Реферат: Развитие экономики Турецкой республики на современном этапе
В 2001 году Турция пережила финансово-экономический кризис – самый тяжелый за последние два десятилетия развития в условиях экономической либерализации. Ее валовый национальный продукт в твердых ценах сократился на 9,5%. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики. Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности уменьшилась на 8,1%, в добывающей – на 8,8%, в сельском хозяйстве – на 6,5%; сокращение в сфере услуг составило 6,1%, в том числе во внутренней торговле – 9,4%1.
В 2002 г. экономический рост был восстановлен – ВНП вырос на 7,1% – и продолжался в последующие годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003 г. – 5,9%, в 2004 г. – 9,9%, в 2005 г. он по оценке составил около 5% вместо ожидаемых 7%. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост цен на нефть, потребности в которой Турция более чем на 90% обеспечивает импортом. ВНП рос как абсолютно, так и в среднедушевом исчислении:
В 2004 г. среднедушевой доход в Турции впервые превысил 4 тыс. долл., а в пересчете по паритету покупательной способности приблизился к 8 тыс. долл. Возобновление экономического роста было связано с повышением внутреннего спроса и обеспечено главным образом усилиями частного сектора: его инвестиции в основной капитал в 2003–2004 гг. доминировали – 75% от общего объема, остальные 25% были вложены государством. Частное предпринимательство, которое еще несколько десятилетий тому назад распространялось лишь на отдельные отрасли промышленности, стало в ней преобладающим так же, как в сельском хозяйстве и сфере услуг.
После завершения приватизации основными задачами государства останутся общеэкономические – регулирование и выполнение проектов в сферах экономической и социальной инфраструктуры.
Главным фактором, позволившим Турции достаточно быстро справиться с кризисом, стала массированная помощь Запада, который придает большое значение поддержанию стабильности своего важного военно-политического и торгово-экономического партнера в ближневосточном регионе и использует переживаемые им трудности для решения своих стратегических задач. В экономике – это осуществление мер, направленных на ускорение рыночной трансформации и модернизации, интеграции в мировое хозяйство, сближение с экономикой Евросоюза, полным членом которого Турция готовится стать.
Основными западными кредиторами Турции являются МВФ и Всемирный банк, а также все больше отдельные страны и фонды Евросоюза. Общий объем кредитов, полученных Турцией за первые пять лет текущего века из этих источников, превышает 30 млрд. долл. Значительная часть этих средств была направлена на погашение текущей внешней задолженности, часть была использована на поддержку турецкого бюджета, включая инвестиционное финансирование инфраструктурных проектов. Частный сектор также воспользовался внешней поддержкой и смог привлечь заемные средства с международных денежных рынков, получить кредиты зарубежных банков.
Все это позволило Турции существенно поднять импорт оборудования, сырья и полуфабрикатов, в которых остро нуждалась экономика и в первую очередь – промышленность. Под влиянием возросшего внутреннего и экспортного спроса наиболее динамичное развитие получили новые отрасли с участием иностранного капитала – производство бытовой техники, электроники, автотранспортных средств и некоторых других изделий, тогда как в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности производство поддерживалось на ранее достигнутом уровне или под влиянием конъюнктурных факторов, в первую очередь роста цен на нефть и другое импортное сырье, продолжало сокращаться. В ряде случаев это было результатом конкуренции импортных промышленных, в том числе потребительских товаров, поступление которых в страну в последние годы с включением Турции в таможенный союз ЕС и отменой всех прежних ограничений заметно возрастает. В 2004 г. их доля в турецком импорте достигла 12%. Эти тенденции отражают данные.
Особое внимание в последние годы уделяется мобилизации потенциальных источников внутренних финансовых ресурсов. Повышена эффективность налоговой системы; приватизация госсектора, начатая еще во второй половине 80-х гг., наконец вступила в решающую стадию и приносит растущий доход государству (млн. долл.)2:
Только за 2003 и 2004 годы были проданы акции 37 государственных предприятий на общую сумму в 2,3 млрд. долл. В 2005 г. программа приватизации предусматривала продажу с торгов целого ряда госпредприятий, в том числе таких крупных, как ТЮПРАШ, ТЕЛЕКОМ, ЭРДЕМИР, порты Мерсин и Искендерун. В силу ряда причин эта программа была выполнена лишь частично, ее реализация продолжилась в 2006 г. Согласно официальным данным, из 3,5 млрд. долл., полученных от приватизации за два с половиной года (с 2003 г. до середины 2005 г.), 66% было потрачено на погашение государственных долгов3. Владельцами акций частично или полностью приватизируемых предприятий становятся местные холдинги, которым отдается предпочтение при продаже объектов стратегического значения, и крупные иностранные компании, в том числе российские.
Стабилизация турецкой экономики хотя и происходит на более устойчивой базе, чем это было после кризисов в 1994 и 1998 годах, тем не менее не устраняет присущую турецкой экономике хроническую макроэкономическую несбалансированность. Беспрецедентный рост объема внешней торговли, наблюдаемый в последние годы, сопровождается увеличением внешнеторгового дефицита.
Рост турецкой внешней торговли происходит преимущественно за счет стран Евросоюза, на которые приходится около половины общего товарооборота страны. Опережающий рост импорта обусловлен повышением мировых цен на нефть. Только затраты Турции на нефтяной импорт с 4,8 млрд. долл. в 2003 г. возросли в 2004 г. до 6,1 млрд. долл., заплаченных примерно за равное количество – около 24 млн. т закупленной нефти4. Цены повышались и на некоторые другие импортные товары.
Растущее отрицательное сальдо внешней торговли является одной из главных причин безудержного роста внешнего долга Турции (млрд. долл.)5:
На погашение основных сумм и выплату процентов по внешнему долгу Турция затрачивает в среднем 15 и более млрд. долл. ежегодно. Постоянно испытывая трудности с выполнением своих долговых обязательств, она вынуждена прибегать к рефинансированию долгов и привлечению в этих целях новых кредитов.
За счет использования внешних и внутренних заемных источников балансируется хронически дефицитный консолидированный бюджет Турции. Проблема погашения долгов в последние десятилетия выдвинулась в число основных для турецких госфинансов: огромной величины достиг внутренний долг – 167 млрд. долл. в 2004 г. Суммы, выделяемые из бюджета на погашение внутреннего и внешнего долга, в настоящее время являются главной статьей расходов. В то же время меры, предпринимаемые для оздоровления госфинансов, приносят результаты. По официальным данным, Турции в последние годы удается снижать бюджетный дефицит как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП: равный в 2002 г. 14%, в 2003 г. он понизился до 11%, в 2004 г. до 7%, таким образом постепенно приближаясь к уровню в 3%, установленному маастрихтским договором для входящих в ЕС стран6.
Позитивные результаты наметились и в борьбе с инфляцией, без чего невозможно достижение сбалансированного и устойчивого экономического роста. Гиперинфляция, в условиях которой в течение более четверти века происходило развитие турецкой экономики, когда цены росли ежегодно на 70–80%, а в кризисные годы поднимались до 100% и выше, имела для Турции крайне негативные социальные и экономические последствия. Заметно углубилось неравенство в распределении доходов – в начале текущего века разрыв в уровне дохода между 20% наиболее бедной и 20% наиболее богатой когорт населения превышал 8 раз7. В условиях мусульманской страны, где несправедливость при распределении богатства воспринимается с повышенным осуждением, это стало одним из главных факторов роста социально-политической напряженности и причиной прихода к власти исламской Партии справедливости и развития. В экономике гиперинфляция сдерживала и деформировала сам процесс развития. Вместо инвестиций в долгосрочные проекты в реальных отраслях экономики частный капитал в значительной степени переключился на деятельность в быстроокупаемых отраслях – торговлю, сферу услуг, спекулятивные сделки с недвижимостью, государственными облигациями и т.д. В результате в течение последних десятилетий удельный вес промышленности в ВВП страны оставался на неизменном уровне в 25–26%, тогда как вклад сферы услуг в создание валового продукта в 2004 г. достиг 58%8.
Гиперинфляция постоянно сдерживала поступление в Турцию прямых иностранных инвестиций, несмотря на все меры, предпринимавшиеся для их привлечения. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что из кумулятивной суммы заявленных в период с 1981 по 2003 г. иностранных инвестиций в 35 млрд. долл., фактически в страну поступило лишь около 16 млрд. долл.9 Инфляционная обстановка, связанная с ней крайняя дороговизна кредита в последние десятилетия стали одной из причин растущего вывоза турецкого капитала за рубеж – в основном в страны Евросоюза. Общая сумма турецких зарубежных инвестиций на конец 2004 г. оценивалась в 7 млрд. долл.10
С 2002 г. в Турции наблюдается снижение темпа инфляции11:
Дальнейшее снижение инфляции является одним из основных требований, выдвигаемых Евросоюзом, где она не превышает 1,5–3,0%. Его выполнение рассматривается в качестве необходимой предпосылки улучшения инвестиционного климата в стране.
Стабилизация экономики, понижения темпов инфляции сопровождаются ростом интереса к Турции со стороны зарубежных инвесторов, оживлением притока не только прямых, но и портфельных инвестиций, причем уже не только в качестве «горячих денег», поступающих со спекулятивными целями, но и для вложения в акции турецких предприятий, в первую очередь подлежащих приватизации, и банков. Активность иностранных инвесторов заметна и на Стамбульской фондовой бирже, где они в последнее время становятся основными покупателями акций турецких компаний. Иностранный частный капитал превращается во все более важный фактор развития и модернизации турецкой экономики, выступая не только как носитель современных технологий, технических новаций, но и производственной и маркетинговой культуры. На конец 2004 г. в Турции имелась 2461 иностранная компания со 100%-м капиталом, и 634 компании участвовали в совместных предприятиях. Большинство иностранных компаний действовало в сфере услуг – 2226, в промышленности – 591, в других отраслях – 27812. Свыше 70% всех прямых иностранных инвестиций имеют происхождением страны Евросоюза. Среди других стран наиболее значительны инвестиции компаний США и Японии.
Расширение участия частного иностранного капитала в турецкой промышленности, как правило, сопровождается повышением производительности труда, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, значительная ее часть предназначена для экспорта. Характерным примером может служить автомобилестроение, где производство ведется при участии целого ряда известных мировых компаний: в 2004 г. производство автотранспортных средств (половина из них – легковые автомобили) составило 862 тыс., из которых 523 тыс. (61%) было экспортировано13.
Оздоровлению экономики, ее росту способствует осуществляемое в последние годы укрепление правовой и институциональной среды, которое проводится по образцам ЕС и в соответствии с маастрихтскими критериями. Большое внимание уделяется, в частности, оздоровлению и реструктуризации национальной банковской системы, серьезно пострадавшей в результате кризисов в 1998 и 2001 годах, которая включает слияние банков и укрепление их капитала, в том числе, и за счет привлечения иностранных акционеров, ликвидацию маломощных банков, другие меры, направленные на укрепление надежности и конкурентоспособности банковской отрасли, повышение ее роли в финансировании реальной экономики. Этому способствует и снижение процентных ставок на кредиты, происходящее в результате снижения инфляции. Среди мер по стабилизации турецкой экономики следует упомянуть о деноминации турецкой лиры, которая была осуществлена Центральным банком Турции 1 января 2005 г. после тщательной подготовки. Эта мера была вызвана непомерным разбуханием денежной массы в обращении, перманентным обесценением турецкой денежной единицы. С 1 января 2005 г. стоимость новой турецкой лиры была приравнена к 1 миллиону старых лир, соответственно произошло изменение ее валютного курса. Деноминация способствовала упорядочению денежного обращения Турции, облегчению расчетов по внутренним и внешним операциям.
Важным фактором растущей включенности Турции в глобальные и интеграционные процессы является перспектива ее превращения в транзитную территорию для грузопотоков между европейскими и азиатскими рынками, что обещает стране немалые материальные и финансовые выгоды. Уже вошел в эксплуатацию газопровод «Голубой поток», по которому российский природный газ поступает в Турцию, намечено продлить его в западном направлении для поставок в страны Южной Европы, Израиль. В 2006 г. ожидается завершение строительства газопровода Баку-Эрзурум, а также пуск в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, которые также ориентированы на транспортировку каспийских углеводородов на мировой рынок. По турецкой территории пройдет и международный транспортный коридор ТРАСЕКА. Турция включилась также в создание транспортного коридора Север-Юг. Выполнение этих проектов позволит существенно расширить евразийское направление внешней торговли как самой Турции, так и с использованием ее транзитных возможностей других стран Европы и Азии.
Развитие отраслей хозяйства с учетом их естественных преимуществ, вытекающих из географического положения и природного потенциала страны, находит свое проявление в развитии индустрии туризма. За последнее десятилетие мощности этой отрасли удвоились, а приносимые ею валютные доходы в 2005 г. достигли 15,3 млрд. долл. против 7,6 млрд. долл. в 2000 г.14 По доходам от туризма Турция с 2001 г. опережает Грецию15; ее целью является вхождение в пятерку стран – мировых лидеров туристического бизнеса.
Если в промышленности, торговле, индустрии туризма и других отраслях сферы обслуживания наблюдается динамичное развитие, то этого нельзя сказать о турецком сельском хозяйстве. Турция, как известно, в середине 70-х годов смогла войти в число немногих стран, достигших продовольственной самообеспеченности. Этот успех стал возможным благодаря расширению посевных площадей за счет распашки новых земель – главным образом лугов и пастбищ с использованием импортных тракторов и другой современной техники. Но в настоящее время обеспечение страны продовольствием, так же как и потребностей в сельскохозяйственном сырье легкой промышленности, во все большей мере зависит от импортных поставок – зерна, мясо-молочной продукции, хлопка и некоторых других продовольственных и технических культур. В числе причин – опережающий рост населения, которое за период 1980–2004 гг. возрастало в среднем на 2% ежегодно, тогда как сельскохозяйственное производство – лишь на 1,4%16. Существенно расширились и мощности легкой и пищевой отраслей, частично экспортирующих свою продукцию.
Но основной причиной стагнации сельскохозяйственного производства является сохранение традиционной системы землевладения и землепользования, для которой характерно преобладание мелких и мельчайших хозяйств: 65% из 3 млн. всех хозяйств аграрного сектора Турции располагают наделами менее чем в полгектара17: условия земельной аренды крайне тяжелые. Возможности использования в этих условиях машин и других технических средств ограничены, Турция в этом отношении значительно отстает не только от развитых, но и некоторых развивающихся стран. Урожайность основных культур в последние годы практически, за исключением некоторых плодовых и овощных культур, возделываемых на орошаемых землях, не повышается, поголовье скота и производство мясо-молочной продукции сокращается. Необходимым условием успешного сельскохозяйственного производства в природно-климатических условиях страны является ирригация и мелиорация, но инвестиции, выделяемые государством на эти цели, совершенно недостаточны. На 83,5% посевных площадей ведется неорошаемое земледелие, результаты которого зависят от капризов погоды и крайне неустойчивы. Только за первую половину текущего десятилетия имели место два спада – в 2001 и 2003 годах, когда сокращение добавленной стоимости в аграрной отрасли составило 6,5% и 2,5%, соответственно18.
Государство вынуждено постоянно затрачивать немалые средства для поддержки в разных формах сельскохозяйственного производства. Например, только в сентябре 2005 г. из бюджета было выделено 683 млн. новых турецких лир для субсидирования продажи крестьянам удобрений и мазута по льготным ценам; на закупку зерна в объеме 5 млн. т было выделено 500 млн. евро и 400 млн. долл. на эти цели взято у иностранных банков в кредит19.
Решение проблем увеличения сельскохозяйственного производства в Турции связывают с реализацией проекта Юго-Восточная Анатолия (ГАП), который входит в число 9 крупнейших международных проектов и включает в себя создание гидроэнергетических сооружений на реках Тигр и Евфрат, а также проведение работ по ирригации 1,7 млн. га земельных угодий. Эти работы, начатые в 1985 г., продвигаются медленно – на конец 2002 г. они были выполнены лишь на площади в 215,1 тыс. га, или 12,7%20.
Серьезное внимание уделяется подготовке очередной аграрной реформы, предполагающей адаптацию сельского хозяйства Турции к стандартам Евросоюза, эксперты которого привлечены к этой работе. Конечной целью реформы должно стать создание крупных хозяйств и аграрно-промышленных комплексов, что позволит распространить механизацию и применение современных технологий на все суботрасли аграрного сектора. Правда, при этом продолжится сокращение сельского населения, ныне составляющего около 27 млн. чел. (39% населения в 2003 г.), примерно до 10 млн. чел.; его отток в города грозит еще большим обострением проблемы занятости в стране, где ежегодно на рынок труда поступает дополнительно 500–600 тыс. молодежи, тогда как создание новых рабочих мест существенно отстает. Проблему отчасти до сих пор смягчала эмиграция в Германию и другие государства Евросоюза, но и там возможности трудоустройства ограничены из-за высокой безработицы. Одним из факторов обострения проблемы занятости в Турции в последние годы стала приватизация государственных предприятий, переход которых к частным владельцам, как правило, сопровождается сокращением численности персонала. В 2004 г. численность официально зарегистрированных безработных в Турции составляла около 2,5 млн. чел. или 10,3% экономически активного населения21.
Несмотря на дисбалансы и трудности, переживаемые турецкой экономикой, комиссия Евросоюза, приступившая к работе 9 ноября 2005 г. в связи с подготовкой Турции к принятию в эту структуру, констатировала, что она динамично развивается и что ее положение даже лучше, чем в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, принятых в Евросоюз в 2004 г. Была подчеркнута заинтересованность государств Евросоюза в Турции как быстро растущем рынке; за ней был закреплен статус страны с рыночной экономикой. Со своей стороны руководство Турции рассчитывает, что уже в 2007 г. турецкая экономика будет близка к выполнению маастрихтских критериев. Этому будет способствовать осуществление намеченных на ближайшее время структурных реформ, приватизация, реформы социального страхования и подоходного налогообложения и др.
В программе, подготовленной Государственной плановой организацией Турции на период 2005–2007 гг., содержатся следующие наметки: среднегодовой темп роста ВВП – 5%, в 2007 г. среднедушевой доход составит 37% от уровня этого показателя для ЕС; в том же году инфляция понизится до 4,5%, а отношение государственного долга к ВВП до 68,8%; экспорт достигнет 94 млрд. долл., доходы от туризма – 21 млрд. долл.22 Но, согласно программе, учитывая значительный рост импорта и платежей по внешнему долгу, Турция не сможет преодолеть отрицательное сальдо по текущим операциям платежного баланса, которое в 2007 г. составит 10,5 млрд. долл. против 14,6 млрд. долл. в 2004 г.23 В течение трех лет намечено также создать 1650 тыс. новых рабочих мест. Для реализации этой программы Турции потребуется внешнее финансирование на сумму в 6–7 млрд. долл. ежегодно24.
Выполнению этих наметок, которые предполагают продолжение динамичного развития страны, могут помешать некоторые внешние факторы и в первую очередь – сохранение нынешнего высокого уровня и тем более продолжение роста мировых цен на нефть. В Турции признается, что для уменьшения нефтяной зависимости ей необходимо срочно заняться развитием альтернативных источников энергии, которыми страна обладает (солнечная, ветряная, геотермальная), начать строительство АЭС. Отрицательные последствия для турецкой экономики может иметь обострение обстановки на Ближнем Востоке, перерастание существующей напряженности в военные конфликты. Но и при благоприятной внутренней и внешней конъюнктуре Турция в текущем десятилетии сохранит макроэкономическую неустойчивость, финансовую и технологическую зависимость от Запада. В то же время, оставаясь его экономической периферией, Турция продолжит использование своего геостратегического положения, привлекательности своего растущего рынка и транзитного потенциала, связанного с доставкой на мировой рынок углеводородного и иного сырья из Евразии, для ускорения роста, повышения своей роли на региональном и глобальном уровнях.
финансовый экономический либерализация турция
Список литературы
1) BTM. Başlıca Ekonomik Göstergeler. Ankara, 2003, с. 11.
2) Milliyet, 16.09.2005.
3) Hürriyet, 09.09.2005.
4) DPT. Temel Ekonomik Göstergeler 2005. Ankara, 2005, с. 54.
5) ITO. Ekonomik Göstergeler. Istanbul, 2005, с. 54.
6) Istanbul Ticaret, 25.02.2005.
7) Turkey in Figures with International Comparisons 2004. Istanbul, 2005, с. 831.