Рефераты. Прямые иностранные инвестиции в экономику стран Центрально-Восточной Европы в 2000-2006 гг.

· Решающим фактором в формировании благоприятного болгарского климата для иностранного бизнесмена является наличие «Закона об инвестициях» (с 06.08.2004 г. «Закон о стимулировании инвестиций»), отвечающего современным правилам и нормативам свободного передвижения капитала в цивилизованном мире.

· Для иностранных фирм национальный режим гарантирует беспрепятственное осуществление инвестиций, их защиту и получение надежного дохода без всякого вмешательства государства. Полученную прибыль легко перевести за рубеж после уплаты налогов. Налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС) одни из самых низких в ЦВЕ. При реинвестиции прибыли ставка налога равна 0 %. Максимально упрощены разрешительные и лицензионные вопросы [12].

В Румынии приток ПИИ в 2005 году остался практически на том же уровне, что и в 2004 году, − 6 388 млн. долл. [45]. Если брать во внимание показатели суммарного объема ПИИ, то согласно статистики Национального банка Румынии на декабрь 2005 года крупнейшими странами-инвесторами являлись: Нидерланды (4 650 млрд. долл.; 19,5%), Австрия (3 683 млрд. долл.; 15,4%), Германия (2 550 млрд. долл.; 10,7%), Греция (2 032 млрд. долл.; 8,5%) и Франция (1 993 млрд. долл.; 8,4%) [50].

На промышленность приходится почти 49% суммарного объема ПИИ (горнодобывающая – 7,3%, металлургия – 8,2%, легкая – 6,5%, транспорт – 5,1%). Далее идут торговля – 15%, финансовый сектор – 14,5% и телекоммуникации – 10,9%. Суммарный объём ПИИ, вложенных в туристскую инфраструктуру, − 42 млн. долл. (0,2%) [50].

Увеличение потоков ПИИ в 2005 году наблюдался в Венгрии, Чехии и Словакии. Так, в Венгрии отмечался рост притока ПИИ в 44% (6 699 млн. долл.) [45]. По данным Агентства Венгрии по развитию инвестиций и торговли в суммарном объеме ПИИ лидерами являлись Германия (29%), Нидерланды (20%), Австрия (11%), США (5%) и Люксембург (4%) [65].

По секторам экономики суммарный объем ПИИ ранжируется следующим образом: сфера услуг – 47% (бизнес-услуги – 17%, финансы – 10,1%, торговля – 9,8%, транспорт и телекоммуникации – 8,5%), производство – 46%, энерго- и водоснабжение – 4% [65].

Приток ПИИ в Чехию вырос более чем в 2 раза (121%) и составил 10 991 млн. долл. [45]. Реализуемая целенаправленная государственная политика поощрения инвестиций в течение пяти последних лет позволяет Чехии ежегодно привлекать в национальную экономику из-за рубежа в среднем 4-5 млрд. долл. (без учета инвестиций в приватизируемые объекты собственности).

Объем ПИИ в экономику Чехии в 2006 году составил около 5,3 млрд. долл. Значительную долю в инвестициях составляли реинвестиции иностранных компаний, ранее организовавших свое производство на территории Чехии. В связи с тем, что в 2006 году правительству Чехии удалось реализовать лишь один приватизационный тендер по продаже госсобственности (продан контрольный пакет авиастроительного предприятия «Аэроводоходы» за 127 млн. долл.) по сравнению с предыдущим годом отмечалось заметное сокращение притока ПИИ в страну. Также произошла географическая переориентация инвестиционных потоков. Если в 2005 году Чехия привлекла инвестиции 130 иностранных компаний из стран Западной Европы, то в 2006 году основными инвесторами были корейские, китайские и тайваньские фирмы [13].

По показателю ПИИ на душу населения Чехия по-прежнему занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ. Наиболее крупные инвестиции в Чехию в 2006 году осуществили компании Испании (43% капиталовложений), Германии (20,8%), Нидерландов (15,1%) и Великобритании (11,4%).

В 2006 году специализированное Агентство по привлечению иностранных инвестиций и поддержки предпринимательства (CzechInvest) осуществляло сопровождение 155 инвестиционных проектов общей стоимостью около 2,5 млрд. долл. [13].

В структуре инвестиций лидируют капиталовложения в сферу телекоммуникаций, автомобильную промышленность, электротехнику и банковскую сферу. Высокую добавленную стоимость приносят инвестиции в создании технологических и сервисных центров. Крупнейшим инвестиционным проектом стало строительство корейским концерном «Hyundai» автомобильного завода в городе Ношовице. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд. долл. (в 2006 году поступило 80 млн. долл.). В результате реализации этого проекта Чехия к 2010 году будет выпускать более 1,2 млн. автомашин в год и войдет в число крупнейших мировых производителей легковых автомобилей.

Главным инструментом реализации государственной политики стимулирования инвестиций является принятый в мае 2000 года закон Чешской Республики «О поощрении инвестиций», который определяет условия и порядок предоставления льгот инвесторам. К предоставляемым поощрениям относятся:

·     продажа инвестору за символическую цену участков под строительство объектов, с соответствующей инфраструктурой;

·     предоставление безвозмездной ссуды на создание каждого нового рабочего места в Чехии в размере до 3 тыс. долл.;

·     финансовая поддержка инвесторов, вкладывающих средства в научные исследования, разработки и связанное с ними развитие ориентированного на экспорт производства;

·     сокращение сроков амортизации и списания машин и оборудования, которые входят в инвестиционную составляющую проекта;

·     отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, указанных в специальном перечне Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на срок реализации инвестиционного проекта;

·     введение нулевой ставки подоходного налога сроком на 10 лет для вновь образованных юридических и физических лиц и на 5 лет – для уже зарегистрированных компаний, модернизирующих свое производство.

Инвестор может также воспользоваться льготами, предоставляемыми различными специальными и региональными программами, в частности, Программой по развитию промышленных зон, Программой по созданию рабочих мест в депрессивных экономических регионах, Программой по поощрению и развитию малых и средних предприятий и др. [13].

По «Докладу» ЮНКТАД приток ПИИ в Словакию по сравнению с 2004 годом снизился на 51% и составил 1 908 млн. долл. [45]. Постоянному увеличению притока ПИИ в Словакию способствует благоприятная инвестиционная среда, которая определяется доступом квалифицированной рабочей силы, небольшими расходами на оплату труда, низким уровнем налоговой нагрузки, нерыночными выгодами для инвесторов, стратегическим положением в Европе и промышленными традициями [57].

По статистическим данным Национального банка Словакии ПИИ в 2005 году в основном поступали из Кореи (31,2%), Германии (30,1%), Чехии (7,9%), Швейцарии (7,6%), Австрии (7,5%) и Нидерландов (7,1%) [75].

В Словакии государством предусмотрено для инвесторов предоставление льгот в области налогообложения и перевода собственности. Правительство Словакии создает дополнительные условия для привлечения иностранных инвестиций в промышленные парки, где, в соответствии с законом Словацкой Республики «О промышленных парках», за счет государства создается необходимая инфраструктура.

Базовая ставка налога на добавленную стоимость в размере 19%, единый налог на доходы юридических и физических лиц – 19%, отмена налогов на дивиденды, на дарение, на переход и перевод прав собственности на недвижимость способствуют дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности экономики Словакии.

Растет число иностранных инвесторов – поставщиков комплектующих для автомобильной промышленности. Крупные инвестиции направляются также в электронную и электротехническую промышленность, информационные технологии, химическую промышленность. Один из крупнейших инвестиционных проектов 2006 года − строительство завода в городе Нитра по производству телевизоров с жидкокристаллическим экраном компанией «Sony» [81]. Суммарный объём ПИИ, вложенных в туристскую инфраструктуру, − 65,2 млн. долл. (0,5%) [75].

Вместе с тем, иностранный капитал практически не идет в сельское хозяйство Словакии, что свидетельствует о слабых перспективах этой отрасли и целенаправленном снижении сельскохозяйственного производства в условиях членства страны в ЕС [83].

В Польше в 2005 году приток ПИИ снизился на 40% и составил 7 724 млн. долл. [45]. Правительство страны поставило перед собой следующие стратегические цели по стимулированию поступлений ПИИ в Польшу:

·           укрепление положительного образа Польши и ее экономики в мире;

·           возвращение позиции лидера в поступлениях ПИИ в регионе ЦВЕ;

·           увеличение до 20% доли ПИИ в секторах передовых технологий и в так называемых восходящих секторах;

·           рост поступлений ПИИ в Польшу в форме greengield venture;

·           увеличение доли так называемых проэкспортных инвестиций;

·           локализационное сбалансирование с особым учетом выравнивания географических диспропорций в экономическом развитии регионов [55].

В 2006 году приток ПИИ в Польшу равнялись 9,4 млрд. долл. Таким образом, за последние семь лет накопленные ПИИ составили 51,5 млрд. долл. – 1 350 долл. на душу населения [93].

Приток ПИИ в Литву в 2005 году вырос на 30% и составил 1 009 млн. долл. [45]. Доля основных иностранных инвесторов в Литве в 2005 году в географическом разрезе была следующей: Дания – 15,2%, Швеция – 13,6% Россия – 12,9%, Германия – 11,6%, Эстония – 8,2%, Финляндия – 8,1% [66].

Инвестиции иностранного капитала в Литву всегда вызывали неудовлетворение литовских экспертов. По количеству иностранных инвестиций Литва отставала от двух других прибалтийских государств, особенно от Эстонии. Чтобы изменить ситуацию, было предпринято ряд шагов, в частности – уменьшен до 15% налог на прибыль. Кроме того, большие надежды были возложены на вступление Литвы в ЕC, которое должно было направить в Литву поток иностранного капитала.

Сегодня в Литве вынуждены констатировать, что ожидаемого бума ПИИ не состоялось. Среди множества причин можно выделить две главные: вступление в ЕС неожиданно принесло Литве свои минусы, в частности сильный отток рабочей силы и соответствующее подорожание оставшейся рабочей силы на местах. Инвесторы стали предпочитать страны, где труд стоит намного меньше, чем в Литве. Второй причиной является бюрократическая система, не позволяющая инвесторам быстро и эффективно осуществлять свои замыслы. Достаточно сказать, что в Литве до сих пор отсутствует принцип «единого окошка», когда инвестор освобожден от надобности бегать по разным учреждениям. Высоким как для члена ЕС остается и уровень коррупции в стране. Внешне, правда, заметен рост ПИИ, но их уровень изначально настолько низок, что приводит литовских экспертов в уныние [17].

Рост объемов инвестиций в экономику Литвы по итогам 9 месяцев 2006 года составил 17,5% по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Основным сектором привлечения инвестиций остается производственный, на который приходится около 17 % от общего объема инвестиций в экономику страны. Активный рост отмечен в производстве пластиков, химической продукции, а также изделий легкой промышленности. Более 1/3 всего объема ПИИ приходится на сектор промышленного производства, что не создает необходимых предпосылок для развития инновационных технологий и производства товаров с повышенной интеллектуальной стоимостью. Суммарный объём ПИИ, вложенных в туристскую инфраструктуру, − 80 млн. долл. (0,9%) [80].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.