В данном разделе рассмотрим и оценим конкурентоспособность танкера по техническим и экономическим параметрам, а также рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности танкера по техническим параметрам представлена в таблице 3.
Кутил= (ширина*длина*высота) /дедвейт, параметр должен уменьшаться.
Скорость хода должна уменьшаться.
Находим q - частный показатель конкурентоспособности рассматриваемого товара (российский танкер) относительно конкурента. Если параметр должен увеличиваться, в нашем случае параметры удельная мощность, скорость хода и уровень автоматизации, то q рассчитываем по формуле 1:
q= ПТ российск. танкера / ПТ конкур.
Если же параметр должен уменьшаться, как в случае с коэффициентом утилизации дедвейта по объему, то q рассчитываем по формуле 2:
q= ПТ конкур. / ПТ росс. танк.
Показатели q1,2,3,4 характеризуют преимущества и недостатки российского танкера относительно конкурента. Преимущества российского танкера можно увидеть в таблице 3, где значение q>1. В случаях где q<1, российский танкер уступает конкурентам.
Параметр a1,2,3; 4 - параметр значимости (весомости). Определяется экспертным путем. В данном случае возьмем:
a1= 0,2; a2= 0,3; a3= 0,3; a4= 0,2. ∑ai=1.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности танкера по техническим параметрам
№ танкера
Кутил. дедвейта по объему
Скорость хода
Уд. мощность
Уровень автоматизации
q1
q2
q3
q4
a1*q1
a2*q2
a3*q3
a4*q4
Yтп.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
2,12
14,0
0,3
0,5
0,2
2,24
15,0
0,4
1,06
1,93
0,75
0,212
0,279
0,225
0,916
2,1
13,3
0,25
0,99
1,05
1,2
0, 198
0,315
0,36
1,073
2,17
14,35
0,35
1,02
0,98
0,86
0, 204
0,294
0,258
0,1
1,856
K=Vтанк. /дедв.
K→0.
Табл.1,стр.15.
=мощность/
дедвейт
A1-полный автомат (1),
А2=0,5…
Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью группового показателя конкурентоспособности по техническим параметрам Yтп.,
Yтп= a1*q1+a2*q2+a3*q3+a4*q4.
В результате расчета получили, что российское судно имеет преимущество только перед танкером №8, так как Yтп >1. Для наглядного представления построим график (рис.1).
Рис. 1. Технические параметры танкеров
Условные обозначения:
танкер №9 (Россия)
танкер №3 (Индия)
танкер №8 (Бразилия)
танкер №7 (Франция)
Оценка конкурентоспособности по экономическим параметрам представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оценка конкурентоспособности по экономическим параметрам
Цсоп.
Уд. расход топлива
Число экипажа
d1
d2
d3
f1*d1
f2*d2
f3*d3
Yэп
2,99
134
25
3,81
128
1,27
0,96
0,635
0,288
1,123
12,88
133
4,31
2,155
0,297
2,652
3,65
120
18
1,22
0,9
0,72
0,61
0,27
0,144
1,024
Поскольку экономические параметры должны снижаться, для повышения конкурентоспособности используется обратная формула для расчета частных показателей конкурентоспособности российского танкера по экономическим параметрам:
d = ПЭ конк. /ПЭ росс., d>1 - преимущество у российского танкера;
d<1 - российский танкер уступает конкуренту.
f1,2,3 - показатели значимости (весомости), ∑=1. Определяется экспертным путем. В данном случае возьмем:
f1= 0,5; f2= 0,3; f3= 0,2.
Расчет группового показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам определим с помощью формулы:
Yэп. = d1f1+d2f2+d3f3.
Таким образом, получили, что по экономическим параметрам российский танкер имеет преимущество перед всеми остальными танкерами.
Для наглядного представления построим график, на которых представим российский танкер относительно конкурентов (рис.2).
Числ. экип.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности, учитывая уровень легальности сделок, технические и экономические параметры танкеров, рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности российского танкера (табл. 5).
Таблица 5
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
Yнп
Yтп
Y=Yнп*Yтп*Yэп
1,03
2,85
1,9
Yнп = 1, если деятельность легальна; Yнп = 0, если деятельность нелегальна, что означает полную потерю конкурентоспособности. В нашем случае вся деятельность легальна.
Рассчитав сводный интегральный показатель конкурентоспособности, получили, что Y>1 у всех танкеров, это значит, что в целом российский танкер имеет преимущества по отношению к данным конкурентам. Следовательно, российский предприниматель может рассчитывать на получение заказа в Индии, Бразилии во Франции.
Выход на внешний рынок требует от предприятия дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется.
Цена - это наиболее важный показатель для компании, так как её основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Помимо этого, цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товара, поэтому она очень важна для установления отношений между компанией и товарным рынком. Решая вопрос об изменении цен, компания должна тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Предприятие, планирующие инициативное изменение цен, должно также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений. В случае изменение цен, предпринятого кем-то из конкурентов, оно должно также попытаться понять его намерения и вероятную деятельность действий нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящие изменения, ему следует заранее планировать свои ответные меры на возможные ценовые манёвры конкурентов. Лицо любой компании, фирмы, предприятия на внешнеэкономическом рынке, определяет правильное установление цен во внешнеторговых операциях, качество товаров компании, надежность, платежеспособность. Методика ценообразования установления цен во внешнеэкономической деятельности (на базе мировых цены экспорта и импорта) значительно отличается от той методики, которой руководствуются при определении цен на внутренних рынках. Определение экспортной цены является непростой задачей, так как формирование цены связано с множеством переменных составляющих, различных для отдельных рынков. Предприятиям, которые участвуют во внешнеэкономических связях, необходимы специалисты, которые отлично разбираются в вопросах внешнего рынка и только тогда фирма сможет пережить всевозможные кризисы, получить прибыль и займет высокое положение на внешнем рынке.
1. Курс Евро к Доллару США. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbrf. magazinfo.ru/textual/EURO/USD
2. Рыбалкина В.Е. "Международные экономические отношения" Москва: ЮНИТИ, 2000 г.
3. Суворова А.П. Расчет экспортной цены на товар: Методические указания к выполнению практических занятий / Сост. А.П. Суворова. - Йошкар-Ола: Институт государственной службы и управления при Президенте Республики Марий Эл. 1996. - 48 с.
Страницы: 1, 2