Рефераты. Проблемы энергетической безопасности в японо-китайских отношениях

В использовании угля в Китае существуют две главные проблемы. Во-первых, очень низка эффективность сжигания угля, и, во-вторых, доля непосредственного сжигания слишком велика. Путем обогащения угля можно понизить его зольность на 50-80% и удалить до 30-40% серы. А посредством дальнейшей очистки дымов можно устранить до 90% серы. Однако в 1999 г. в Китае обогащалось только 29% всего добываемого угля (в ФРГ - 95%, Великобритании - 75%, США - 55%), причем подвергается обогащению, главным образом, уголь, идущий на экспорт, уголь же, используемый на энергетические цели, обработки почти не проходит.

Согласно прогнозам, потребление нефти к 2020 г. увеличится в 2-2,6 раза по сравнению с 2000 г., но добыча ее ввиду ограниченности ресурсов существенно не возрастет. Она составит к этому сроку примерно 180-200 млн. т, а затем начнет плавно сокращаться. Потребление же нефти достигнет, как минимум, 450 млн. т (по максимальному сценарию - до 610 млн. т), что увеличит зависимость Китая от импорта нефти до 55% (по максимальному прогнозу - до 76,9%). Это примерно соответствует нынешнему уровню внешней зависимости США (58%). При сохранении определенного экспорта сырой нефти общая потребность в ней составит в 2005 г. 252 млн. т, в 2010 г. - 302 млн. т. Предполагается, что импорт нефти соответственно будет равен 90 и 135 млн. т. Однако, уже в 2003 г. импорт нефти и нефтепродуктов превысил 100 млн. т, увеличившись по сравнению с предыдущим годом сразу более чем на 30 млн.т[23].

Рост импортируемой нефти будет сопровождаться созданием 15 крупных баз нефтепереработки (мощностью по 10 млн. т сырой нефти каждая), главным образом, на юго-восточном побережье и вдоль Янцзы, одновременно с закрытием мелких предприятий (мощностью до 1 млн. т), строительством глубоководных портов в Фуцзяни и Чжэцзяне (район Нинбо), сооружением трубопроводов для транспортировки нефти в Шанхай и Нанкин, а в случае необходимости и магистральных нефтепроводов для поставок нефти во внутренние районы на дальние расстояния. Укрупнение нефтеперерабатывающих предприятий (средняя их мощность в Китае сегодня составляет 2 млн. т, в мире - 5,5 млн. т) имеет целью улучшить технико-экономические показатели нефтепереработки, в частности, увеличить выход легких фракций (до 75% к 2010 г., сегодня в Китае - 66,7%, в Азиатском регионе в целом - 80%) и повысить возможности переработки сернистой нефти (примерно до 35% к 2010 г.)[24].

В Китае не будет допущено строительство нефтеперерабатывающих предприятий с чисто иностранным капиталом. Что же касается предприятий со смешанным капиталом, то оно станет возможным при сохранении контрольного пакета за китайской стороной. Мощность каждого из вновь строящихся предприятий должна быть не менее 8 млн. т. Не будет поощряться создание иностранным капиталом систем сбыта нефтепродуктов, включая автозаправочные станции. Строительство предприятий со смешанным капиталом в этой области также допускается при контроле китайской стороны.

По мере быстрого увеличения числа автомобилей в китайских городах и на скоростных трассах (в конце 2002 г. в Китае насчитывалось 20 млн. единиц автомобильной техники) все более неотложной становится необходимость наряду с экономией автомобильного топлива добиваться снижения его вредоносности для окружающей среды. Сегодня две трети китайских городов по качеству воздуха не отвечают стандартам, причем половину вредных выбросов в атмосферу дает автомобильный транспорт.30 По оценке Мирового банка от 2001 г., из 20 наиболее пораженных загрязнением городов мира 16 находятся в Китае[25].

Китай по качеству дизельного топлива и по его стандартам пока далеко отстает от мирового уровня. Экстренное повышение качества топлива, освобождение его от вредных примесей особенно актуальны и в связи с предстоящим открытием китайского рынка нефти и нефтепродуктов для внешних производителей в соответствии с китайскими обязательствами перед ВТО. В противном случае китайская нефтеперерабатывающая промышленность потеряет часть рынка.

Существенный прирост извлекаемых запасов нефти в Китае способна, как полагают, обеспечить разведка морского шельфа. Однако освоение этих запасов тормозится нерешенностью ряда территориальных конфликтов и недостаточными, в связи с этим, шансами на кооперацию Китая с некоторыми ближайшими соседями, которые могли бы стать компаньонами в освоении новых источников нефти, вместо того, чтобы выступать как конкуренты на мировых рынках нефти. В Восточно-Китайском море таким препятствием к сотрудничеству служит спор с Японией по поводу государственной принадлежности острова Дяоюйдао, близ которого обнаружены признаки нефти. В Южно-Китайском море нефтяными ресурсами располагает акватория архипелага Наньша (Спратли), на обладание которым претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, не считая Тайваня.

Освоение морских ресурсов нефти, как полагают некоторые китайские эксперты, сдерживают также недостаточные возможности трех нефтяных корпораций Китая, в особенности Китайской морской нефтяной корпорации, которая в силу своих скромных масштабов не в состоянии взять на себя полностью выполнение задач по разведке и освоению нефтяных ресурсов китайского шельфа[26].


Глава 2. Сотрудничество между Японией и Китаем


2.1 Развитие отношений между двумя странами


Приход к власти в Японии в 2006 году кабинета Абэ был использован Пекином для возобновления китайско-японских контактов на высшем уровне и улучшения политической атмосферы отношений. Китай сыграл на встречном интересе Японии к проведению многовекторной дипломатии в целях повышения глобальной роли Токио. Отставка Абэ и избрание в 2007 году новым японским премьером Фукуда не притормозило китайской активности на японском направлении, свидетельством чего стал визит Ху Дзиньтао в Токио в мае 2008 года[27].

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 18 ноября 2006 г. в Ханое провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ[28].

На встрече Ху Цзиньтао отметил, что их вторая встреча за этот период, насчитывающий чуть больше одного месяца, демонстрирует общее желание Китая и Японии улучшать и развивать двусторонние отношения, а также знаменует собой новый этап в развитии двусторонних отношений. В настоящее время китайско-японские отношения находятся на важном этапе развития. На плечах руководителей двух стран лежит ответственность за то, чтобы двусторонние отношения развивались в правильном направлении, исходя из стратегической высоты и с учетом общей ситуации, в целях того, чтобы двусторонние отношения и в дальнейшем сохранили хорошую тенденцию развития.

По его словам, на их встрече, состоявшейся в Пекине в октябре этого года, обе стороны указали на необходимость рассмотрения китайско-японских отношений, исходя из стратегической высоты и с перспективных позиций, а также важность приложения максимума усилий по осуществлению общих целей мирного сосуществования двух стран, поддержания дружественных связей из поколения в поколение, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. В ходе встречи стороны достигли консенсуса по широкому кругу вопросов – углублению взаимного доверия в политической сфере, укреплению взаимовыгодного сотрудничества, активизации обменов между сотрудниками и содействию сотрудничеству в международных и региональных делах.

На встрече Ху Цзиньтао указал, что перед странами встает новая задача налаживания всестороннего, многопрофильного и многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Для выполнения этой задачи обе стороны должны прилагать усилия в следующих направлениях: Во-первых, определить направление развития китайско-японских отношений. Стороны уже достигли единства мнений по установлению стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Это будет содействовать выведению двустороннего взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень. Министерства иностранных дел двух стран должны провести глубокие обсуждения и как можно скорее достичь консенсуса, чтобы еще лучше планировать и направлять развитие двусторонних отношений. Во-вторых, углублять дружбу между народами двух стран. Стороны должны расширять гуманитарные контакты, в особенности, контакты между молодежью, укреплять обмен в культурной и других областях, создавать благоприятную среду общественности, содействовать установлению близких отношений между народами двух стран, непрерывно упрочивать основы дружбы между двумя странами. В-третьих, практическим образом содействовать взаимовыгодному сотрудничеству. Стороны должны полностью проявить роль уже существующих механизмов сотрудничества, выработать среднесрочную и долгосрочную программу по укреплению сотрудничества в области торговли, инвестиций, информатики, энергетики, охраны окружающей среды и финансов, предпринять эффективные меры и упрочить узы общих интересов. В-четвертых, совместно содействовать миру, стабильности и развитию в Азии. В духе сотрудничества и обоюдного выигрыша проводить контакты и согласование по таким важным темам, как обеспечение безопасности в Северо-Восточной Азии, укрепление регионального сотрудничества в области энергетики, продвижение строительства интеграционного процесса Восточной Азии, и отдать силы делу содействия прочному миру и совместному процветанию в Азии. В-пятых, надлежащим образом урегулировать актуальные проблемы деликатного характера. Проблемы истории и Тайваня затрагивают политические основы двусторонних отношений, поэтому их необходимо надлежащим образом урегулировать. Стороны должны, оставив разногласия, проводить переговоры и диалоги на основе принципа взаимной выгоды и взаимного благоприятствования, стремиться к совместному развитию, ускорять процесс консультаций по проблеме вокруг Восточно-Китайского моря и добиться скорейшего урегулирования этой проблемы, с тем чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества[29].

Синдзо Абэ в свою очередь сказал, что его успешный визит в КНР, состоявшийся в октябре этого года, был встречен с приветствием со стороны народов двух стран и всего международного сообщества. После этого, продолжал он, отношения между двумя странами получили хорошее развитие. Стороны договорились продолжать усилия по установлению японо-китайских стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Он выразил надежду на то, что стороны сохранят контакты на высоком уровне и будут прилагать совместные усилия по дальнейшему развитию двусторонних отношений. Синдзо Абэ предложил сторонам как можно скорее положить начало механизму встреч министров экономики по координации торгово-экономического сотрудничества; начать диалог между энергетическими ведомствами двух стран по укреплению сотрудничества в области экономии энергии и охраны окружающей среды; совместно способствовать активизации гуманитарных контактов, укреплять сотрудничество в туристической области; претворять в жизнь достигнутые договоренности, начать совместное изучение исторических вопросов; прилагать совместные усилия и укреплять консультации с тем, чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества; интенсифицировать взаимодействия между Японией, Китаем и Республикой Корея, активизировать обмены между тремя странами в области инвестиций, охраны окружающей среды и туризма; укреплять координацию и совместно содействовать региональному сотрудничеству в Восточной Азии[30].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.