Рефераты. Проблемы глобализации арабских стран в мировую экономику

Наблюдаются обнадеживающие тенденции во внешней задолженности рассматриваемых стран. Отношение суммы внешнего долга к ВВП сократилось в Иордании в 2001 г. до 75,8% при общем объеме долга в 6,7 млрд. долл. и до 29,1% в Марокко в 2002 г. (сумма внешнего долга – 8,4 млрд. долл.).

Внешняя торговля играет большую роль в развитии обоих государств. Особенно велико ее значение в Иордании, где удельный вес экспорта в ВВП составляет 44%, импорта – около 69%. В Марокко эти показатели ниже – примерно 30% и 36% соответственно. В последнее десятилетие темпы роста экспорта и импорта в Иордании были равны 2,5%, что заметно меньше темпов увеличения ВВП (4,5%). В Марокко при среднегодовом росте ВВП в 3% за 1992–2002 гг. экспорт увеличивался в среднем на 4,8% в год, импорт – на 6,5%. Таким образом, напрашивается вывод о том, что доля внешней торговли в экономике этих стран стремится к некой оптимальной величине, сокращаясь в Иордании и возрастая в Марокко. В качестве показателя воспроизводственной открытости экономики часто используется значение отношения внешнеторгового оборота к ВВП. В 2001 г. эта величина составляла для Иордании около 80%, для Марокко – примерно 55%, то есть уровень вовлеченности в международное разделение труда был гораздо выше у Иордании. Однако более высокое значение показателя не обязательно свидетельствует о большей эффективности внешней торговли для развития хозяйства. Гораздо важнее «качество» внешнеторговых связей.

Меняется структура внешней торговли. Наиболее важным является облагораживание экспорта – снижение удельного веса в нем сырья и повышение доли готовых промышленных изделий. В настоящее время минеральное сырье обеспечивает 23% стоимости экспорта Иордании. Для Марокко этот показатель заметно ниже – около 7%. Место минерального сырья (фосфатов, калийных солей) в экспорте постепенно занимает продукция его переработки, производимая химической промышленностью. В Иордании удельный вес подобных товаров превышает 34% стоимости экспорта, в Марокко – около 10%. Очевидно, что для Марокко вывоз минерального сырья и продукции его переработки в целом имеет меньшее значение, чем для Иордании, а процесс диверсификации внешней торговли развивается более успешно.

Вместе с тем надо отметить, что вывозимые этими странами готовые промышленные изделия не относятся к высокотехнологичной продукции и представляют собой преимущественно традиционные для развивающихся стран товары – текстильные и кожаные изделия, одежду, продукцию химической промышленности. Удельный вес машин и оборудования в экспорте остается низким – примерно 6,5% общей стоимости вывоза в Иордании и Марокко, хотя и есть тенденция его роста.

Наблюдаемое облагораживание экспорта не всегда свидетельствует о соответствующем становлении экспорт ориентированных отраслей промышленности в развивающихся странах. Лишь небольшая доля добавленной стоимости вывозимых промышленных товаров создается на их территории, а преобладающая содержится в ввозимых полуфабрикатах. В Марокко, например, более 70% стоимости экспорта обеспечивает вывоз продукции, поступившей в страну по режиму временного ввоза для последующей обработки. А удельный вес в ВВП таких важных отраслей промышленности, как текстильная и кожевенная, металлургическая и механическая, электротехническая и электронная, остается практически неизменным на протяжении 1980–2001 гг. (соответственно 4,4%, 2,4%, 0,6%).

В товарной структуре импорта большой удельный вес имеют машины и оборудование (более 28% в Иордании и 20% в Марокко), топливо (около 15% в обеих странах), продовольствие (16% в Иордании и 11,6% в Марокко).

Со второй половины 90-х годов в обеих странах ведется большая работа по либерализации внешней торговли и повышению эффективности законодательного регулирования внешнеторговой сферы. В Иордании уже с 1995 г. целый ряд товаров, в том числе пшеница, рис, сахар, промышленной и сельскохозяйственное оборудование, полуфабрикаты для швейной промышленности были освобождены от уплаты импортных пошлин. К 2002 г. максимальная ставка пошлин при ввозе товаров была снижена с 40% до 30%, а средняя величина – с 23,1% до 14,9%. С 2001 г. сняты все ограничения на импорт, экспорт и реэкспорт товаров, за исключением категорий, запрещенных для ввоза в страну. В Марокко также проводится упрощение и рационализация тарифной системы. К 2001 г. с 9 до 7 было сокращено число ставок таможенных пошлин на несельскохозяйственный товары, средний размер импортных пошлин на эти товары составил 22,5% при минимальной ставке в 2,5% и максимальной – в 50% (на ввоз готовых изделий, производимых также и местной промышленностью. Установление наиболее низких пошлин на ввоз промышленного оборудования, ряд видов сырья и полуфабрикатов направлено на снижение затрат на производство в марокканской промышленности и увеличение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Принимаются также меры для упрощения и ускорения таможенных процедур.

Изменения в экономическом, финансовом и внешнеторговом законодательствах в Иордании и Марокко осуществляются в соответствии с принципами Всемирной торговой организации, членом которой Марокко, входившее до этого в ГАТТ, автоматически стало с 1995 г., а Иордания – с 2000 г.

Важным шагом по усилению интеграции обеих стран в мировое хозяйство стало участие в Барселонском процессе, начало которому положила встреча в 1995 г. в Барселоне министров иностранных дел 15 европейских государств и 12 стран, расположенных в бассейне Средиземного моря. В принятой на ней Барселонской декларации было объявлено о намерении превратить Европу и бассейн Средиземного моря в зону мира, стабильности и свободной торговли. Экономически более развитые государства Европы взяли на себя обязательства оказывать финансовую поддержку средиземноморским партнерам с тем, чтобы избежать негативных экономических и социальных последствий проводимых там реформ.

Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, заменившие ранее существовавшие договоры о сотрудничестве, вступили в силу для Марокко в 2000 г. и для Иордании в 2002 г. Они положили начало для участия этих стран в Европейско-Средиземноморском партнерстве. В них предусмотрено постепенное упразднение торговых барьеров, дальнейшая либерализация инвестиционного законодательства, финансовая помощь со стороны Евросоюза, направленная на поддержку экономических и социальных реформ в странах-партнерах (Иордании и Марокко), осуществляемая по финансовым протоколам. За 1996–2002 гг. Иордания получила таким образом более 420 млн. евро, а Марокко – около 1 млрд. евро на проведение различных программ в финансовой и законодательной сферах, здравоохранении, образовании, водоснабжении, сельском развитии. Кроме того, обе страны являются крупными получателями кредитов Европейского инвестиционного банка, направляемых на поддержку частного сектора, создание экономической инфраструктуры, охрану окружающей среды. Марокко, например, за 1996–2002 гг. был выдан 1,2 млрд. евро в качестве кредитов ЕИБ.

На 2000 г. на долю государств Евросоюза приходилось 66% стоимости экспорта и 60% импорта Марокко и только 5% внешнеторгового оборота страны – на государства средиземноморского региона. Для Иордании внешнеторговые связи с Европой имеют гораздо меньшее значение – всего 0,5% экспорта страны направляется в этот регион, а оттуда поступает около 30% импорта. Таким образом, во многом в результате особенностей исторического развития, Марокко имеет намного более тесные связи со странами Европы.

Иордания и Марокко являются пока единственными арабскими государствами, подписавшими двусторонние договоры о свободной торговле с США (Иордания в 2001 г., Марокко – в 2004 г.). Как было заявлено американским президентом Бушем, цель США – «способствовать развитию демократии и процветания у наших партнеров» для чего к 2013 г. планируется подписание двусторонних договоров, подобных тем, что уже заключены с Иорданией и Марокко, со всеми государствами Ближнего и Среднего Востока от Мавритании до Пакистана и формирование впоследствии Ближневосточной зоны свободной торговли. Эти инициативы осуществляются в рамках новой внешнеполитической стратегии США, получившей название «Большой Ближний Восток» и являющейся одной из составных частей американской борьбы с международным терроризмом. Очень коротко содержание этой концепции можно определить как коренное политической и экономическое переустройство всего арабского мира в соответствии с интересами Америки, в связи с чем отношение к ней лидеров арабских государств весьма неоднозначно. В то же время наблюдаемое соперничество между США и Евросоюзом за политическое и экономическое влияние в регионе может оказаться выгодным для тех арабских государств, которые сумеют им воспользоваться в своих интересах.

В Иордании за 2000–2003 гг. стоимость торгового оборота с США увеличилась с 0,4 до 1,2 млрд. долл., особенно заметно – более, чем в 20 раз, – возросла стоимость иорданского экспорта в Америку (с 31 млн. долл. в 1999 г. до 673 млн. долл. в 2003 г.). Внешнеторговый оборот между Марокко и США пока невелик – на Америку приходится всего 4% стоимости экспорта-импорта Марокко.

Одним из результатов подписания иорданско-американского Соглашения о свободной торговле стала организация в Иордании специальных промышленных зон. Расположенные в них компании могут беспошлинно экспортировать свою продукцию в Соединенные Штаты, а ввозимое в СПЗ сырье, полуфабрикаты, оборудование не облагаются пошлинами. Необходимым условием является производство не менее 11,7% конечной стоимости товаров иоданскими компаниями, еще 8% – израильскими фирмами, 15,3% – производителями, базирующимися в иорданской СПЗ, либо в Израиле, США, секторе Газа или на Западном берегу р. Иордан. Остающиеся 65% конечной стоимости могут быть произведены в любой стране мира, что выгодно для иностранных компаний, желающих вывозить свою продукцию на американский рынок. В настоящее время в Иордании созданы 8 специальных промышленных зон, а стоимость экспорта товаров из них возросла за 1999–2001 гг. с 2,4 до 78,1 млн. долл.

Развивается и горизонтальная интеграция в регионе. В феврале 2004 г. Иорданией, Египтом, Тунисом и Марокко было подписано Соглашение о свободной торговле (т.н. Агадирское соглашение). Целью его является создание к 2010 г. Средиземноморской зоны свободной торговли. Евросоюз выступает активным сторонником этой инициативы и финансирует ее в рамках специальной программы, на которую выделено 4 млн. евро. В результате формирования единого рынка с числом потребителей более 100 млн. чел. появятся новые возможности для осуществления европейских инвестиций в регионе.

Все реформы, направленные на повышение степени открытости экономик Иордании и Марокко как по линии движения товаров и капитала, так и в информационной и других сферах, активно поддерживаются и направляются международными организациями, такими, как Мировой банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация. Хотя в их программных документах, разрабатываемых для указанных стран (например, Стратегиях содействия МБРР, Программах сотрудничества МВФ), декларируется, что участие этих организаций в реформировании сводится в основном к финансовой и технической помощи, очевидно, что и сами концепции реформ вырабатываются не на национальном уровне, а в среде межгосударственных экономических институтов. Таким образом, функции регулирования хозяйства переходят с государственного на наднациональный уровень.

Политика свертывания госсектора, поощрения частного предпринимательства, усиления включенности в мировое хозяйство порой сопровождается негативными процессами во внутренней социально-экономической обстановке развивающихся стран. Так, например, в Иордании доля бедных во всем населении, по подсчетам МБРР, остается в последние годы на уровне 11,7%, однако эксперты этой организации полагают, что фактически этот показатель выше и составляет от 15 до 30%. В Марокко удельный вес бедного населения увеличился с 13 до 19% на протяжении 90-х годов. Очень остро в обеих странах стоит проблема безработицы, особенно среди молодежи.

На протяжении последних 10–15 лет действительно происходит усиление интеграции Иордании и Марокко в мировое хозяйство по линии движения товаров и капитала в результате реформирования и либерализации их экономик. Однако сохраняется традиционная для большинства развивающихся стран специализация в рамках международного разделения труда. Интеграция носит преимущественно вертикальный характер, то есть осуществляется путем активизации отношений с промышленно развитыми государствами, в то время как горизонтальные связи развиваются менее интенсивно. Этот процесс в значительной мере инициируется, теоретически обосновывается и направляется международными финансовыми организациями.

иордания либерализация интеграция мировая



Список литературы


1.  Аганин А.Р., Соловьева З.А. «Современная Иордания», М., 2003, с. 303.

2.  Справочник «Королевство Марокко». М., 1991, с. 130, 170.

3.  Соловьева З.А. «Экономические реформы в Иордании» в сб. «Ученые записки Центра арабских исследований» вып. 3, М., 2003, с. 76.

4.  www.wto.org.

5.  www.europa.eu.int/comm/external_relations.

6.  www.cbj.gov.jo, www.oc.gov.ma.

7.  Jeune Afrique/L’Intelligent, P., №2253, с. 41.

8.  www.worldbank.org.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.