Рефераты. Развитие взаимоотношений между Россией и Германией

Россия является самым крупным импортером немецких сельхозтоваров (1,32 млрд. евро) среди стран, не входящих в Евросоюз. В 2007 г. из Германии было ввезено 235 тыс. т. мяса и мясопродуктов на сумму 215 млн. евро, 61 тыс. т. сыра (178 млн. евро), 11,2 млн. т. кофе (83 млн. евро). Из России в ФРГ в том же году было экспортировано на 0,16 млрд. евро (в 8 раз меньше немецкого импорта), при этом 0,09 млрд. евро (56%) составили рыба и рыбные продукты.[27]

Выделяется Германия как российский партнер и в такой ключевой отрасли своей мирохозяйственной специализации – химической промышленности. На химикаты приходится свыше 1/7 ее поставок в Россию, тогда как в экспорте из России этот вид готовой продукции занимает лишь несколько процентов. При этом необходимо отметить сохраняющееся в рамках химической индустрии четкое разделение труда между Россией и ФРГ – первая поставляет материалоемкую, а вторая – технологическую продукцию. Так, в 2006 г. больше 4/5 российских поставок химикатов в ФРГ приходилось на неорганические и органические химикаты, а также удобрения (причем по всем этим товарам у России было положительное сальдо). В то же время свыше 4/5 встречных германских поставок химикатов составляли лекарственные и парфюмерно-косметические средства, пластмассы и изделия из них, а также краски и пигменты. При этом разрыв в стоимости поставляемой продукции, за исключением пластмасс, между Германией и Россией оказался более чем стократный.

Объем экспорта Германии в феврале 2010 г. (с учетом сезонной коррекции) составил 75,3 млрд евро, увеличившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,1%, тогда как объем импорта увеличился на 0,2% - до 61,9 млрд евро.

Таким образом, сравнив данные 1990-ых годов с данными 2000-ых годов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мы наблюдаем динамику в торговых отношениях России и Германии. Из приведенной таблицы (см. табл. 1.2) мы видим, что она изменяется с годами, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Во-вторых, есть закономерность в этих взаимоотношениях. На торговле между странами сказался кризис 1998 и 2008 годов. Так, если в начале 1990-ых годов Россия занимала 14 место в списке внешнеторговых партнеров России, то к 2000-ым годам она упрочила свои позиции. Но при этом ее положение колебалось в кризисные периоды. Во время дефолта (1998г.) произошло резкое падение объемов германского экспорта в Россию, но уже к 2000 году наметилась обратная тенденция. К тому же не обошел Россию и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. К 2009 году товарооборот между РФ и ФРГ значительно сократился. Однако, учитывая опыт предыдущих лет и будучи хорошо подготовленной к решению возникающих трудностей, уже к началу 2010 года России удалось преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских отношениях.

2.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений


Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.

По мнению Посла ФРГ в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.

В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. [28]

Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.

При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма "БМВ" подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.[29]

Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.

Российская сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических отношениях между нашими странами и подтверждает заинтересованность и решимость последовательно развивать и углублять их в будущем.

Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.

Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.[30]

Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут диктоваться возрастающими потребностями экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях.

Россия и Германия хотели бы вывести экономическое сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.

«Стороны исходят из необходимости сфокусировать усилия на задачах активизации инвестиционного взаимодействия, качественного наращивания производственной кооперации, прежде всего в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, энергетической сфере и в целом вывода экономического сотрудничества на новые рубежи, соответствующие потенциалу экономик двух стран", - подчеркнул Яковенко.

Для ФРГ, как крупнейшего кредитора и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабильность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.[31]

Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижения науки и техники, проводимых в ФРГ и др.

Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.

Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения договора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.

Расширение объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.

В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение в нем доли готовых, особенно машино-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.

Проблема повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.

Эта проблема не может быть решена без разработки по линии государства комплексной программы стимулирования несырьевого экспорта. Представляется, что принятая в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная программа развития экспорта была продуманной и в достаточной мере учитывающий мировой опыт. Так, в соответствии с мировым опытом она предусматривала выделение 0,35% ВВП на стимулирование экспорта, но таких средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый потенциал для этого имеется.


Заключение


На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужна эффективная кооперация между ними, которая органично дополняет многосторонние механизмы сотрудничества. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.