Рефераты. Промышленно развитые страны

5.3 Инструменты борьбы с финансовым кризисом


Поскольку кризис начал свое развитие в США, то и первой страной, предпринявшей крупномасштабные меры по его предотвращению, стала Америка. Начиная с конца 2007 г. ФРС США принимает ряд срочных мер по повышению ликвидности на рынках капитала. В первой половине 2008 г. этой цели пытались достигнуть путем снижения учетной процентной ставки <5>. Должного эффекта достигнуть не удалось, и 2 октября 2008 г. Конгрессом США был утвержден так называемый план Полсона, предполагающий предоставление органам исполнительной власти права на немедленное использование средств федерального бюджета в размере порядка 700 млрд. долл. для выкупа проблемных финансовых активов и стабилизации финансовых рынков. Позднее Полсон отказался выкупать упавшие в цене облигации, решив сосредоточиться на финансовой помощи отдельным категориям граждан США

Что касается других участников мирового кризиса, то ведущие страны зоны евро и Великобритания уже выделили 1,5 трлн. евро на борьбу с ним. Львиная доля этих средств, по разным оценкам, от 80% до 90%, направлена на предоставление государственных гарантий межбанковских кредитов. Остальные деньги пойдут на операции по рекапитализации банков, оказавшихся на грани банкротства. В полном соответствии с решениями, принятыми на саммите Еврогруппы, государства еврозоны подтвердили намерение давать банкам широкие госгарантии вплоть до их частичной национализации, чтобы избежать "эффекта домино", то есть волны банкротств в банковском секторе.

Меры по преодолению кризиса обсуждаются на самом высоком международном уровне. По итогам встречи глав государств 20 ведущих экономик мира был принят долгосрочный план, отражающий пять принципов реформирования международной финансовой системы в целях предотвращения будущих кризисов:

1. Укрепление сотрудничества (расширится взаимодействие государств в рамках Форума финансовой стабильности за счет вовлечения стран с развивающейся экономикой;

2. Реформирование международных институтов (привлечение к участию в деятельности МВФ большего числа стран;

3. Повышение прозрачности и подотчетности компаний (они будут обязаны полностью раскрывать свое финансовое состояние;

4. Совершенствование регулирования (для мониторинга деятельности ведущих мировых финансовых институтов будет создан новый международный регулирующий орган - коллегия наблюдателей; МВФ получит полномочия по регулированию национальных финансовых систем;

5. Содействие целостности рынка (достигнута договоренность отказаться от политики протекционизма и не вводить новые барьеры для инвестиций или для торговли товарами, услугами) <6>.

Недостаток ликвидности в банковской сфере сказывается на размерах кредитования реального сектора, сокращаются объемы деятельности компаний (ранее обеспеченной кредитными ресурсами), что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на капитализацию их на фондовом рынке. Без действенно функционирующей финансовой системы перестает эффективно работать вся остальная экономика. То есть для эффективной борьбы с кризисом необходимо принятие государствами мер по поддержанию сразу трех взаимосвязанных секторов - банковского, финансового (в том числе фондового) и реальной экономики.

 

Вывод


Особенности мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, можно обозначить следующим образом:

1. В отличие от предыдущих нынешний кризис затронул все страны мира, и ни одна из них не сможет избежать его последствий;

2. Мировой кризис начался фактически с жилищной сферы, которая является достаточно консервативной, но в итоге распространился на все отрасли экономики;

3. Финансовый кризис начался в США, которые на сегодняшний день играют существенную (и во многих сферах едва ли не определяющую) роль в мировой экономике;

4. Выход из кризиса будет проходить на фоне изменений мировой финансовой архитектуры и других основ функционирования мировой экономики.

Мировой финансовый кризис затронул все отрасли экономики, поэтому он фактически уже стал финансово-экономическим, что для мировой экономики страшнее всего.

ВВП сокращается во всем мире, наилучшие результаты по данному показателю демонстрируют такие страны, как Индия (рост 6,8% по итогам 2008 года и 5,5% за 2009 год) и Китай (за 2008 год рост около 9%, около 9% за 2009 год).

Последствий мирового финансового кризиса будет много, и все они серьезно отразятся на мировой экономике в целом, так и на каждой стране. Наиболее значимыми последствиями представляются.

1.В рецессию вступили все развитые экономики мира, что влечет за собой тяжелые последствия для мировой экономике в целом.

2.Негативные явления в экономике будут наблюдаться еще в течении многих лет после окончания наиболее острой фазы кризиса.

3.Мировая финансовая система изменится таким образом, что мировая экономика не будет зависеть в такой мере от состояния экономики одной страны, как это наблюдается сейчас с США.

4.Кризис способствует усилению в мире роли Индии, Китая и других стран, которые ранее воздействовали на экономику в меньшей степени.[4]

ГЛАВА 6.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ СТРАН

 

6.1 США

 

США в международных экономических отношениях. По размеру территории и численности населения США являются одной из крупнейших стран мира. По объему производства продукции и услуг США занимают первое место в мире.

В 2008 году ВВП США составлял 20,6% совокупного ВВП мира (по данным МВФ). Среднегодовые темпы экономического роста США в 1990-е годы оценивались в 2,2%, а с 1996 по 2000 г. – 4%, превышая соответствующие показатели остальных государств – членов «Большой восьмерки». Но с конца 2000г. Они не превышают 1,5%.

Содействие и поддержка свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, ограничение монополий – ключевые задачи экономической политики, осуществляемой государственными органами США.

Антимонопольная политика США служит примером для многих государств с рыночной экономикой. В 1980 г. В США был принят антитрестовский закон Шермана, ставший началом антимонопольной политики и до настоящего времени остающийся важным законодательным актом США.

Северная Америка. Особое положение по экономическим показателям в США занимает Северная Америка. В современном мире Северной Америке отводится значимое место. Она является одним из самых сильных в экономическом отношении регионов капиталистического мира, занимает в нем первое место как в области обрабатывающей и добывающей промышленности, так и по производству сельскохозяйственной продукции. Этому региону принадлежит около 41% капиталистического производства промышленных товаров и почти 40% продукции сельского хозяйства

Промышленность Северной Америки обладает большой, технически оснащенной материальной базой. Тем не менее, даже компании новейших сфер деятельности работают с недогрузкой; безработица постоянно растет. В Северной Америке все ведущие отрасли получили развитие во многих странах.

Основную роль в энергохозяйстве принадлежит нефти и природному газу. Свыше половины добываемой в стране нефти и еще больше природного газа дает штат Техас. На Западе важную роль играют разработки нефти в Калифорнии и на Аляске.

Уголь добывается в более чем 15 штатах, но основные «угольные штаты» страны – Кентукки, Западная Вирджиния, Пенсильвания.

Достаточно стремительно растет производство электроэнергии. В настоящее время Северная Америка выступает лидером в этой отрасли.

Среди отраслей машиностроения быстрее других развиваются электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам.

Северная Америка – ведущий сельскохозяйственный регион мира, который не только обеспечивает свои потребности в продовольствии и технических культурах, но и имеет большие излишки для экспорта. По экспорту сельскохозяйственных продуктов это регион стоит далеко впереди всех остальных капиталистических стран.

Отношения между Россией и США. Говоря об отношениях между Россией и США, важно не забывать, что торговля России с США, Канадой и Мексикой, составляет всего 4,5% всех внешнеторговых операций России. Экономические отношения с СШЩА тесно переплетены с политической составляющей. С приходом в 2008 году к власти нового президента - Барака Обамы- связывают большие надежды на перемены как в политической, так и в экономической сферах.

США, имеющие колоссальный экономический потенциал и политический вес, оказывают серьезное влияние на экономическое развитие России не только как один из основных партнеров и вкладчиков, но и с точки зрения содействия осуществляемым в России рыночным реформам, а также интеграции России в мировое хозяйство.

Две крупнейшие державы мира, имеющие большие научно-технические возможности и природные ресурсы, обладают значительным потенциалом для развития экономических отношений.

6.2 Канада

 

Канада в международных экономических отношениях. Канада является экономически высоко развитым капиталистическим государством. По показателям развития, в том числе производительности труда и валовому продукту на душу населения, Канада уже не уступает США. Однако абсолютные величины валового национального продукта и промышленного производства в ней примерно в 11 раз меньше. Это и обуславливает соотношение сил, при котором Канада сохраняет свою экономическую и политическую зависимость от США.

Внешнеэкономические связи. Внешнеэкономические связи выступают значимым аргументом для экономической системы Канады. Экспорт минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья определяет место государства в МРТ. Приблизительно 75% канадского экспорта и 65 – 70% импорта приходится на США. Стабильно растут инвестиционные потоки в Канаду и из нее.

В настоящее время внешнеэкономическая политика правящих кругов Канады направлена на развитие отношений с развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Отношения между Россией и Канадой. Торговля между Россией и Канадой носит устойчивый характер с 1956 г., когда был подписан советско-канадский торговый договор. В 1990 – х гг. торгово-экономические отношения между двумя странами активизировались. Со стороны Канады значительной поддержкой реформам в России стало предоставление кредитов.

Сегодня Россия занимает около 0,3% в общем объеме канадской торговли. Однако активизация отношений привела к тому, что с 1998 по 2007 г. Объем торговли между двумя странами возрос более чем на 150%.

6.3 Япония

 

Основные черты социально-экономической модели Японии. Экономическая система Японии была целиком разрушена после Второй мировой войны. Перед японским правительством стояла задача в короткие сроки построить экономику заново. И это удалось. В экономической литературе появляется термин «японское чудо». В условиях индустриального общества японские власти действовали по принципу активного вмешательства правительства в экономику. Это стало главной отличительной особенностью экономической системы Японии в 1960 – х гг.

В 1955 г. В Японии был создан центр производительности, являющийся неправительственной организацией и функционирующий по трем основополагающим принципам, которые должны присутствовать в деятельности промышленных предприятий:

1. Рабочие нанимаются на работу на пожизненный срок;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.