Рефераты. Прогноз развития. Страны Европейского Союза

Рост валовых инвестиций будет сильно различаться по странам, но в среднем останется невысоким. Инвестиционную деятельность в Германии, как и в начале 2000-х гг., будет отличать нестабильность, особенно до 2010 г. (от - 0,5% до +3,5%), но во второй половине прогнозного периода возможно инвестиционное оживление в жилищном строительстве, о чем уже упоминалось, хотя масштабы его будут невелики.

Во Франции и Великобритании, напротив, инвестиции будут увеличиваться относительно стабильно на 2 - 3% в год, равно как и в Италии, хотя в последней темпы будут скромнее - 1,0 - 1,5%. Правда, во Франции, где сравнительно недавно (1998 - 2001) прошла волна массового обновления капитала и завершается другая волна, связанная с "наверстыванием" сложившегося отставания в сфере информационных технологий, такой инвестиционный рост возможен лишь при условии снижения налогового бремени в результате реформирования социальной сферы.

Высокая инвестиционная активность (около 4 - 5% в год) сохранится в Испании и Ирландии, низкая (около 1%) - в Португалии. В странах ЦВЕ инвестиционный бум 2004 - 2005 гг. пойдет на спад, хотя прирост инвестиций до 2010 г., очевидно, будет более быстрым, чем в старых странах-членах (в среднем примерно на 5%), а затем темпы прироста снизятся до стандартных европейских 3%.

Доля сферы обращения и услуг в произведенном ВВП повысится с 71 до 74 - 75%, главным образом за счет финансовых и деловых услуг, связи, а также частных услуг, а в случае реализации сценария "неспешной устойчивости" - и до 78 - 80%. Помимо названных сегментов услуг в этом важную роль может сыграть туризм и гостиничный бизнес, особенно в Южной Европе. При этом в ряде стран - старых членов ЕС доля услуг может превысит отметку 80% (в настоящее время это характерно только для экономики Люксембурга). В новых странах-членах сфера услуг также будет устойчиво расти. Правда, быстрое развитие сферы услуг в экономически отсталых странах ЕС часто связано с созданием отдельных ее сегментов почти "с нуля", причем в основном дочерними структурами иностранных телекоммуникационных компаний, банков, страховых фирм и др. Как только свободные и незаполненные рынки будут захвачены, а спрос населения станет близок к насыщению, темпы роста сервисных отраслей замедлятся.

Относительно медленное в первой половине прогнозного периода развитие розничной торговли (за исключением Великобритании), гостинично-ресторанного бизнеса и туризма будет сопровождаться ускоренным ростом транспорта и особенно связи. Однако после 2012 - 2015 гг., как уже отмечалось, не исключается рост туризма и всей рекреационной сферы в "старой" Европе.

За счет инновационной активности и структурных сдвигов в экономике (в частности, снижения доли промышленности) должна еще более снизиться энергоемкость производства, а возможно, и его трудоемкость (в том числе и в сфере услуг по мере расширения использования интернет-технологий).

Несколько повысится доля личного потребления в использовании ВВП - с 60-63 до 67-68% - не столько за счет роста его объемов, сколько за счет некоторого снижения долей государственного потребления и инвестиций; постепенно, но неуклонно будет происходить сокращение субсидий, предоставляемых как отраслям экономики, так и домашним хозяйствам. Снижение уровня безработицы (особенно во Франции и Германии) может позитивно сказаться на росте личного потребления, которое в таком случае повысит свою значимость в качестве составляющей конечного спроса.


2. Социальная сфера


Социальная сфера в странах ЕС в течение всего прогнозного периода будет претерпевать более или менее существенные реформы, причем основная (и наиболее тяжелая, болезненная) их часть будет осуществлена до 2010 - 2015 гг.

Реформы будут носить четкую направленность на сужение "социального государства", характерного для многих стран ЕС, и стимулирование собственной активности и ответственности граждан за обеспечение социального благополучия. Будет приостановлено расширение социальных функций (и соответственно государственных расходов), поскольку оно становится неподъемным для государственных бюджетов и неэффективным с точки зрения социальных потребностей общества. Однако это не означает ослабления социальной политики: она остается сильной, но меняется качественно. Главным ее содержанием уже сейчас постепенно становится создание условий для саморазвития личности, прежде всего через трудовую активность. В ближайшие 10 лет эта тенденция станет доминирующей, а к 2020 г., вероятно, удастся завершить построение новой системы социальной политики.

В этой системе меньшую роль будут играть механизмы перераспределения собственности и доходов, а большую - механизмы, обеспечивающие участие максимального числа индивидов в приращении и адекватном получении и собственности, и доходов. Для этого центр тяжести новой социальной политики будет перенесен на содействие возникновению возможно большего количества эффективных рабочих мест и создание наиболее благоприятных условий для самостоятельной предпринимательской и трудовой активности граждан.

Необходимые преобразования будут заключаться в реформировании рынка труда (особенно системы содействия в поиске работы, изменение принципов увольнений и сокращение поддержки длительных безработных), налоговой системы, механизма тарифных соглашений, пенсионного обеспечения, медицинского страхования и т.д. Важнейшие факторы, вынуждающие реформировать социальную сферу, - это демография (как уже отмечалось выше, старение населения и рост его нетрудоспособной доли) и глобализация (усиливается конкуренция территорий за привлечение ресурсов, а чрезмерно обширная перераспределительная система отнюдь не привлекает инвесторов).

Реформы в социальной сфере проводятся на национальном уровне, но по сути они близки. Возможно, на более позднем уровне - когда формирование единого социального пространства приобретет ясные очертания - они будут гармонизированы на уровне ЕС (однако это произойдет не ранее 2015 - 2020 гг.). Приоритетным будет становиться собственное добровольное страхование (в частности, индивидуализированная накопительная пенсионная система), а сфера обязательного страхования, основанная на солидарных перераспределительных принципах, начнет сужаться. Процесс этот уже начался, но к концу прогнозного периода перераспределительные принципы не только не будут вытеснены индивидуализированными и ориентированными на рынок, но и сохранят весомую долю (скажем, в пенсионном страховании - не менее 50% его объема, в медицинском - 30 - 40%, при том, что сейчас, например, в Германии средства частного медицинского страхования составляют менее 9% общего объема финансирования здравоохранения). Это позволит не только уменьшить нагрузку на бюджет, но и более четко реализовать принцип эквивалентности взносов и предоставляемых социальных услуг.

Определенной спецификой будет отличаться государственная политика в социальной области в Великобритании (причем такой подход присущ обеим главным партиям страны). В ее центре будет дальнейшее преобразование отношений собственности, ее "расчленение", а также внедрение рыночных начал и конкуренции в "государство благосостояния", создание смешанной государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространения принципа свободы выбора в школьном образовании. Важнейшей целью будет укрепление "среднего класса" и расширения его численности.

Начавшаяся в Италии реформа системы социального обеспечения предполагает отказ от остатков политики "ассистенциализма" (государственного патернализма с католической окраской) в пользу современных технологий, применяемых в ЕС. Однако и общеевропейский процесс комплексной перестройки "социального государства" по всем основным направлениям несет в себе много степеней неопределенности. Это обстоятельство будет обострять общественную дискуссию в Италии вокруг курса социальных реформ, хотя сами реформы неизбежны.

Даже в Швеции, где уровень государственных расходов относительно ВВП в начале нынешнего века составлял 58% (что, правда, намного меньше 70% -ного показателя в 1993 г), в ближайшие 15 лет продолжится тенденция сокращения доли ВВП, перераспределяемой государством. Впрочем, это процесс будет медленным: вероятно, в 2015 г. доля госрасходов снизится до 52%, а к 2020 г. - до 48 - 50% ВВП.

В течение прогнозного периода в ЕС постепенно должна смягчаться проблема занятости. Безработица в последние годы была самой тяжелой социально-экономической проблемой в большинстве европейских стран, составляя 8 - 9% экономически активного населения в ЕС-15 и более 14% в новых странах-членах. Особенно высокий уровень безработицы среди старых членов ЕС наблюдался в Германии и Франции (около 10%, причем в ФРГ в начале 2005 г. был достигнут максимальный уровень безработицы за всю ее историю - 12,6%). Из новых стран-членов высоким уровнем безработицы отличается Польша - 18,6%.

После 2005 г. ожидается определенный рост занятости (в частности, вследствие повышения темпов экономического роста), что смягчит проблему, но не радикально, поскольку безработица в таких странах, как Франция, Скандинавские страны и особенно Германия, носит не конъюнктурный, а структурный характер. По выражению одного из профсоюзных деятелей, 2/3 немецких безработных - это "безработные навсегда", поскольку рабочие места, которые они могли бы занять, уже не удастся создать в Германии, сохраняя конкурентоспособность, например, по отношению к Китаю или Индии. Во Франции, как и в странах Северной Европы, особенно высока безработица среди женщин, молодежи, лиц пожилого возраста. Вместе с тем часть безработицы "скрыта" в специальных программах по переподготовке рабочей силы и некоторых других мероприятиях на рынке труда, что особенно характерно для Швеции и Норвегии.

Лишь после 2015 г., когда структурные реформы на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также по дорегулированию предпринимательской среды в основном завершатся, уровень безработицы, как ожидается, снизится по ЕС-27 до 5 - 6%.

В Великобритании общая занятость в народном хозяйстве будет возрастать очень незначительно, в первую очередь на базе ее расширения в сфере услуг. Но уровень безработицы в целом не будет превышать 5 - 6%. Продолжится рост числа занятых неполное рабочее время - от ¼ до 1/3 и более от общего числа.

Характерно, что уменьшение притока рабочей силы из-за неблагоприятной демографической ситуации практически не сказывается на состоянии рынка труда в отдельных западноевропейских странах, поскольку проблема не в количестве востребованных работников, а в качестве рабочей силы и ее профессиональном соответствии потребностям экономики.

Радикальная реформа рынка труда будет означать принципиальный поворот от защиты безработных к стимулированию трудящихся. Так, в Германии после уже решенного сокращения максимального срока выдачи пособий по безработице с 36 до 18 месяцев и объединения помощи безработным и социальной помощи в один пакет, очевидно, произойдет дальнейшее ужесточение механизма поддержки безработных, сокращение пособий как по размерам, так и по срокам (до 12 месяцев) при одновременном введении специальных доплат работникам, имеющим низкую заработную плату (возможный минимум - 900 - 1000 евро в месяц). Кроме того, расширится право работодателей свободно увольнять работников по производственно-экономической необходимости без согласования с профсоюзами (сейчас такое право предоставлено только мельчайшим предприятиям с числом занятых менее10 человек, но уже в 2006 - 2007 гг. может быть расширено для предприятий с 20, а с 2010 г. - с 50занятыми; к концу прогнозного периода возможно распространение этого принципа на большинство предприятий страны).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.