Рефераты. Развитие национальной энергетики в Пакистане

Природный газ традиционно имеет особое значение для экономики Пакистана, поскольку страна обладает богатыми собственными ресурсами этого вида углеводородного сырья, в то время как местная нефть составляет лишь 20% потребляемого жидкого топлива. В настоящее время разведанные запасы пакистанского газа оцениваются в 600 млрд. куб. м, среднегодовая добыча в 2000–2002 гг. составляла 23–24 млрд. куб. м. Примерно 34% полученного газа идет на выработку электроэнергии, 25% на производство химических удобрений, 20% используется в других отраслях.

Треть разведанных запасов природного газа (примерно 200 млрд. куб. м) приходится на месторождение Суй в восточной части провинции Белуджистан, которое было открыто в 1952 г. Эксплуатация газовых запасов началась в 1955 г. с завершением строительства первой нити газопровода Суи – Карачи. Помимо Суи активно разрабатываются месторождения Мари и Пиркох (оба в Белуджистане) и Заман в Синде. Добыча природного газа плавно увеличивалась с 1,5 млрд. куб. м в середине 60-х годов, 7,5 млрд. в конце 70-х до 12 млрд. в конце 80-х годов. За последние 15 лет она стремительно возросла в два раза.

Основные направления развития пакистанской энергетики и, в частности, ее газового сектора были представлены в Докладе к нации правительства П. Мушаррафа в октябре 2000 г. Так, в Докладе говорится, что Пакистан располагает достаточными запасами природного газа, но они не могут быть использованы вследствие слабости существующей инфраструктуры. В этой связи правительство планирует продолжить переговоры со всеми дружественными странами о транспакистанских газопроводах – Иран, Катар и Туркменистан. Складывается впечатление, что у Исламабада есть собственные дальносрочные расчеты в экспорте сжиженного газа (как собственного, так и импортируемого из соседних государств) в Азиатско-Тихоокеанский регион. Видимо, в настоящее время для Пакистана более выгодно создание собственной прочной трубопроводной инфраструктуры, а более грандиозные проекты принесли бы гораздо больше прибыли, если бы их строительство было отложено на несколько лет.

Основанием для подобных прогнозов является невысокая политическая активность, проявляемая пакистанским правительством в отношении небезызвестного Трансафганского газопровода (Туркменистан – Афганистан – Пакистан). Это отчасти подтвердилось в ходе очередных раундов переговоров, которые состоялись в конце 2002 г. и на которых Туркменистан и Афганистан (в отличие от Пакистана) продемонстрировали настойчивую заинтересованность в скорейшей реализации данного проекта.

Общая протяженность газопровода должна составить около 1,4 тыс. км, из которых по территории Туркменистана должно быть проложено 170 км, Афганистана – 830 км, Пакистана – 400 км. Труба должна начаться от Довлетабадского месторождения, запасы которого составляют 4 трлн. куб. м – из них в настоящее время добыто лишь 450 млрд. куб. м. В случае реализации проекта Туркменистан сможет выйти на мировые рынки газа, минуя Россию, и экспортировать от 15 до 30 млрд. куб. м газа ежегодно. Наиболее предпочтительным местом для терминала, особенно с учетом дальнейшего строительства газопровода в Индию, является город Мултан в пакистанском Панджабе. От Мултана труба может быть удлинена еще на 650 км для вывода газа на индийский рынок. Первые оценки стоимости проекта, сделанные еще десять лет назад американской компанией Unocal, выглядят довольно внушительно – 2 млрд. долл. до Мултана и еще 600 млн. долл. на индийскую ветку.

Напомним, что первоначальный вариант соглашения о строительстве Трансафганского газопровода между туркменским правительством, американской Unocal и Саудовской Delta был подписан в Ашхабаде в октябре 1995 г. В декабре 1998 г. Unocal вышла из консорциума по строительству газопровода. Формально поводом для отказа Unocal от сотрудничества стало падение мировых цен на нефть и выполнение связанного с этим решения о сокращении затрат. По другим сведениям, за приостановкой трансафганского проекта стоял Госдепартамент США, поскольку данный газопровод отвлек бы туркменский газ от более значимого транскаспийского проекта. Позднее, в мае 2000 г. информированные источники сообщили, что Unocal вновь намерена принять участие в консорциуме совместно с другими американскими фирмами.

В августе 2002 г. Афганистан посетила делегация российской «Итеры», представители которой получили предложение принять участие в строительстве газопровода.

Наконец, в декабре 2002 г. в Ашхабаде было вновь подписано межправительственное соглашение о строительстве трансафганского газопровода. Документ закрепил юридические основы формирования консорциума, который займется строительством магистрали. Были также оговорены вопросы транзита газа и предоставления гарантий безопасности. Половину из необходимых для проекта 2–3 млрд. долл. обещал выделить Азиатский банк развития (АБР); вторая половина будет предоставлена частными инвесторами. Скорее всего, среди них будут компании США, Японии, Южной Кореи и России («Роснефть» и «Итера»). Вместе с тем вопрос об «индийской альтернативе» (т.е. продолжение газопровода до Индии) пока не был включен в повестку дня – в основном из-за неурегулированности проблем между Индией и Пакистаном.

Официально подписание договора о трансафганском газопроводе запланировано на начало 2003 года – к этому моменту однозначную заинтересованность в проекте проявили только Туркменистан и Афганистан. США, по всей видимости, будут действовать посредством крупных международных организаций (типа АБР) и частных компаний – позиция Unocal пока окончательно не определена. Что касается позиций России и Пакистана, то здесь наблюдается не до конца однозначный подход. Так, политика России осложнена позицией РАО «Газпром» в отношении экспорта туркменского газа на мировой рынок. Пока в проекте дали согласие принять участие «Роснефтегазстрой», уже создавший СП в Афганистане, и «Итера», имеющая довольно сложные отношения с «Газпромом» из-за конкуренции на российском рынке.

Пакистан с экономической точки зрения не может не быть заинтересован в трансафганском газопроводе, однако, видимо, рассчитывает на более крупных и надежных инвесторов в перспективе. Как уже было отмечено, Исламабаду было бы намного выгоднее построить такой газопровод через несколько лет.

Видимо, именно в этой связи как Россия, так и Пакистан, официально не отказавшись от участия в трансафганском газопроводе, в мае 2002 года начали активно разрабатывать так называемый транспакистанский вариант. Газопровод стоимостью 3 млрд. долл. предполагает поставки иранского газа в Индию либо по пакистанской территории, либо по дну Аравийского моря (шельфовая зона Пакистана). Естественно, что противниками данного проекта выступили США (вследствие антииранской политики), а также Индия, для которой кашмирская проблема имеет гораздо большее значение, нежели связи с «Газпромом».

В апреле – мае 2002 г. делегация «Газпрома» посетила Иран, Индию и Пакистан с целью обсуждения участия России в строительстве транспакистанского газопровода. Как сообщила пакистанская газета Dawn, «Газпром» не только заинтересован принять участие в импорте природного газа из Ирана в Пакистан и далее в Индию, он также намерен по возможности вытеснить американский Unocal из трансафганского консорциума.

В августе 2002 г. пакистанские газеты сообщили о переговорах Министерства нефти и природных ресурсов Пакистана и «Газпрома» о строительстве газопровода Иран – Индия. Проект предполагает прокладку трубы через территориальные воды Пакистана (аналогично «Голубому потоку» по дну Черного моря из России в Турцию). Помимо выполнения исследовательских работ, «Газпром» заявил о своей готовности стать одним из участников финансирования этого проекта.

Параллельно свое желание участвовать в разработке проекта газопровода Иран-Индия высказала австралийская ВНР Petroleum, предлагающая построить сухопутный газопровод через территорию Пакистана. Однако «австралийский проект, несмотря на свою относительную экономичность, вряд ли приемлем для Индии, поскольку там опасаются атак террористов, которым может быть подвержен газопровод на территории Пакистана».

В целом «газпромовский» проект мог бы показаться выгоден всем тем, кто заинтересован в надежном транзите газа на Индостанский полуостров, минуя афганскую территорию. Поэтому, как следовало из сообщений пакистанской прессы, Дели склоняется к предложению «Газпрома»: «Индийцы надеются, что Исламабаду будет легче обеспечить безопасность своего участка трубы в прибрежных зонах, нежели на суше».

Заинтересованность «Газпрома» в транспакистанском газопроводе имеет три аспекта. Во-первых, российский концерн владеет 30% в проекте освоения иранского газового месторождения Южный Парс, запасы которого оцениваются в 12 трлн. куб. м; кроме того, «Газпром» уже имеет позитивный опыт строительства «Голубого потока». Во-вторых, строительство газопровода через Пакистан сделает трансафганский вариант (нацеленный на туркменский газ и поддерживаемый «Итерой») более сомнительным с экономической точки зрения. В-третьих, транспакистанский газопровод позволит отвести часть иранского газа с европейского направления. (Общие разведанные запасы газа Ирана составляют 23 трлн. куб. м; теоретически страна может ежегодно экспортировать до 200 млрд. куб. м газа – это вполне может составить конкуренцию газпромовским поставкам в Европу).

Теоретически Ашхабад также мог бы проявить заинтересованность в строительстве транспакистанской газовой трубы, поскольку к магистрали Иран – Индия вполне реально присоединение газопровода из Туркменистана. (В декабре 1997 г. был введен в действие газопровод по маршруту Корпедже – Курт-Куи. Тегеран гарантировал Ашхабаду закупку природного газа, поступающего по этому трубопроводу, в течение 25 лет при проектной мощности 12 млрд. куб. м в год. Кстати, именно в тот период голландская Shell заговорила о возможности транзита туркменского газа через Иран и Пакистан в Индию – «в качестве альтернативной ветки или скорее всего альтернативы маршруту Туркменистан – Афганистан – Пакистан».

В ноябре 2002 г. появились сообщения о том, что делегация «Газпрома» и Министерство нефти и природных ресурсов Пакистана подписали в Исламабаде меморандум о взаимопонимании. В соответствии с этим документом «Газпром» проведет предварительные исследования по предложенному российской компанией маршруту прокладки газопровода из Ирана в Индию через пакистанские прибрежные воды. Российский концерн был наделен правом вести переговоры по привлечению инвестиций для реализации проекта. Следующим шагом должно было стать подписание аналогичного соглашения с Ираном и с Индией. По словам представителей «Газпрома», «принципиальное согласие сторон уже имеется».

Правительство Индии незамедлительно выступило с официальным протестом по поводу «газпромовского» проекта вследствие сохраняющейся напряженности в индийско-пакистанских отношениях.

Иран, со своей стороны, был бы заинтересован в экспорте газа как на индийский, так и на европейский рынок, однако оба варианта отодвигаются на отдаленную перспективу: поставкам на запад препятствуют США, а на восток – индийско-пакистанские противоречия. Но если обширный индийский рынок пока оказался проблематичным для иранского газа, то ничто не мешает Ирану заполнить рынок соседнего Пакистана. В настоящее время уже существует несколько проектов прокладки газопроводов из Ирана в Пакистан, разработанных как в рамках ЭКО (Организация экономического сотрудничества, объединяющая мусульманские государства Среднего Востока и Центральной Азии), так и на двустороннем уровне.

Например, еще в декабре 1993 г. было подписано соглашение между Ираном и Пакистаном о строительстве газопровода от иранского месторождения Канган до границы с пакистанским Белуджистаном; протяженность газопровода должна составить 1800 км, в том числе 1100 км по территории Ирана. Пока проект, имеющий ТЭО, не нашел практического воплощения из-за политической нестабильности в Белуджистане (особенно в полосе племен), равно как и относительной насыщенности пакистанского газового рынка.

Кроме того, в июле 2001 г. было подписано ирано-пакистанское соглашение о строительстве газопровода через территорию Афганистана – его реализация также была осложнена из-за афганских боевых действий. Однако уже через несколько месяцев, когда в Афганистане была достигнута определенная стабилизация, Иран и Пакистан подписали договор о строительстве Трансафганского газопровода, но наполненного не туркменским, а иранским газом. Интересно, что договор предусматривает возможность заполнения трубы также и афганским газом.

Можно предположить, что в отдаленной перспективе вполне допустимо объединение туркменской и иранской газовых систем (которые, кстати, уже связаны нитью Корпедже – Курт-Куи) в единую Трансафганскую Магистраль, пересекающую территорию Пакистана и выходящую на мировой рынок.

Первым крупным потенциальным потребителем как туркменского, так и иранского газа должен стать индийский рынок. По экспертным оценкам, Индия стоит на пороге газового бума: за последнее десятилетие страна стала потреблять в два раза больше газа.

В отдаленной перспективе, когда, наконец, будет построен Трансафганский – Транспакистанский Газопровод, потребителями станут Япония, Китай и Южная Корея, которые смогут получать сжиженный газ с отгрузкой в пакистанских портах. В данном случае выгода непосредственно Пакистана очевидна: насыщая относительно дешевым импортным газом свой внутренний рынок, он будет владеть высокоразвитой инфраструктурой, обеспечивающей экспорт газа на рынок внешний. Пока же пакистанское правительство, активно участвуя в различных проектах и договорах, оставляет за собой право окончательного выбора наиболее оптимального газового маршрута.

В упомянутом выше Докладе к нации (октябрь 2000 г.) в целях развития национальной энергетики правительство Пакистана планировало:

1) проложить новый газопровод с южных месторождений в Белуджистане на север страны; предполагаемая стоимость проекта 375 млн. долл.;

2) провести конверсию производства электроэнергии с нефтяных на газовые ресурсы, что должно в значительной мере сократить импорт нефти и, соответственно, уменьшить стоимость электроэнергии;

3) продолжить переговоры со всеми дружественными странами о транспакистанских газопроводах;

4) построить порт Гвадар для транспортировки нефти и газа;

5) разведать новые нефтегазовые месторождения, в частности в шельфовой зоне.

Кроме того, в Докладе было особо отмечено, что в 1999–2000 финансовом году зарубежные нефтегазовые компании инвестировали более 700 млн. долл. в разведку и добычу пакистанских ископаемых.

Судя по основным положениям, изложенным в правительственном Докладе, в настоящее время в энергетической политике Пакистана приоритетными являются три направления (помимо расширения использования собственных ресурсов). Это, во-первых, переориентация всей энергетики на газ; во-вторых, создание мощной разветвленной инфраструктуры (строительство трубопроводов, терминалов, портов); в-третьих, активное привлечение иностранного капитала. Видимо, в настоящее время для Пакистана более выгодно создание собственной прочной инфраструктуры, а более грандиозные проекты (трубопроводы из Ирана и Туркменистана в Индию и страны АТР) принесли бы гораздо больше прибыли, если бы их строительство было отложено на несколько лет.

гидроэнергетический электростанция месторождение нефть



Список литературы


1.                Деловой мир. №22, 29.11–5.12.1996, с. 8.

2.                Время новостей, 06.08.2002.

3.                Содружество-НГ, №4, 1999.

4.                Время новостей, 13.11.2002.

5.                ThePakistanTimes, 22.12.1993.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.