Рефераты. Развитие фондовых рынков на Ближнем Востоке

Формирование фондовых институтов шло долго и сопровождалось всесторонним анализом их совместимости с исламом. В 1987 г. была открыта первая саудовская фондовая биржа в виде биржевого зала при Финансовом агентстве Саудовской Аравии, но уже через месяц ее закрыли, и операции стали проводиться через коммерческие банки, а с 1990 г. – с помощью электронной системы для биржевых сделок7. Внебиржевой рынок, образуемый крупнейшими коммерческими банками, во многих аспектах дополняет его.

Государственная политика в области развития фондового рынка направлена на привлечение прямых инвестиций в реальный сектор саудовской экономики, причем приоритет отдается саудовским вкладчикам. Руководство страны опасается потрясений рынка ценных бумаг и перехода контроля над национальными компаниями к иностранным инвесторам, особенно в ключевых для Саудовской Аравии добывающей промышленности и финансовых услугах. В этой связи всячески ограничиваются краткосрочные спекулятивные операции, зарубежным вкладчикам капитала в основном отводится роль младших партнеров саудовских компаний в нефтеперерабатывающей и не связанной с нефтью добывающей отраслях.Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в смешанных компаниях (с участием иностранных партнеров) основная часть инвестиций приходится на проекты в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, тогда как доля добывающей отрасли составляет всего 0,1%. Основная часть акционерного капитала находится в руках долгосрочных инвесторов, что делает рынок малоподвижным и снижает его привлекательность.

В 1997 г. иностранные инвесторы впервые получили относительно свободный доступ на саудовский рынок ценных бумаг через инвестиционные фонды открытого типа. Тогда же был зарегистрирован первый закрытый фонд – "Саудовский арабский инвестиционный фонд", привлекающий инвестиции через Лондонскую фондовую биржу. До этого приобретать саудовские акции через инвестиционные фонды могли лишь граждане Саудовской Аравии и стран ССАГПЗ (последние не имели права оперировать с банковскими акциями).

Депрессивное влияние на торговлю корпоративными ценными бумагами оказывает рост государственного заимствования на национальном фондовом рынке. Размещая через банковский сектор и фонды социального страхования высоколиквидные облигации (казначейские векселя, облигации займов развития и так называемые "специальные государственные облигации"), государство аккумулирует значительную часть частных сбережений, сокращая тем самым внутренний спрос на фондовые ценности частных эмитентов. В 1999 г. внутренний долг королевства превысил стоимость ВВП страны.

Таким образом, фондовый рынок в Саудовской Аравии функционирует, но его огромный потенциал раскрыт лишь в минимальной степени. В государственном секторе производится 65% ВВП, а перспективы акционирования и приватизации выглядят весьма туманно. Закрытым характером рынка объясняется незначительный приток зарубежных прямых инвестиций – 3,7 млрд. долл. в 1990-1996 гг. (3% ВВП). В стране пока не созданы условия для репатриации хотя бы части из примерно 470 млрд. долл., вложенных в зарубежные активы. Активизация фондового рынка, повышение его ликвидности при условии существенной либерализации инвестиционного законодательства могли бы привлечь портфельные инвестиции из-за рубежа, в том числе за счет средств около 120 тысяч саудовских граждан, проживающих за пределами королевства.

В Кувейте создан рынок ценных бумаг, гораздо меньший по размерам (по сравнению с саудовским), но наиболее структурно развитый в районе Персидского залива. Эта страна первой среди аравийских монархий встала на путь развития фондового рынка. Проявляя менее консервативный подход к развитию финансовой системы и стремясь закрепить за собой роль международного финансового центра, Кувейт создал близкую к моделям индустриально развитых стран институциональную структуру торговли фондовыми ценностями. Во второй половине 90-х годов в Кувейте наряду с фондовой биржей активно действовали около 30 инвестиционных компаний, многочисленные инвестиционные подразделения коммерческих банков.

Кувейту не удалось избежать болезней роста рынка ценных бумаг. В 1982 г. развитие спекулятивных тенденций привело к краху кувейтской фондовой биржи, лишившему инвесторов больших финансовых ресурсов. С тех пор государству так и не удалось создать действенный механизм, гарантирующий безопасность и прибыльность купли-продажи ценных бумаг. На инвестиционной привлекательности рынка негативно сказались также иракская оккупация и война в Персидском заливе в 1991 г. В системном плане слабость кувейтского фондового рынка проявляется в его односторонней интернационализации: инвестиционная политика ориентирована на размещение капитальных вложений за рубежом, а национальный рынок ценных бумаг практически закрыт для иностранных инвесторов.

Рынки остальных арабских стран Персидского залива невелики и до самого последнего времени были малодоступны для зарубежных прямых и портфельных инвестиций. Однако малые размеры этих государств, сильная вовлеченность в мирохозяйственный обмен и небольшие по сравнению с Саудовской Аравией запасы энергоносителей диктуют необходимость ускоренной разработки и принятия мер по привлечению капитальных ресурсов как из стран региона, так и индустриально развитых государств. Здесь создаются инвестиционные фонды, ориентированные на привлечение и размещение иностранных и национальных инвестиций в отраслях, испытывающих потребность в увеличении внешнего финансирования и в доступе к передовым технологиям и новым рынкам сбыта. Прежде всего это отрасли нефтегазового комплекса, химическая промышленность, телекоммуникации. Фондовые биржи малых стран Персидского залива раньше других ближневосточных бирж вышли на региональный (или, точнее, – субрегиональный) уровень. Так, на бирже Бахрейна оперируют зарубежные индивидуальные собственники и кредитно-финансовые институты из Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана. Арабские предприниматели инвестируют средства в фондовые ценности Бахрейна и размещают на местной бирже свои ценные бумаги.

Тенденции развития фондовых рынков в третьей группе ближневосточных стран существенно отличаются от аналогичных процессов в Израиле и странах Персидского залива, но имеют много общего с развитием торговли фондовыми ценностями в Турции. Страны этой группы сильно различаются по уровню развития фондовых рынков. Если среди нефтедобывающих стран (вторая группа) этот рынок фактически отсутствует только в Ливии, то в третьей группе по внутри- и внешнеполитическим причинам он пока не сложился в Ираке, Сирии и Алжире, а в Иордании и Ливане все еще слишком мал и отличается низкой ликвидностью. Наибольшего размера в абсолютных цифрах и в пропорции к ВВП капитализация достигла в Египте, Марокко и Тунисе. Именно эти страны постоянно находятся в поле зрения как национальных, так и зарубежных инвесторов. Здесь открываются хорошие перспективы для фондовой торговли. Стратегических инвесторов привлекает возможность расширения своей производственной базы в странах с высоким совокупным внутренним спросом (Египет) или относительно высоким для нефтеимпортирующих арабских стран жизненным уровнем населения (Марокко и Тунис). Во всех трех странах широкая приватизационная кампания уже перешла из стадии подготовки в фазу реализации и создан инвестиционный климат, благоприятный для капитализации сбережений на рынках ценных бумаг.

По мнению многих аналитиков фондового рынка, в ближайшие годы Египет имеет наилучшие возможности среди арабских стран по привлечению инвестиций. В 90-е годы существенно изменилось отношение египетского руководства к частным инвесторам. В начале десятилетия была принята программа "1000 дней", которая уравняла в правах частный сектор с госсектором и открыла путь для ускорения приватизации государственных предприятий. Около половины приватизационных трансакций осуществлено через публичный выпуск ценных бумаг. В 1991-1995 гг. государство продало – полностью или частично – только 4 свои компании, а в 1996-1997 гг.– уже 88. В итоге доля частного сектора в ВВП повысилась с 61,8% в 1992 г. до 66,4% в 1997 г. До конца века планировалось реализовать на фондовом рынке акции еще 91 компании и сократить долю государства в совокупных активах до 10%. Серьезность этого намерения подтверждает согласие правительства приватизировать ключевые для страны предприятия транспорта и связи, коммерческие банки и страховые компании. В качестве перспективных источников инвестиций рассматриваются зарубежные инвестиционные компании, транснациональные корпорации, местные крупные предприниматели и набирающие силу пенсионные фонды. Приоритет отдается иностранным источникам, поскольку норма внутренних накоплений в Египте составляет только 11% ВВП. В 1997 г. около 1/3 торгового оборота на фондовом рынке приходилось на долю зарубежных инвесторов.

Немаловажное значение для инвесторов имеет значительное улучшение хозяйственной конъюнктуры в Египте. Длительный период макроэкономической нестабильности сменился возобновлением роста, который к тому же приобрел более сбалансированный характер. Среднегодовые темпы прироста ВВП составили в 1995-1997 гг. 5%, а в промышленности и строительстве – около 8%. Понизились темпы инфляции (до 4,0% в год) и бюджетного дефицита до 2,6% ВВП. Резерв иностранной валюты возрос с 880 млн. долл. в 1991 г. до 20 млрд. долл. в 1997 г. и достиг 30% ВВП. Сумма внешнего долга, равная в 1990 г. общей стоимости ВВП, снизилась со 100% до 41% в 1997 г.8

Все это помогло оживить фондовый рынок, укрепить его репутацию. В 1996 г. удалось привлечь 800 млн. долл. прямых инвестиций (вдвое больше, чем в предыдущем году) и 700 млн. долл. портфельных инвестиций. В 1997 г. эти цифры по некоторым данным составили 1-1,5 млрд. долл. прямых и 1,5 млрд. долл. портфельных инвестиций.

Во второй половине 90-х годов заметно повысилась капитализация фондового рынка в Марокко. Продвижение вперед процесса приватизации помогло создать "рыночную глубину", под которой участники рынка подразумевают определенный уровень рыночных параметров (объемы биржевых торгов, численность акционеров, размеры капитализации и др.), способный вызвать интерес не только у местных, но и зарубежных инвесторов. В 1998 г. фондовая биржа Касабланки вступила в период расцвета: по ряду основных показателей (темпы роста биржевых индексов, чистая прибыль инвесторов) она оставила позади рынки США, Западной Европы и Азии. Так же как и набирающий силу турецкий рынок, фондовый рынок Марокко не подвергся разрушительному влиянию азиатского кризиса, что, очевидно, связано с более низкой степенью вовлеченности и того, и другого в мировые финансовые потоки.

Масштабы капитализации в Тунисе намного скромнее, но местный рынок стабильно растет, питаемый приватизацией и западными портфельными инвестициями, ушедшими с перегретых рынков новых индустриальных стран и Запада. Развитие фондового рынка сдерживается малыми масштабами тунисской экономики, слабостью таких субъектов рынка, как брокерские и страховые компании, инвестиционные фонды, несовершенством системы хранения ценных бумаг.

Оценивая итоги развития ближневосточных фондовых рынков, нельзя не признать, что большой инвестиционный потенциал этой части мира пока раскрыт далеко не полностью и реализуется преимущественно в анклавной форме. В большинстве стран региона, где к концу XX века осуществлялась статистически уловимая торговля фондовыми ценностями и были созданы соответствующие финансовые институты, всплеск фондовой активности первой половины 90-х годов не перерос в долговременную тенденцию динамичного роста. Процесс формирования рынков перешел в эволюционную стадию, хотя некоторые страны (Турция, Израиль, Египет, Марокко и Тунис) продвигались в этом направлении опережающими темпами. Переход на следующую, качественно более высокую ступень развития сдерживается рядом перечисленных ниже факторов.

Медленные темпы экономических реформ, в том числе реформы хозяйственного механизма. Сохранение жесткого государственного контроля над рынком и высокий удельный вес государственных облигаций в обороте ценных бумаг ограничивают возможности частного сектора по размещению ценных бумаг и снижают привлекательность акций приватизируемых компаний. Для Ближнего Востока в целом характерна невысокая степень рассредоточения собственности на ценные бумаги. В фондовой торговле здесь преобладают частные сделки, а не публичные эмиссии. Малые масштабы использования акционерного способа финансирования и высокая иммобильность многих выпусков ценных бумаг (преимущественно корпоративных) сильно тормозят развитие национальных фондовых рынков. В институциональной структуре рынка по-прежнему доминируют государство и коммерческие банки, а другие финансовые посредники – инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские фирмы – зачастую малочисленны и находятся в зависимом положении. За исключением Израиля и Турции, эти признаки недостаточной зрелости хозяйственного механизма в целом и фондового рынка, в частности, присутствуют в подавляющем большинстве ближневосточных стран.

Невысокий профиль участия большинства стран региона в международном разделении труда. Помимо торговли энергоресурсами, экспортный потенциал региона пока ограничен, совокупный внутренний спрос также по мировым масштабам невелик – либо из-за малой численности населения стран, либо вследствие его низкой покупательной способности. В этих условиях привлечь иностранный или репатриировать национальный капитал можно лишь в ограниченное число отраслей.

Сохранение напряженности в региональных международных отношениях и внутриполитической обстановке в отдельных странах. Высокие политические риски препятствуют интернационализации ближневосточных финансовых рынков. 90-е годы ярко продемонстрировали возможности позитивного воздействия понижения уровня конфликтности на приток иностранного капитала (равно как и разрушительные для рынка последствия отката в ослаблении международной напряженности).

Все это прямо или косвенно препятствовало интернационализации ближневосточных фондовых рынков. Сохранение экономических и административных барьеров на пути международного перелива капитала создает практически непреодолимые пределы роста национальных фондовых рынков, увеличивает отставание ближневосточного региона от мировых полюсов экономического роста.

Перечисленные факторы, вероятно, будут действовать и в первом десятилетии XXI века. Возможность ускорения формирования национальных фондовых рынков, их интеграции с мировыми финансовыми центрами или объединения на региональном уровне будет зависеть от динамичности хозяйственной либерализации и потребностей в капитальных ресурсах. Необходимость в расширении сферы накопления в связи с глубокими структурными преобразованиями способна стать главным двигателем развития фондового рынка. С проблемой дефицита капитальных ресурсов может столкнуться не только большинство стран региона, никогда не являвшихся капиталоизбыточными, но и страны – крупные экспортеры энергоносителей, например, из-за ухудшения конъюнктуры на их основной экспортный товар.

Темпы развития фондовых рынков будут определяться и наличием экономических и политических преград на пути международного перелива капитала на Ближнем Востоке. До настоящего времени во многих странах остро стоит проблема нехватки внутренних ресурсов для размещения акций и облигаций среди резидентов – как частных лиц, так и институциональных структур. Страны, обеспечившие себе доступ к многомиллиардным временно свободным капиталам, вращающимся на мировых финансовых рынках, наверняка смогут усовершенствовать свою хозяйственную структуру и ускорить экономическое развитие. Наилучшие шансы для этого имеют Израиль, Турция, нефтяные аравийские монархии и Египет. Даже в случае либерализации фондовых рынков главными факторами, определяющими возможности притока на Ближний Восток западных капиталов и размещенных на Западе нефтяных капиталов аравийских монархий (на них приходится основная часть межстрановой миграции фиктивного капитала), останутся уровень хозяйственного развития капиталоимпортирующих государств, степень диверсификации и либерализации их экономики. Пока совокупная доходность фондовых ценностей, их надежность, норма прибыли в избранном для инвестиций виде производства здесь будут ниже, чем на Западе или на зарождающихся рынках, странам региона придется рассчитывать в основном на внутренние накопления и зарубежную финансовую помощь.

Интернационализация фондовых рынков на региональном уровне, скорее всего, будет носить ограниченный характер, учитывая сложность межгосударственных отношений и низкую степень международной хозяйственной интеграции на Ближнем Востоке. Более вероятно усиление перелива капитала на субрегиональном уровне: между странами Персидского залива (здесь уже прорабатываются планы создания субрегиональной фондовой биржи), между Израилем и Турцией, между Турцией и отдельными арабскими странами, среди стран Магриба. Формирование общеарабского фондового рынка, а тем более объединение его с мощным израильским рынком может произойти лишь в самой отдаленной перспективе даже в случае ускоренного продвижения процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Барьеры на пути перелива капитала обычно рушатся на поздних стадиях хозяйственного сближения.



Список литературы


1.                Уразова Е.И. Экономика Турции: от этатизма к рынку. – М., 1993. – С. 194-200.

2.                Recent Developments in the Capital Markets 1990. Bank of Israel. Jerusalem, 1991, с. 27; SAI 1995, с. 236, 453.

3.                Economic outlook, January 30, 2000. Ministry of Finance of Israel, Jerusalem.

4.                Privatization in Israel. Review and Commentary. – Tel Aviv, 1995. C. 24.

5.                Современная Саудовская Аравия. – М., 1998. – С. 250.

6.                Egypt’s Economic Profile. – Cairo, 1998. – С. 3, 4.

7.                Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. – М., 1999. – Вып. 3. – С. 25.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.