Рефераты. Проблемы металлургического комплекса при вступлении России в ВТО

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

 

1.2 Процедура присоединения и преграды на пути вступления России к ВТО

 

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

·                     Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

·                     Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

·                     Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

·                     Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. Однако Россия ведет переговоры на протяжении 15 лет. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преемником которого стала ВТО. Переговоры затянулись из-за того, что главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость и выставляли новые требования, в частности, по пошлинам на лес и сборам за транссибирские перелеты, по уровню господдержки российского агропромышленного комплекса и по нормам фитосанитарного и ветеринарного контроля.

В конце 2008 года власти России заявили, что не намерены вести переговоры бесконечно. В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации Протокола о единой системе тарифных преференций Таможенного союза, закон был принят Госдумой 20 ноября и одобрен Советом Федерации 25 ноября. Протокол, подписанный в Москве 12 декабря 2008 года, устанавливает порядок формирования и утверждения Комиссией Таможенного союза перечней стран-пользователей системы тарифных преференций союза, а также перечня товаров из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России создается в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Президенты трех стран в Минске подписали пакет документов о запуске работы Союза с 1 января следующего года. [3]

В рамках формирования единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года вступает в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 года - единый Таможенный кодекс. Первый вице-премьер РФ и председатель комиссии Таможенного союза Игорь Шувалов в конце ноября заявил, что страны союза по-прежнему собираются вступать в ВТО одновременно и на единых условиях. [4]

Важно отметить, как по поводу создания Таможенного союза высказываются ведущие государства и международные организации. Так, глава представительства Еврокомиссии в Российской Федерации Фернандо Валенсуэла высказался за вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и заявил о продолжении переговоров по этому вопросу. «Мы очень поддерживаем вступление России в ВТО. Мы не имеем ничего против Таможенного союза. Мы продолжим переговоры с Россией о вступлении в ВТО. И даже в эти дни в Женеве проходят контакты по этому поводу», - сказал Валенсуэла на пресс-конференции в Москве, отвечая на вопрос о перспективах России в ВТО. В то же время, по его словам, озабоченность у ЕС вызывают возможные дополнительные тарифы. [5]

Президент РФ Дмитрий Медведев убежден, что создание Таможенного союза в равной степени выгодно России, Белоруссии и Казахстану, и отказ от этого объединения был бы ошибкой. "Таможенный союз нам нужен не больше, чем Белоруссии и Казахстану, но и не меньше. Это возможность торговать и развиваться по единым правилам", - сказал Медведев на встрече с белорусскими. Президент подчеркнул, что Россия не рассматривает достижение договоренностей о создании Таможенного союза как действия, идущие в разрез с планами по вступлению России в ВТО. "Считаю, что для наших стран одинаково важно быть в Таможенном союзе и уже с согласованной политикой вступать в ВТО", - подчеркнул Медведев. По его мнению, для всех трех государств выгоднее единые позиции, чем "какие-то разношерстные процессы". Президент РФ напомнил, что "несмотря на некоторые спорные ситуации, Россия остается для Белоруссии основным экономическим партнером, то есть российский рынок для белорусских товаров очень привлекателен". "Если кто- то не хочет единых правил, то нужно отказываться от Таможенного союза. Но мне представляется, что это не в наших интересах", - заявил Медведев.[6]


1.3 Мнение россиян о вступлении России в ВТО


В августе 2006 года компания «Башкирова и партнеры» провела специальное исследование, посвященное изучению мнения россиян о Всемирной торговой организации и предполагаемых последствиях вступления в нее нашей страны. Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше. Участникам исследования было предложено ответить на следующие вопросы:

- "Как Вы относитесь к будущему вступлению России во Всемирную торговую организацию?"

- "Какие положительные последствия от вступления России в ВТО кажутся Вам наиболее привлекательными?"

Как показали результаты исследования, больше половины респондентов положительно оценивают перспективу вступления страны в ВТО (54,9%). Отрицательную оценку в целом дали 23,4 процента опрошенных. Причем чаще всего положительную оценку дают в возрастной группе 30-39 лет (62,8%). Реже всего в самой старшей возрастной группе 60 и старше (39,9%). Наиболее привлекательными последствиями вступления в ВТО россияне считают: - упрощение выхода российских компаний на международный рынок (40,5 %);

- рост российской экономики (32,6 %);

-появление большого количества рабочих мест (31,5 %), как следствие размещения производств иностранных компаний на территории России.

В группах с низким уровнем образования велико количество затруднившихся с ответом (44,1 % и 32,6 % соответственно). Больше всего россияне опасаются следующих возможных последствий вступления в ВТО: - роста цен на газ, бензин, электроэнергию (17,1 %), - общего роста цен и инфляции (17,1 %); - притока рабочей силы из-за границы и безработицы среди граждан РФ(15,5 %); Примечательно, что роста цен на газ, бензин, электроэнергию в большей степени опасаются жители Южного федерального округа 25,5 %. А более трети (39,1%) участников исследования, проживающих в Дальневосточном федеральном округе, опасаются притока рабочей силы из-за границы.


2. Металлургический комплекс страны


2.1 Современное состояние металлургии под влиянием финансового кризиса


В 2008 году перепроизводство стали на мировом рынке составило 10%, т.е. 130 млн. тонн. Результаты первого полугодия текущего года показывают, что в целом мировое производство стали снизилось на 160 млн. тонн, т.е. на 23%. При этом основной производитель стали – Китай увеличил долю присутствия на рынке с 38% в 1 полугодии 2008г. до 48% в 1 полугодии 2009 г. Россия осталась на 4-ом месте в мире по производству стали с объемом производства за 6 месяцев 2009 года 26,3 млн. тонн, (доля на рынке 5%), а США переместились с 3-его места на 5-е с объемом производства 24,1 млн. т (доля на рынке 4%).

Несмотря на беспрецедентные меры, предпринимаемые правительствами различных стран, по оценке мировой стальной ассоциации (World Steel), уровень развития мировой черной металлургии 2007 года будет достигнут не раньше 2012 года.

Металлургическая промышленность, пожалуй, в наибольшей степени ощутила на себе воздействие кризисных явлений. В том числе в силу особенностей предъявляемого на ее продукцию спроса, который резко сократился как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Металлурги оказались в тисках. Причем первыми на внутреннем рынке в силу собственных проблем стали сокращать потребление металлопродукции ключевые для металлургов отрасли – строительство (30% потребления продукции черной металлургии) и машиностроение (40%), а также предприятия топливно-энергетического комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.