Рефераты. Развитие пакистано-американских международных отношений в 90-е гг. ХХ – нач. ХХI века

Официальные пакистано-американские контакты в 2000 г. (визиты в Исламабад Б.Клинтона в марте, старшего замгоссекретаря Томаса Пикеринга в мае, посещение Вашингтона министром иностранных дел Пакистана Абдул Саттаром в июне) не привели к существенным позитивным подвижкам в двусторонних отношениях.

Определенные надежды на их потепление пакистанское руководство связывало с новой американской администрацией Джорджа Уокера Буша, который в отличие от своего предшественника тяготеет к более глобалистским подходам и склонен учитывать пакистанский фактор как в региональном аспекте, так и на мировом уровне. В Исламабаде с удовлетворением восприняли назначение на должность заместителя госсекретаря США по проблемам Южной Азии Кристину Рокка, известную своими выступлениями за отмену санкций, введенных против Пакистана. Однако новое руководство в Вашингтоне ясно дало понять, что реанимации широкомасштабного взаимодействия, характерного для 80-х годов, не предвидится, а снятию санкций должно предшествовать достижение реального взаимопонимания по всем важнейшим вопросам двусторонних отношений.

В Исламабаде с раздражением восприняли очередной доклад государственного департамента США о борьбе с терроризмом (от 30 апреля 2000 г.), в котором пакистанские власти обвинялись в поддержке боевиков в Джамму и Кашмире, в попустительстве экстремистским группировкам на территории Пакистана (включая «Харакат-уль-Муджахедин», внесенную в США в список террористических организаций), в поддержке финансовыми и другими средствами талибов.

Определенные трения в пакистано-американских отношениях усилились в связи с попытками Исламабада активизировать сближение с КНР, в том числе в военной сфере. В частности, это относится к планам строительства при китайском содействии порта Гвадар, который, по мнению американской администрации, в перспективе может использоваться как база пакистанских и китайских ВМС в Индийском океане.

Визит А.Саттара в США 19–22 июня 2001 г. не стал отправным пунктом улучшения пакистано-американских отношений, как на то надеялось руководство Пакистана. Саттар провел переговоры с представителями госдепартамента, министерства обороны США, советником президента по национальной безопасности, с руководством Конгресса. Позиция США осталась неизменной: общему прогрессу в отношениях должно предшествовать реальное сближение позиций по конкретным пунктам двусторонней повестки дня.

Неудача визита Саттара стала совершенно очевидна, когда 20 июня П.Мушарраф провозгласил себя президентом Пакистана. В США это было воспринято как дальнейший отход от демократии, полностью противоречащий заверениям министра иностранных дел Пакистана.

События 11 сентября 2001 г. оказали неоспоримое влияние на ситуацию в мире и привели к изменению политики Соединенных Штатов в отношении Пакистана на 180 градусов. Пакистан во внешнеполитической стратегии США вновь стал «прифронтовым государством». В течение месяца Соединенные Штаты сняли большую часть ограничений на предоставление помощи Пакистану. «Стабильный, демократический, экономически процветающий Пакистан» стал «ключом к осуществлению интересов США в Южной и Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке»24.

Уже 11 сентября 2001 г. президент Пакистана П.Мушарраф выступил с резким осуждением террористических актов в США и заявил, что Пакистан не приемлет терроризма в любых формах и проявлениях.

12 сентября состоялся телефонный разговор П.Мушаррафа с государственным секретарем США Колином Пауэллом. Лидер Пакистана заявил о поддержке Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом.

19 сентября П.Мушарраф выступил с телеобращением к нации. Суть выступления пакистанского президента сводилась к тому, что Исламабад поддержал мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, поскольку это отвечает интересам страны. Пакистанское руководство согласилось предоставить воздушное пространство для нанесения ударов по Афганистану, на передвижение американских войск через свою территорию и на обмен информацией. Таким образом, Пакистан изменил свой внешнеполитический курс, отказался от союза с талибами и принял участие в международной антитеррористической кампании.

29 октября официальный представитель государственного департамента США Ричард Ваучер заявил, что американская администрация решила предоставить Пакистану помощь в размере более 1 млрд. долл. и содействовать выделению ему еще нескольких миллиардов долларов по линии международных финансовых организаций с целью укрепления безопасности Пакистана как «ключевого члена антитеррористической коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами»25.

Под давлением США П.Мушарраф начал кампанию по борьбе с экстремизмом в Пакистане. 12 января 2002 г. пакистанский президент объявил о запрещении пяти экстремистских организаций («Джаиш-и-Мохаммад», «Лакшкар-и-Тойба», «Сипах-и-Сахаба», «Техрик-и-Джафрия Пакистан», «Техрик-и-шариат-и-Мохаммади»), о введении контроля за деятельностью медресе. В январе 2002 г. было арестовано около 2100 экстремистов (хотя впоследствии большинство из них было выпущено на свободу), закрыто более 600 отделений экстремистских организаций, заморожены их банковские счета26.

12–15 февраля 2002 г. состоялся визит президента П.Мушаррафа в США. Пакистанский руководитель провел переговоры с Дж.Бушем и государственным секретарем К.Пауэллом. Были достигнуты договоренности о восстановлении пакистано-американской консультативной группы по оборонным вопросам, о выделении 73 млн. долл. на усиление охраны пакистано-афганской границы, о компенсации Пакистану затрат на тыловое обеспечение группировки ВС США в Афганистане (около 60 млн. долл. в месяц)27.

В марте 2002 г. государственный департамент США подтвердил, что Пакистан предпринимает эффективные меры по ликвидации торговли наркотиками и активно сотрудничает с США в этой сфере. Это позволило Белому дому выделить в 2002 г. 2,5 млн. долл. Пакистану на борьбу с наркоугрозой28.

В июле 2002 г. на одобрение Конгресса США были переданы два соглашения о военных поставках США Пакистану на сумму 230 млн. долл.29 В соответствии с этими соглашениями Пакистан должен был получить 7 транспортных самолетов С-1 ЗОЕ и 6 радиолокационных станций кругового обзора Aerostat. Это стало первым шагом к восстановлению военных поставок США в Пакистан. 18 декабря 2002 г. в рамках программы по обеспечению надлежащей охраны пограничных рубежей США передали Пакистану средства слежения и коммуникационное оборудование на сумму 4,5 млн. долл.30 30 июня 2002 года США объявили о своем решении поставить на вооружение Пакистана пять боевых вертолетов, три разведывательных самолета и другое военное оборудование на сумму 10 млн. долл. для усиления борьбы пакистанского правительствапротив терроризма31.

Белый дом менее критически стал оценивать соблюдение прав человека в Пакистане. Так, в докладе о ситуации с правами человека за 2001 г., подготовленном государственным департаментом и обнародованном 4 марта 2002 г., говорится, что пакистанское правительство добилось существенного прогресса в обеспечении соблюдения прав человека, включая свободу прессы32.

Новый этап тесного сотрудничества между Исламабадом и Вашингтоном не означал, однако, полного исключения проблемных вопросов из двусторонней повестки дня. После событий сентября 2001 г. США и Пакистан провели несколько раундов переговоров относительно повышения уровня безопасности и укрепления физической защиты ядерных объектов Пакистана.

В декабре 2002 г. во время визита помощника госсекретаря США по делам Южной Азии К.Рокки был поднят вопрос о возможном предоставлении Пакистаном ядерной технологии КНДР. К.Рокка также выразила озабоченность администрации США в связи с сотрудничеством между Пакистаном и КНДР в ракетной сфере. 18 декабря президент Пакистана П.Мушарраф заверил в телефонном разговоре госсекретаря США К.Паэулла в том, что Исламабад не оказывает помощи Пхеньяну в ядерной области. По итогам переговоров в Исламабаде К.Рокка подчеркнула, что США полностью удовлетворены заверениями пакистанской стороны об отсутствии какого-либо сотрудничества или обменов с КНДР в ядерной области33.

В конце января 2003 г. в американской прессе появились сообщения о том, что Пакистан в 1997–2002 гг. тайно поставлял Северной Корее центрифуги для обогащения урана и сведения о технологии создания ядерного оружия. Государственный департамент США заявил, что данный вопрос будет тщательно изучен, и если подобная деятельность Пакистана подтвердится, администрация США приостановит предоставление всех видов помощи (за исключением гуманитарной) этой стране34.

Нажим на Мушаррафа усилился после того, как Ливия в декабре 2003 г. показала инспекторам МАГАТЭ сотни неоткрытых ящиков с деталями центрифуг, многие из которых, по некоторым сведениям, поступили сюда из Пакистана через Малайзию35.

В попытке сгладить нарастающий конфликт между Исламабадом и Вашингтоном из-за возможной утечки ядерной технологии из Пакистана пакистанское руководство начало демонстративное расследование деятельности ряда своих ядерных центров. В январе 2004 г. были арестованы четверо сотрудников одного из пакистанских ядерных объектов. Они подозреваются в продаже в третьи страны технологий для обогащения урана и создания оружия массового поражения. По сведениям пакистанских спецслужб, продажа осуществлялась преимущественно в Ливию и Иран.

Параллельно продолжается сотрудничество между Пакистаном и США в проведении военной операции в Афганистане. В марте 2004 г. госсекретарь США Колин Пауэлл совершил визит в Пакистан, в ходе которого он заявил, что Соединенные Штаты готовы объявить Пакистан своим главным союзником вне НАТО36. По информации сайта ВВС News37, новый статус должен прежде всего расширить сотрудничество в области безопасности между двумя странами. По этому поводу госсекретарь США провел переговоры с министром иностранных дел Пакистана Махмудом Касури.

Однако последние заявления ряда чиновников американского внешнеполитического ведомства привели к новому росту напряженности в двусторонних отношениях. По сообщению русской службы ВВС38, 18 апреля 2004 г. государственный департамент США выступил с заявлением о том, что Вашингтон не планирует размещение американских войск на территории Пакистана с целью поимки боевиков «Аль-Каиды». Представитель госдепа заявил об этом в ответ на выступление американского посла в Афганистане Залмая Халилзада. Американский дипломат заявил, что если Пакистану не удастся поймать боевиков, то США придется вмешаться. Пакистан гневно отреагировал на слова посла, назвав их непозволительными.

Таким образом, все 90-е годы 20 в. характеризовались постепенным ухудшением пакистано-американских отношений и сужением сфер сотрудничества. С выводом советских войск из Афганистана, а затем и с окончанием «холодной войны» и распадом биполярной системы произошел коренной поворот в политике США в отношении Пакистана. На первый план в пакистано-американских отношениях вышли проблемы ядерного нераспространения, соблюдения прав человека, борьбы с терроризмом и строительства демократии в Пакистане. Соединенные Штаты на протяжении этих лет проводили жесткий курс в отношениях с Пакистаном по всем этим вопросам. В начале 90-х годов было введено эмбарго на предоставление военной помощи Исламабаду. После ядерных испытаний 1998 г., а затем после военного переворота 1999 г. против Пакистана были введены полномасштабные санкции. В конце 1999 г. пакистано-американские отношения достигли своей низшей отметки в 90-е годы.

Ситуация круто изменилась после террористических актов в Вашингтоне и Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В глазах американской администрации Пакистан вернул себе статус «прифронтового государства» и стал ключевым союзником США в борьбе с международным терроризмом. С Пакистана были сняты практически все санкции, и восстановлена экономическая, а также частично военная помощь.

Несмотря на общее потепление в американо-пакистанских отношениях, на сегодняшний день обе стороны отмечают наличие серьезных противоречий, требующих пристального внимания. Американская администрация, понимая и учитывая роль, которую играет сегодня Пакистан в ее антитеррористической кампании, вместе с тем продолжает проводить достаточно жесткий курс в отношении пакистанской ядерно-ракетной программы, сотрудничества Пакистана со «страной-изгоем» в ядерной сфере, а также усиливает нажим на пакистанское руководство в вопросе борьбы с терроризмом.

Исламабад, выражая заинтересованность в укреплении отношений с Вашингтоном, понимает временность и недолговечность сегодняшнего тесного сотрудничества с США. Как видно из событий последних нескольких месяцев, старые противоречия между двумя странами вновь выходят на первый план. Понимая неустойчивость своего положения, Пакистан стремится к диверсификации своих внешних связей и укреплению отношений со странами мусульманского Востока, Китаем, который на сегодняшний день является стратегическим партнером Исламабада, и с Россией, о чем свидетельствует визит президента Пакистана Первеза Мушаррафа в Москву в феврале 2003 года. Исламабад также взял курс на расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, в том числе и в рамках Регионального Форума АСЕАН.

Таким образом, пакистано-американские отношения сохраняют неустойчивую динамику развития. При этом сохранение разногласий по ряду принципиальных проблем препятствует восстановлению былого стратегического партнерства, к чему декларативно призывает Пакистан, и на данном этапе позволяет ему в практическом плане рассчитывать только на придание стабильного характера политическому диалогу с США.



Список источников и литературы

1.                www.fas.org/rnan/docs/918Q15-nss.htm

2.                Ядерное нераспространение. – М., 2002. Т. 1, с. 194.

3.                DennisKux. TheUnitedStatesandPakistan, 1947–2000. Washington, D.C., 2001. с. 308.

4.                Москаленко В.Н. Пакистан и Афганистан // Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 -июнь 2002). – М., 2002. с. 143.

5.                Сообщение ИТАР-ТАСС от 18 декабря 2002 г.

6.                #"#">#"#">#"_GoBack">

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.