При установлении ставок таможенных пошлин ведущим является режим наиболее благоприятствуемой нации, т.е. наличие в двусторонних договорах и соглашениях статьи, где говорится, что каждая из сторон предоставляет другой такой же режим в отношении тарифов и льгот, как и предоставляемый нации наибольшего благоприятствования, с которой торгует каждая из стран.
Импортный тариф преследует в первую очередь следующие цели:
• рационализация товарной структуры импорта;
•формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления;
• защита рынка от недобросовестной иностранной конкуренции;
• создание условий для эффективной интеграции, в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям;
• улучшение структуры платежного баланса.
Источники финансирования импорта схожи с источниками финансирования экспорта. Это обусловлено тем, что предоставление кредита экспортеру позволяет ему расширить торговый кредит импортеру (например, когда банк готов предоставить экспортеру аванс под инкассо, экспортер имеет возможность согласиться на оплату товара посредством срочной тратты), а также тем, что предоставление кредита импортеру позволяет экспортеру получать оплату немедленно (используя, например, лизинговые или форфейтинговые операции).
Способы финансирования импортеров включают:
1) банковский овердрафт в национальной или иностранной валюте;
2) ссуду в национальной или иностранной валюте;
3) торговлю по открытому счету;
4) финансирование посредством комиссионной фирмы;
5) расчеты при помощи акцептного аккредитива и аккредитива с рассрочкой платежа;
6) лизинг;
7) форфейтинг;
8) финансирование покупателю;
9) встречную торговлю;
10) банковский акцепт;
11) ссуду под продукцию.
2. Преимущества и недостатки прямого импорта
Преимущества:
· Прямой импорт – это возможность закупать товар напрямую у любого зарубежного производителя, минуя каких-либо посредников (оптовых компаний, дистрибьюторов).
· Импортируя продукцию напрямую, существует возможность:
– Начать закупать продукцию любого завода-производителя из любой страны мира.
– Сократить свои издержки и снизить себестоимость продукции, т. к. страна-импортер будет покупать товар по цене и напрямую у завода-производителя, минуя посредников в лице дистрибьюторов.
– Сформировать уникальный ассортимент: не будет ограничений предложением оптовых компаний, предприятия страны-импортера сможет закупать именно то, что востребовано на рынке и что не предлагают конкуренты.
· При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.
· Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель и когда посредник (табл. 1).
Таблица 1. Различие политики сбыта производителя и посредника
Политика сбыта
производителя
посредника
Ценовая политика
Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене.
Умеренная торговая наценка
Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя
Высокие торговые наценки розницы
Продуктовая политика
Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т. к. товарная инновация требует инвестиций
Выбор такого товара, который пользуется спросом.
Посредник требует от производителя модификаций или нового товара
Распределительная политика
Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители.
Навязывание всего ассортимента
Малые количества заказа.
Востребование ассортимента, пользующегося спросом
Рекламно-имиджевая политика
Продвижение своей торговой марки.
Формирование имиджа производителя
Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя
Недостатки:
– Организация прямого импорта – это дополнительная ответственность, лишняя нагрузка на людей, работающих в представительстве.
3. Особенности прямого импорта Беларуси
При помещении импортируемых в Республику Беларусь товаров под таможенный режим свободного обращения подлежат уплате следующие таможенные платежи:
– таможенные сборы за таможенное оформление. Их ставка установлена Указом Президента РБ от 13.07.2006 №443 «О таможенных сборах»;
– ввозная таможенная пошлина. Ставки ввозных таможенных пошлин определены Указом Президента РБ от 31.12.2007 №699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее – Указ №699);
– налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога установлена Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» в размере 18% (исключение – товары для детей (в т.ч. текстильные изделия), перечень которых определен Указом Президента РБ от 21.06.2007 г. №287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»).
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что Указом Президента РБ от 08.02.2008 №68 «Об установлении ставок таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь текстильные изделия» (далее – Указ №68) на 2008 г. установлены пониженные по сравнению с Таможенным тарифом (см. Указ №699) ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые товары, происходящие из стран Европейского союза, Турецкой Республики, Швейцарской Конфедерации или Княжества Лихтенштейн.
Предусмотренные Указом №68 ставки не новы: они неоднократно устанавливалась ранее различными нормативными правовыми актами РБ (постановлениями Правительства РБ и указами Президента РБ). Изменялся только перечень стран, в т.ч. с учетом расширения Европейского союза, на товары, происходящие из которых, устанавливалось применение таких ставок ввозных таможенных пошлин.
Кроме того, в отношении отдельных товаров, происходящих из развивающихся стран, в соответствии с Декретом Президента РБ от 18.04.2003 №14 «Об установлении тарифных преференций» (далее – Декрет №14) установлено применение тарифных преференций в виде снижения ставок ввозных таможенных пошлин на 25%.
Также следует упомянуть, что согласно Декрету №14 для целей предоставления предусмотренных им тарифных преференций должны быть одновременно соблюдены:
1) правило непосредственной закупки.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
2) правило прямой отгрузки.
Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой отгрузки отвечают также:
– товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в т.ч. при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем;
– товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:
– товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
– товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
– товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
В современных условиях роль и значение рыночных исследований в работе по повышению эффективности внешнеэкономических связей быстро возрастают. Под влиянием процессов межрегионального развития, расширения и углубления международного разделения труда, а также в результате воздействия других факторов на мировых рынках все чаще происходят серьезные изменения. Быстро обновляется и расширяется товарная номенклатура, вместе с изменением технико-экономических параметров меняются и стоимостные показатели. Инфляционные процессы и валютные интервенции и ограничения приводят к резким колебаниям цен, меняются методы и формы международной торговли, структура фирм и т.д. Изучение всех этих вопросов в комплексе дает представление о рыночной конъюнктуре и является необходимой предпосылкой заключения любой внешнеторговой сделки с международными организациями.
Вместе с тем знание конъюнктуры необходимо не только при выходе на рынки промышленно развитых или развивающихся стран. Умение анализировать и прогнозировать развитие мировых товарных рынков требуется и при заключении контрактов.
Изучение основных тенденций развития товарных рынков как на данный момент, так и на перспективу дает возможность своевременно выявить те изменения, которые происходят в процессе производства и международной торговли экспортируемым или импортируемым товаром (либо товарной группой).
Заключение
Таким образом, прямой импорт – ввоз товара в страну его потребления непосредственно из страны происхождения товара.
При планировании импортной деятельности предприятия учитывают следующее:
ü Отсутствие или недостаточный объем данного товара на внутреннем рынке;
ü Качество импортного товара. Оно должно быть намного выше качества аналогичной отечественной продукции;
ü Цены на аналогичный товар на внутреннем рынке. Они должны быть выше цен импортного товара;
ü Затраты, связанные с транспортировкой товара, уплату таможенных платежей, прочие затраты.
Проведение импортной операции осуществляется в 4 этапа:
a. Предконтрактный период подготовки внешнеторговой сделки
b. Согласование внешнеторгового контракта
c. Исполнение конкретных условий
d. Реализация целевой программы
Одним из главных преимуществ прямого импорта является возможность закупать товар напрямую у любого зарубежного производителя, минуя посредников. К прямому импорту прибегает все большее количество промышленных предприятий. Это обусловлено тем, что закупки сырья, комплектующих и полуфабрикатов за границей без посредников обходятся дешевле. Прямой импорт – успешный путь к эффективному функционированию предприятия.
Список используемых источников
1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: Методические указания по проведению деловой игры «Импорт»/А.В. Алехнович. – Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2003. – 28 с.
2. Международный менеджмент: Краткий учебно-методический комплекс/В.Я. Стариков, С.Г. Щербакова; Минский институт управления. – Мн.: Издательство МИУ, 2003. – 63 с.
3. Международный менеджмент: Курс лекций/ Д.Ф. Рутко. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 109 с.
4. Международный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Э. Пивоваров, Л.С. Тарасевич. 4-е издание – СПб: Издательство «Питер», 2008 – 720 с.
5. Менеджмент, маркетинг фирмы: Учебное пособие для студентов экономических факультетов/ И.И. Кулик, В.Л. Клюня, В.И. Кулик, А.И. Кулик. – Мн.: БГУ, 2006. – 407 с.
6. Международный менеджмент: Учебник для вузов/ Под редакцией С.Э. Пивоварова. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.
7. #"#">http://enbv.narod.ru/text/Econom/marketing/sale_marketing/str/04.html
Страницы: 1, 2