Проекты и направления российско-арабского экономического сотрудничества
В отличие от советского периода, когда в развитие связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки по идеологическим соображениям вкладывались крупные финансовые средства, в настоящее время сотрудничество России с арабскими странами строится с учетом реальных экономических выгод. Двусторонние отношения развиваются при активном участии и по инициативе как российских деловых кругов, так и арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Представляется, что и впредь именно предприниматели будут сохранять за собой роль генератора новых идей, направлений и инициатив в развитии сотрудничества.
Достигнутый за последние 15 лет уровень российско-арабского сотрудничества (товарооборот по итогам 2004 г. превысил 3,6 млрд. долл., а объем сотрудничества достигает 6 млрд. долл.) является далеко не предельным и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. В этом смысле неким ориентиром развития экономических связей является тот максимальный объем советско-арабской торговли в 11 млрд. долл., который был достигнут в 1990 году. Иными словами, нереализованные и упущенные возможности сегодняшнего сотрудничества оцениваются, как минимум, в несколько миллиардов долларов ежегодно. Большинство наблюдателей и экспертов по Ближнему Востоку сходится в том, что нынешний показатель объема экономического сотрудничества следует рассматривать скорее как некий «стартовый капитал», поскольку построение устойчивой системы связей с арабским миром предполагает гармоническое соотношение ее двух главных составляющих – политической и экономической. В этом смысле экономическая активность российско-арабских отношений заметно отстает от уровня политического доверия, который установился между лидерами России и государств БВСА.
В 2005 г. объем товарооборота со странами БВСА при сохранении динамики предыдущих лет может увеличиться на 15–20% и достичь 4–4,5 млрд. долл. Этому способствуют высокие мировые цены на сырьевые товары и возрастающий спрос в ряде арабских стран на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию, а также на другие традиционные товары российского экспорта. При сохранении этих тенденций объем товарооборота с арабскими странами достигнет максимальных показателей 1990 г. в лучшем случае через 8–11 лет. Большой удельный вес сырья в структуре российского экспорта в арабский регион при низкой доле продукции высокого передела неизбежно поставит динамику развития российско-арабской торговли в зависимость от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары и, как следствие, приведут к сокращению темпов прироста товарооборота. Такой сценарий развития на деле будет означать неуклонную трансформацию всего комплекса российско-арабских экономических отношений на их подчинение задачам удовлетворения главным образом текущих потребностей нынешних торговых партнеров в сырье и полуфабрикатах и окончательное вытеснение российских технологических товаров из оборота.
Диаграмма
Сценарии российско-арабского сотрудничества
Динамичное развитие торгового сотрудничества с БВСА, занятие новых позиций на рынках арабских стран связаны с успехами продвижения интересов отечественных производителей машин и оборудования, в том числе промышленного, топливно-энергетического, мелиорационного и транспортного, а также с закреплением позиций российских предприятий военно-промышленного комплекса на региональных рынках. Активизация связей может осуществиться лишь за счет качественного прорыва в высокотехнологических сферах – поставках авиатехники, запуске спутников, внедрении новых технологий в связи. Налаживание устойчивых хозяйственных отношений должно сопровождаться укреплением взаимодействия в финансовой сфере и обеспечением всего комплекса банковских услуг для обслуживания экспортно-импортных операций, а также проектов инвестиционного сотрудничества.
Представляется, что фундаментом выгодного взаимодействия России и арабского мира является существующая экономическая, производственная и социальная инфраструктура в государствах БВСА, созданная при техническом содействии СССР. Речь идет о примерно 350 объектах, среди которых 97 – в Египте, 84 – в Ираке, 69 – в Алжире, более 80 – в Сирии, несколько десятков в Йемене. Это гидроэнергетические узлы и комплексы, мелиорационные системы, каналы, плотины, металлургические и энергетические предприятия, горнорудные шахты, железнодорожные сети. Потребность арабских стран в поддержании работоспособности данных объектов и их техническое обслуживание являются и сейчас главными двигателями увеличения товарооборота с арабским миром. Тем не менее имеющийся потенциал в этой области задействован не полностью, поскольку значительная часть предприятий арабских стран, построенных при участии СССР, переориентировалась на поставщиков из других стран.
Точные оценки перспектив подключения российских компаний к проектам по техническому обслуживанию хозяйственных объектов, построенных при участии СССР в Египте, Алжире, Сирии, Ливии и Марокко, отсутствуют. Между тем, отталкиваясь от потребностей функционирующих сейчас предприятий (около 300 за вычетом объектов в Ираке) и объемов поставок по статье «Машины и оборудование» в годы советско-арабского сотрудничества, можно предположить, что емкость рынка поставок комплектующих и услуг по техническому обслуживанию этих предприятий может достигать 200–300 млн. долл. в год.
Широкое поле для анализа перспектив российско-арабских связей открывается при рассмотрении актуальных бизнес-проектов на рынках БВСА. Основное внимание отечественных компаний сосредоточено на следующих сферах: топливно-энергетическая, геология и гидротехника, развитие транспортной инфраструктуры, автомобилестроение, сельское хозяйство, освоение земель, инвестиционная, авиакосмическая, военно-техническая, отрасли связи и информационные технологии.
Наиболее привлекательным для российских компаний является участие в развитии топливно-энергетического комплекса, проекты в котором обещают принести более 5 млрд. долл. в течение ближайших пяти лет. Именно ТЭК определяет положение большинства арабских стран в мировой экономике и, как следствие, экономический интерес к региону БВСА. Начавшееся несколько лет назад сближение в этой области вызвано схожей структурой и внешней ориентацией хозяйств России и ряда арабских стран, а также стремлением российских компаний к покупке зарубежных активов и диверсификации источников своих доходов. По оценкам специалистов российской компании «Силовые машины», в регионе БВСА ежегодный прирост потребности в увеличении мощностей энергетики составляет до 10%. Основными партнерами по сотрудничеству для российских предприятий ТЭК являются Египет, Сирия и Алжир, а перспективы выхода на новые рынки связаны с Саудовской Аравией, ОАЭ, а также Ираком.
В регионе БВСА представлены многие российские производители оборудования ТЭК: «Загранэнергостроймонтаж», «Газпромгеокомсервис», «Машиноимпорт», НПО «Сатурн», «Стройтрансгаз», «Силовые машины», «Технопромэкспорт», «Тяжпромэкспорт» и «Уралэнергоэкспорт». Данные компании хорошо знакомы с реалиями региона и успешно зарекомендовали свою продукцию (парогазовые блоки, турбины, генераторы, трансформаторы, распределители, кабели, опоры линий электропередач и др.) на местных рынках в конкурентной борьбе с западноевропейскими производителями. Среди крупных нефтегазовых компаний на рынке БВСА присутствуют «Зарубежнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть», и «Союзнефтегаз». Интерес к освоению нефтяных ресурсов региона проявляет «Газпром».
В Египте объем возможных заказов и контрактов российских компаний может увеличиться в ближайшие годы на 1,5–2 млрд. долл. Это связано главным образом с участием отечественных предприятий в сооружении гидроаккумулирующей электростанции, а также первой атомной электростанции и опреснительной установки на ее базе. Увеличение объемов сотрудничества с этой страной входит в планы «Лукойла» инвестировать в египетские проекты около 400 млн. долл.
В Сирии отечественных производителей оборудования ТЭК привлекают проекты по разработке нефтегазовых блоков в районе Дейр аз-Зора, а также газопровода Киркук-Хомс. Широкие возможности открываются в связи с реализацией проекта строительства нефтепровода Киркук (Ирак) – Баниас (САР), стоимость которого превышает 1 млрд. долл. С учетом перспектив развития газового сектора сирийские ведомства планируют строительство новых газопроводов общей протяженностью порядка 1000 км, а также их последующую интеграцию в трансарабский газопровод, который свяжет Египет, Сирию, Иорданию и Ливан. О своих намерениях участвовать в этих крупных проектах уже объявили российские компании «Стройтрансгаз», «Тяжпромэкспорт», «Машиноимпорт», «Зарубежнефть», «Зарубежнефтегаз», а также «Трубная металлургическая компания». Потенциально в ближайшие годы объем заказов на сирийском рынке ТЭК может составить до 2 млрд. долл.
В Северной Африке интересным направлением сотрудничества в области ТЭК является инициатива алжирской компании «Сонатрак» по началу реализации серии масштабных программ освоения нефтегазовых месторождений и строительству сети трубопроводов. Совокупная стоимость осуществления этих проектов в 2005–2009 гг. – 24,5 млрд. долл.1 В переговорах на получение заказов в этом проекте участвуют компании «Стройтрансгаз», «Зарубежнефтегаз» и «Лукойл». К привлекательным объектам сотрудничества относятся строительство крупного газопровода Хасси Рмель-Арзев и наземной части газопровода Медгаз, сооружение нескольких современных нефтеналивных терминалов и электростанций, нефтеперегонного завода, а также газопроводов Алжир-Сардиния-Италия и Нигерия-Алжир.
Одним из многообещающих направлений сотрудничества в арабском регионе может стать участие российских компаний в освоении нефтегазовых месторождений Саудовской Аравии. В королевстве уже присутствует «Лукойл», который разрабатывает газовый проект стоимостью 2,5 млрд. долл. в северной части пустыни Руб Эль-Хали. В конце мая 2005 г. состоялось заседание межправительственной комиссии, по итогам которого было объявлено, что Саудовская Аравия заинтересована в привлечении на тендерной основе российских компаний к разработке и других саудовских месторождений.
После визита руководства «Газпрома» на Ближний Восток в мае 2005 г. в средствах массовой информации появились комментарии аналитиков, которые единодушно отмечали, что возросший интерес нефтегазовых компаний России к региону объясняется стремлением диверсифицировать источники своих доходов, в том числе путем выхода к рынкам стран Персидского залива, которые считаются крупнейшими и самыми рентабельными в мире. Одним из оптимальных путей получения выгодных заказов в ТЭК региона является участие в тендерах, которые регулярно проводятся в арабских странах. Например, по информации РАДС (Российско-арабского делового совета), в 2004 г. в ОАЭ состоялось 68 конкурсов, в Саудовской Аравии – 116, Катаре – 60, Омане – 40, Кувейте – 37, Бахрейне – 132. Стоимость проектов колеблется от 1 млн. долл. до 3,5 млрд. долл., а емкость рынка составляет десятки миллиардов долларов в год.
На рынках стран Персидского залива выгодно участие инвесторов в развитии инфраструктуры железнодорожных путей сообщения. В этой области эффективной формой освоения новых рынков является кооперация российских компаний с западными и местными производителями. Подобные схемы уже были опробованы и успешно применяются в Египте (альянс «Силовые машины» – «Сименс», сборочные предприятия «ВАЗ» и «ГАЗ»), Судане (сборочное предприятие «КАМАЗ») и Сирии («Стройтрансгаз» – «ТотальфинаАльф»). Аналогичные наработки, как представляется, могли бы быть использованы при реализации саудовского проекта «Сухопутный мост» по развитию железнодорожной сети и строительству более 1000 км железнодорожных путей в королевстве, а также модернизации существующих транспортных веток. Объем заказов по этому проекту оценивается в 2,5–3 млрд. долл.3 В ближайшие два-три года российские машиностроительные компании, специализирующиеся на производстве подвижного состава и оборудования для обустройства железных дорог, в случае успеха на тендерах могут быть привлечены к осуществлению этого масштабного проекта. Кооперация с западноевропейскими компаниями на рынке Саудовской Аравии является оптимальным путем для получения выгодных контрактов: российские предприятия могли бы предложить свои технологические решения по конкурентной цене и выступить в роли подрядчиков по работам, а западные – взять на себя общее управление и консультативное сопровождение.
Страницы: 1, 2