56.
21. World Bank. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regional-ism and Development. Washington, 2005.
22. www.analitik.ru
23. www.ereport.ru
24. www.krugosvet.ru
25. www.news.ru
26. http://www.kisi.kz/site.html?id=3936
Страницы: 1, 2, 3