Внешнеполитический провал Франции и Англии в Суэцком кризисе в ноябре 1956 г. подтолкнул европейские страны к необходимости создания единой Европы. Суэцкий кризис показал высокую степень зависимости Европы от США, что стало еще одним аргументом французского правительства в пользу создания Евратома: 6 ноября 1956 г. состоялась решающая встреча ГиМол-ле и К. Пино с К. Аденауэром в отеле Матиньон. "Теперь, наконец, надо создать Европу", – сказал Аденауэр в кабинете Ги Молле после объявления А. Иденом о провале операции в Египте[38].
Аденауэр и Ги Молле пришли к соглашению относительно мирного использования атомной энергии. Была достигнута договоренность в отношении собственности Евратома: Аденауэр согласился на то, что Евратом не будет контролировать использование ядерного сырья в военной сфере, что, в свою очередь, даст возможность для продолжения работы над созданием французской атомной бомбы типа А. Германия приняла принцип централизованного распределения радиоактивных материалов через Евратом в ограниченный период времени, за исключением тех случаев, когда Евратом не сможет обеспечивать потребности стран или цены на материалы окажутся слишком высокими. Договор о создании Евратома не содержал ограничений на продолжение ядерных исследований странами – участниками сообщества, кроме Германии. Под давлением военных кругов, Комитета по атомной энергии, Министерства обороны Франции был снят 4-летний мораторий на проведение ядерных испытаний. Германия согласилась еще на одно принципиальное требование Франции – осуществление контроля за развитием мирного атомного производства ФРГ.
Встреча в верхах 6 ноября 1956 г. оказалась решающей для дальнейшего развития интеграционного процесса в Европе. Франция согласилась на одновременное подписание двух договоров, Ги Молле говорил даже о возможности их подписания в 1956 г.
Параллельно созданию "Европы-6", мирной и экономической, главами правительств Франции и Германии келейно разрабатывалась другая Европа. После встречи 6 ноября был подготовлен протокол о франко-германском сотрудничестве в области вооружений. Французское правительство выступало за создание франко-германских компаний. В январе 1957 г. Франция обратилась к Германии и Италии с предложением о возобновлении переговоров по двусторонним соглашениям с США относительно поставок урана-235. На конференции министров иностранных дел, проходившей в Брюсселе 26 – 28 января 1957 г., было достигнуто принципиальное согласие в отношении строительства завода по переработке изотопов: оставалось решить технические вопросы. В ходе сессии франко-германского экономического комитета в Бонне 11 января 1957 г. директор Управления по экономическим вопросам Кэ д'Орсэ Оливье Вормсер выступил за усиление франко-германского сотрудничества в области военного ядерного производства. Во Франции были весьма обеспокоены, узнав о том, что ФРГ после того, как получили самолеты "Сейбр-5", вложила 75 миллионов долларов в создание канадского истребителя " Сейбр -6, а не французского истребителя "Мистерия SMB 4"[39].
В начале января 1957 г. министр обороны Германии Штраус посетил французскую военную базу Колон-Бешар, где проводились испытания реактивных снарядов. 17 января 1957 г. были составлены секретные соглашения (протоколы Колон-Бе-шар) о двустороннем франко-германском сотрудничестве в области новейших вооружений. Протоколы Колон-Бешар предусматривали создание франко-германского военного комитета и подкомитетов ("Земля", " Море", " Воздух"). Текст протоколов Колон-Бешар недоступен, но есть ряд свидетельств участников разработки протоколов, раскрывающих их содержание. 2 февраля 1957 г. генерал Лаво информировал Госсекретариат воздушных, морских, наземных сил, командующего вооруженными силами о решении министров обороны Франции и Германии. В докладе Лаво говорится, что "французское и немецкое правительства в рамках договоров НАТО и ЗЕС решили создать военный комитет двух стран, в ведении которого будет находиться разработка программы совместных действий с целью сближения военных доктрин двух стран в области вооружений, организации и применения военных сил, в том числе в области новейших вооружений. Данная программа предусматривает проведение совместных исследований, включая технические, экономические и финансовые меры, сотрудничество в военном производстве"[40].
19 февраля 1957 г. состоялась продолжительная беседа Ги Молле с К. Аденауэром относительно ядерных исследований в военных целях. Молле сообщил Аденауэру, что Франция будет располагать своим ядерным оружием через 5 лет. Можно предположить, что Аденауэр хотел осуществлять совместное франко-германское производство тактического ядерного оружия на территории Франции. 20 июня 1957 г. генерал Лаво направил ноту в Кэ д'Орсэ с запросом относительно материалов Парижских соглашений, касающихся ограничений Германии в производстве вооружений. Евратом не запрещал европейским странам, за исключением Германии, заниматься производством ядерного оружия, Парижские соглашения 23 октября 1954 г. запрещали Германии производить оружие класса А, В, С исключительно на своей территории, т.е. Аденауэр стремился обойти ограничения Парижских соглашений и с помощью протоколов Колон-Бешара получить доступ к ядерному оружию. Франко-германское сотрудничество было направлено на содействие Франции в создании стратегических ракет с ядерными боеголовками на борту класса "Земля – Земля"[41]. Франция таким образом хотела провести свою концепцию безопасности Европы при осуществлении максимального контроля за ядерными исследованиями Германии.
Договоренность между Францией и Германией в отношении Евратома во многом базировалась на протоколах Колон-Бешар и соглашениях о сотрудничестве в военной сфере. Ж. Монне утверждал, что подготовка текстов Римских соглашений завершилась в феврале 1957 г. благодаря серии компромиссов, к которым пришли Молле и Аденауэр[42].
Почти сразу за подписанием договора о Евратоме последовало разочарование. Евратом не устраивал Францию в полной мере, он не запрещал странам — членам сообщества (за исключением Германии) проводить ядерные исследования в военных целях, но Франции было необходимо содействие, прежде всего финансовое, для продолжения работы над созданием собственного ядерного оружия.
Можно говорить о том, что Франция решилась на сотрудничество с ФРГ в области военных ядерных исследований. 6 июня 1957 г. был подписан Протокол Генералов (Ели и Хесингер), который оговаривал условия допуска Германии к разработке, финансированию и производству на территории Франции ракет класса "Земля – Земля"[43].
Осенью 1957 г. министр обороны Франции Буржес-Монури и министр обороны ФРГ Ф.-Й. Штраус договорились во время посещения ракетного полигона в Колон-Бешаре о формах сотрудничества в разработке и производстве современного оружия, а также о строительстве завода по переработке изотопов, при этом ни один из участников не должен обладать монополией на производство ядерного оружия. Позже к соглашению присоединилась и Италия. 16 ноября 1957 г. Морис Фор и генерал Лаво обсуждали в Бонне условия соглашения в области совместного создания тактического ядерного оружия и стратегических ракет; соглашение было подписано 20 ноября 1957 г. В ходе последовавшей вслед за подписанием встречи Фора, Аденауэра и Брентано была достигнута договоренность о подписании трехстороннего соглашения в целях организации общей оборонительной политики в Европе и проведения совместных фундаментальных ядерных исследований. 28 ноября соглашение было подписано Италией. В феврале 1958 г. Франция, Германия и Италия подписали секретный протокол относительно строительства завода по расщеплению изотопов, т.е. параллельно европейской организации, занимающейся использованием атомной энергии в мирных целях, стала создаваться организация, нацеленная на проведение ядерных разработок в военных целях. Связующим звеном Евратома и франко-германо-итальянского сотрудничества стало создание европейского завода по расщеплению изотопов для производства урана-235, которое осуществлялось в рамках Евратома[44].
По итогам достигнутых соглашений очевидно стремление Франции и Германии усилить национальные системы обороны. Германия хотела получить доступ к ядерным исследованиям в обход ограничений Парижских соглашений. Франция была заинтересована прежде всего в развитии национальных ядерных исследований, доступ к ним ФРГ позволял Франции таким образом осуществлять контроль за развитием атомной энергетики Германии, при этом ФРГ оказывать финансовое содействие развитию исследований во Франции. Это представлялось меньшим злом, поскольку проведение совместных разработок было предпочтительнее самостоятельных исследований Германии при возможной поддержке США.
И хотя достигнутые франко-германо-итальянские соглашения в конечном итоге не были реализованы – де Голль с приходом к власти в начале июня 1958 г. отменил достигнутые договоренности, так как он был убежден, что "атомом не делятся", – франко-германское сотрудничество получило дальнейшее развитие. При де Голле франко-германское партнерство было "институциализаровано" подписанием в 1963 г. Елисейского договора о дружбе и сотрудничестве[45].
С приходом к власти генерала де Голля в 1958 г. на первое место в области внешней политики выдвинулась идея «национального величия» Франции, которой подчинялись все приоритеты государственной политики, включая европейскую. Выдвигая свою концепцию Политического объединения Западной Европы, де Голль отвергал существование наднациональных европейских институтов и выступал за приоритет межгосударственного принципа над наднациональным.
Отдельные аспекты своей концепции де Голль обсуждал с премьер-министром Италии А. Фанфани в июне 1959 г., с канцлером ФРГ К, Аденауэром на встрече в Рамбуйе 29-30 июля 1960 г. Широкое обсуждение этой концепции состоялось на конференциях глав правительств европейской «шестерки» в Париже 10 февраля 1961 г. ив Бонне 18 июля 1961 г. Было достигнуто соглашение о создании Международной политической комиссии (МПК) для практической разработки вопросов создания будущего Политического союза Европы[46].
Важным этапом согласования голлистской концепции Политического союза явилось заседание МПК от 19 октября 1961 г., на котором был рассмотрен проект, предложенный главой французской делегации, соратником де Голля, К. Фуше. С его именем связано воплощение трех проектов Политического союза, получивших название «планов Фуше». Несмотря на различные модификации «планов Фуше», все они предусматривали образование такого союза, в рамках которого государства ЕЭС проводили бы единую внешнюю политику, общую политику обороны и безопасности в Европе, расширяли и укрепляли сотрудничество в области науки, культуры и просвещения, а также обеспечивали соблюдение прав человека, основополагающих свобод и демократии.
Первый проект Политического союза Европы, так называемый «План Фуше I» рассматривался на заседаниях МПК в октябре-ноябре 1961 г. Предложенный Францией конфедеративный механизм реализации Политического союза, не предусматривавший учреждение наднациональных органов, натолкнулся на противодействие со стороны как «больших» стран «Общего рынка», не желающих мириться с отводимой им второстепенной ролью в Сообществе, так и «малых» стран, боявшихся раствориться в будущем Союзе.
В декабре 1961 г. Францией был выдвинут «План Фуше II», в котором она пошла на ряд важных уступок. В частности, она согласилась придать будущему союзу наднациональный характер и учредить должность генерального секретаря, имеющего право принимать самостоятельные решения. Однако и этот план не был принят, т. к. бельгийское и голландское правительство посчитали, что он целиком соответствует голлистской идее межгосударственного объединения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6