Рефераты. Проблема терроризма и исламского радикализма в Египте

Одной из важнейших контртеррористических мер является Закон «О чрезвычайном положении» (ЧП), принятый в Египте после убийства исламскими боевиками президента А.Садата в 1981 г. В феврале 2003 г. его действие было продлено на очередной трехлетний срок. Однако в сентябре 2003 г. на закрытии ежегодной конференции правящей в стране Национальной демократической партии президент Египта Хосни Мубарак объявил об отмене военных указов, составляющих основополагающую часть Закона. Речь здесь идет об упразднении военных трибуналов Минобороны и чрезвычайных судов госбезопасности МВД7. Согласно решению президента, судьи в них назначались непосредственно президентом по рекомендации соответственно министров обороны и внутренних дел. В 1992 г. Верховным конституционным судом президенту АРЕ было предоставлено право передавать любые дела, даже носящие гражданский характер, на рассмотрение судам госбезопасности. Приговоры, которые выносились этими судами, после утверждения президентом являлись окончательными и не подлежали обжалованию в Кассационном суде. Все дальнейшие апелляции рассматривались только президентом страны. Суд над гражданскими лицами, осуществляемый военными трибуналами и судами госбезопасности, рассматривался западными правозащитными организациями как серьезное нарушение основных прав человека со стороны египетских властей, т.к. подсудимый лишался возможности рассчитывать набеспристрастное, независимое расследование и судебное разбирательство. В ежегодных докладах Государственного департамента США «О соблюдении прав человека в мире» особо акцентировался именно этот факт. С 1 октября 2003 г. официально вступил в действие Закон об отмене судов госбезопасности, согласно которому все дела передаются в обычные уголовные суды. Такое важное решение, принятое президентом страны, является существенным продвижением Египта по пути строительства демократического государства. Этот политический ход, несомненно, повысит престиж АРЕ на мировой арене и даст возможность заручиться еще большей поддержкой у международного сообщества.

Нужно заметить, что принятие столь важного решения было бы невозможным, если бы в стране по-прежнему царила напряженная атмосфера, если бы терроризм, как прежде, угрожал национальной стабильности и безопасности страны. Этот шаг является существенным доказательством того, что предпринимаемые Египтом меры по противостоянию терроризму приносят положительный, прогрессирующий результат.

Дополнительным доказательством происходящих изменений в стране стало досрочное освобождение одного из организаторов убийства президента Садата – лидера радикальной исламской группировки Карама Зохди, который был приговорен к пожизненному заключению за организацию убийства. Его освободили в сентябре 2003 г. Зохди публично раскаялся в содеянном и заявил, что «теперь бы он боролся за то, что бы предотвратить убийство»8. Он назвал Садата мучеником, а убийство – ошибкой. Министр внутренних дел Х.аль-Адли объяснил, что причиной освобождения является плохое здоровье заключенного.

На сегодняшний день, согласно закону о ЧП, можно вводить ограничения на деятельность политических партий и организаций, а также допускается введение чрезвычайного положения не только в пределах всего государства, но и на территории какой-то отдельной его части.

Помимо действующего Закона «О чрезвычайном положении» с внесенными в него изменениями Народное Собрание АРЕ в марте 2002 г. приняло новый закон, регулирующий деятельность египетских неправительственных организаций (НПО). Общественным организациям в стране запрещено заниматься какой-либо политической или профсоюзной деятельностью; необходимы утверждение их руководящего состава Министерством социальных дел, получение разрешений на зарубежное спонсорство и обязательное предоставление регулярной финансовой отчетности. Согласно этому закону, министр социальных дел имеет право распускать, накладывать арест на имущество и активы НПО за нарушения положений о деятельности общественных организаций.

Западные правозащитники считают, что этот Закон полностью контролирует деятельность любой неправительственной организации и фактически перекрывает все возможности для независимой деятельности. Парижская группа наблюдения за защитой прав человека заявила, что ряд положений Закона полностью противоречит международным соглашениям по правам человека, которые были ратифицированы Египтом.

Египетские официальные власти, в частности, министр социальных дел А.Гинди, министр юстиции Ф.Сейфуль Наср и министр по делам парламента К.Шазли, напротив, подчеркивают, что согласно именно этому закону, НПО предоставляются льготы в налогообложении и при взимании таможенных пошлин. Что же касается определенных ограничений, то они продиктованы лишь необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.

Особую роль правительство АРЕ отводит борьбе с финансированием терроризма, пресечением денежных потоков, направленных на поддержание террористических группировок. К сожалению, привести точные данные, подтверждающие данный факт, не представляется возможным. Египет стал одной из немногих стран Ближнего Востока, которые активно откликнулись на инициативу Международной группы финансовых действий по борьбе сотмыванием незаконных доходов (FinancialActionTaskonMoneyLaundering – FATF) и начали предпринимать ряд мер, связанных с ограничением и последующим пресечением перевода денежных средств из стран Персидского залива, не говоря уже о том, что страна во многом пересмотрела свое законодательство в банковской сфере и максимально приблизила его к международным стандартам9.

С учетом мусульманского характера египетского государства властям достаточно сложно в правовом плане оказывать противодействие внешне умеренным исламистским течениям. Однако ряд положений законодательства позволяет до определенной степени регулировать политико-идеологическую деятельность исламистов внутри страны. Так, государство на законном основании отказывает в регистрации исламским политическим организациям, прибегает к замораживанию деятельности уже существующих легальных оппозиционных партий происламского толка, ограничивает создание общественных и неправительственных организаций. Кроме того, власти осуществляют плотную цензуру печати, сопровождаемую при необходимости закрытием исламистских печатных органов, сайтов в Интернете, связанных с экстремистской деятельностью. Ведется также целенаправленная кампания по передаче частных мечетей, сбора закята под юрисдикцию министерства вакуфов (министерство, занимающееся имуществом, переданным государством или отдельными лицами на религиозные или благотворительные цели), а также ряд других специальных мероприятий, имеющих целью отдалить лидеров террористических организаций от исламизированных слоев населения.

Большую роль в борьбе с исламистами правительство Египта отдает политическому диалогу. По мнению бывшего посла Египта в России Реды Ахмет Шехата, исламистские военно-политические организации просто не хотят, чтобы в стране была экономическая, политическая и социальная стабильность. «Все их действия носят разрушающий, деструктивный характер, облаченный в форму насилия. Желая создать исламское государство, они забывают о том,что ислам не призывает и не может призывать к насилию для решения политических проблем. Возможно, эти люди совершают свои террористические акты для достижения каких-то иных целей, диктуемых из-за пределов Египта»10.

К сожалению, достаточно часто диалог с террористами не приносит положительных результатов. Поэтому еще одним направлением борьбы египетских властей с исламистами является активное судебное преследование сторонников политического ислама. Из публикаций оппозиционной египетской прессы известно, что в 1995 г. в тюрьмах страны находилось около 10000 политических заключенных.

Еще одной альтернативой борьбы с исламистами является официальный ислам.В борьбе с исламскими радикалами важную роль в Египте играют муфтий, верховный шейх «Аль-Азхар» Мухаммед Сейид Тантави и министр вакуфов Махмуд Закзук, составляющие команду единомышленников. Многие мировые наблюдатели отмечают, что их роль в противостоянии исламскому радикализму чрезвычайно велика. Они достаточно лояльны к нынешнему руководству и полностью гармонируют с новым правительством, пришедшим к власти в 1996 г. Абсолютно понятно, что правительству Египта очень важно сохранить «мусульманский имидж» режима, фактически носящего секулярный характер, и обеспечить поддержку его политики официальными религиозными институтами, в первую очередь «Аль-Азхар».

Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых правительством, наряду с работой, проводимой представителями официального ислама в стране, позволил существенно ослабить позиции фундаменталистов и добиться значительного снижения их активности. В 1997 г. экстремисты провели лишь несколько изолированных (хотя и получивших широкий международный резонанс) террористических акций против иностранных туристов в Каире и Луксоре. В 1998 г. им не удалось организовать ни одноготеракта в городах. В 1999 г. крупнейшая подпольная организация «Аль-Гамаа аль-Исламия» объявила, что прекращает вооруженную борьбу.

Египетские политологи и эксперты, анализируя итоги политики Каира, отмечают, что исламское движение в Египте продолжает переживать углубляющийся идеологический и организационный кризис, происходящий на фоне ужесточающегося противодействия исламистам со стороны всех государственных структур АРЕ.

Благодаря усилиям правительства и действиям правоохранительных органов исламистам был нанесен значительный урон. Уже сейчас с полной уверенностью можно сказать о том, что террористические организации этой страны ушли глубоко в подполье, во многом их влияние ослабело, и они уже не способны играть существенную роль в оказании давления на политику, проводимую Хосни Мубараком в Египте, как это было в середине 90-х годов.

И несмотря на довольно успешную работу спецслужб, сегодня еще рано говорить о том, что с терроризмом в Египте покончено. Хотя мало кто из египтян на вопрос, существует ли в их стране терроризм, даст положительный ответ. По их мнению, с терроризмом в АРЕ разделались еще в конце девяностых XX века, когда в стране прошла волна арестов лидеров террористических организаций и лиц, причастных к их деятельности, были закрыты некоторые египетские журналы и газеты, проводились зачистки в районах Верхнего Египта, в Каире и Александрии.

Второе направление. Опыт Египта интересен тем, что правительство АРЕ успешно проводит политику уничтожения терроризма как внутри страны, так и за ее пределами. В настоящее время активно реализуется план ликвидации египетских террористических филиалов за рубежом, налаживается тесное антитеррористическое сотрудничество со многими странами мира. Власти убеждены, что основная угроза для страны, для ее национальной безопасности исходит от зарубежных руководящих структур, находящихся в Европе и США. За последние годы были подписаны двусторонние соглашения о совместнойборьбе с терроризмом со многими странами мира. В 90-е годы соглашения о сотрудничестве в области безопасности были заключены с Болгарией, Венгрией, Румынией, Пакистаном.

12 апреля 1998 года в Каире было подписано Межарабское соглашение «О борьбе с терроризмом». Внешнеполитические усилия Египта, направленные на активизацию межарабского взаимодействия по борьбе с терроризмом в рамках ЛАГ, создают реальную основу для сотрудничества на региональном уровне с целью нейтрализации деятельности на территории стран региона зарубежной сети египетских радикальных исламских группировок11. Наиболее плодотворно на региональном уровне египтяне сотрудничают со своими коллегами из Иордании, Саудовской Аравии, Алжира и Туниса.

В сентябре 1997 г. было подписано Соглашение с Российской Федерацией о сотрудничестве в области борьбы с преступностью. Между спецслужбами двух стран осуществляется взаимодействие на основе данного Соглашения. Подходы России и Египта к вопросам противодействия терроризму во многом близки: неприятие терроризма, недопустимость его отождествления с отдельными странами или религиями, необходимость противодействия этому феномену в строгом соответствии с нормами международного права под эгидой ООН, недопустимость одностороннего применения силы в обход СБ ООН под предлогом борьбы с ним, в том числе применительно к Ираку и т.д.

В период с 2000 по 2003 г. египетская сторона добилась экстрадиции из Австрии, Азербайджана, Боснии, Канады, Сирии, Швеции более 25 своих граждан, обвиняемых в террористической деятельности. Некоторые из них проходят по делу о причастности к проведению террористического акта в Луксоре, другие являются членами руководства «Аль-Джихад» и «Аль-Гамаа аль-Исламия». Всего, по предварительным данным, египетскими спецслужбами разыскивается около 290 египтян, находящихся за пределами страны. Вместе с тем представители спецслужб АРЕ отмечают и ряд трудностей,которые возникают при решении вопросов об экстрадиции исламистов, обвиняемых в сотрудничестве с экстремистскими группировками и совершении террористических актов. Так в Великобритании, Германии, Дании, Швейцарии и ряде других стран национальное законодательство не позволяет осуществлять выдачу иностранных граждан властям Египта. Во многом это объяснялось действием на территории страны Закона «О чрезвычайном положении», который нарушал права человека. Однако после отмены ряда его положений египетское руководство намерено активно добиваться экстрадиции террористов, находящихся в этих странах.

Таким образом, можно констатировать, что проводимые спецслужбами АРЕ активные мероприятия по пресечению деятельности исламистов на территории зарубежных стран оказывают положительное влияние на поддержание стабильности внутриполитической обстановки в стране, недопущению выхода ситуации из-под контроля властей.

Несмотря на успешные действия египетских властей по перекрытию контактов египетских экстремистских организаций с зарубежными филиалами, в последние два года исламистам удалось восстановить организационное единство и централизованное управление исламистскими структурами. Одним из примеров является вхождение «внешнего командования» «Аль-Гамаа аль-Исламия» в созданные Усамой бен Ладеном «Исламский фронт Джихада» и «Всемирный исламский фронт», нацеленные на борьбу с империализмом, христианством и иудаизмом. Также, по данным руководства Египта, среди подозреваемых по делу о терактах в США в 2001 году, ответственность за которые возложена на «Аль-Каиду», проходят двое египтян. Руководство АРЕ не опровергает и тот факт, что в эту организацию входят многие члены группировки «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Аль-Джи-хад», а сам Айман Завахири является одним из главных идеологов «Аль-Каиды». В этой связи понятна обеспокоенность египетских властей тем, что оружие массового уничтожения, которое, по сведениям США, находилось на территории Ирака, могло попасть после военной операции в стране весной 2003 г. в руки международных террористов, так как именно правительство Саддама Хусейна англо-американская коалиция обвиняет в связях со всемирной организацией «Аль-Каида», которая в настоящее время стала олицетворением международного терроризма.

Сейчас уже можно констатировать, что некоторые египетские террористические группировки включены в международные террористические организации, представляющие угрозу всему миру. В этой связи Египту необходимо выходить на более высокий уровень сотрудничества с международным сообществом для противодействия терроризму.

Египетская модель противостояния терроризму во многом универсальна и вполне может быть применима в большинстве стран Арабского Востока. Возможно, какие-то идеи этой модели были бы полезны и для российского руководства.

Как сказал один из арабских исследователей терроризма Мухаммед Ибрагим Аль-Фаюмий, египетское руководство смогло «притушить пламя террора, но полностью не затушило его, смогло напугать террористических лидеров, но не ликвидировать полностью. Их дело живет и будет продолжать жить»12.

Говоря о прогнозах, о возможном дальнейшем развитии терроризма в Египте, необходимо отметить, что наиболее благоприятной почвой для его процветания являются политическая нестабильность и экономические трудности.

Стабилизации внутриполитической обстановки способствует курс египетского руководства на «дозированную» демократизацию общества в сочетании с элементами либерализации, обеспечивающий пропрезидентским политическим силам доминирующую роль. Подобная система позволяет президенту сохранять за собой всю полноту как законодательной, так и исполнительной власти и при этом не допускать «перегрева»внутриполитической ситуации. Мубарак делает все, чтобы не нарушить внутриполитическую стабильность в Египте и создать образ демократического государства, хотя фактически АРЕ является страной с авторитарной формой правления. Именно поэтому в последнее время в рядах египетских студентов все чаще и чаще можно услышать недовольство как внешней, так и внутренней политикой, проводимой президентом. Такая ситуация достаточно опасна, так как молодежная среда является наиболее восприимчивой к влиянию исламистов.

Что касается экономического аспекта, то нельзя исключать возможность ухудшения в будущем экономической ситуации в Египте вследствие продолжающегося осложнения демографической ситуации, сокращения валютных поступлений и просчетов в политике руководства либо под воздействием всех этих факторов, вместе взятых.

Неизбежное в подобном случае обострение социальных проблем, скорее всего, повлечет за собой активизацию фундаменталистских движений, способных заручиться достаточно широкой поддержкой, особенно со стороны малоимущих слоев, по которым в первую очередь и ударит экономический кризис. В случае дальнейшего нарастания негативных явлений в экономике и сползания страны к хаосу приход исламистов к власти вполне может стать реальностью. При этом им вряд ли удастся решить экономические и социальные проблемы Египта, так как у них нет достаточно проработанной альтернативы существующим в обществе порядкам, против которых они выступают. Напротив, стремление мусульманских «возрожденцев» претворить в жизнь свои утопические идеи, скорее всего, может привести лишь к дальнейшему обострению этих проблем.

К тому же в исламистских движениях ощущается нехватка харизматических лидеров уровня имама Хомейни. Все это существенно ослабляет их движение. Отсутствие единства в рядах исламистов – также трудно разрешимая проблема, с которой сталкиваются эти движения.

В то же время необходимо отметить, что зачастую слабость экстремистских организаций, кризисность их положения искусственно ими преувеличиваются с целью отвлечения внимания властей. На практике же исламисты действуют достаточно слаженно, приспосабливаясь и к репрессиям, и к кризисам.

По словам президента Египта Хосни Мубарака, «до тех пор, пока исламский фундаментализм имеет широкую поддержку и распространение, будь то в форме идеологии или в форме деятельности радикальных религиозных движений и организаций, его влияние на значительных территориях мусульманского мира будет придавать ему законное право вести джихад. Важное значение могло бы иметь осуществление каждой из стран мер по пресечению поддержки, оказываемой экстремистским организациям с ее территории, принятие соответствующими правительствами решений не предоставлять политического убежища террористам, а также координация усилий всего международного сообщества. Этого было бы достаточно для решения проблемы терроризма»13.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активность террористических группировок во многом зависит от той внутренней и внешней политики, которую проводит руководство страны. Опыт египетского правительства со всей очевидностью демонстрирует необходимость проведения политики «кнута и пряника» по отношению к исламистским группировкам. Совершенно очевидно, что только безальтернативная, бескомпромиссная, четко выработанная позиция властей позволяет им достаточно успешно проводить кампанию по борьбе с терроризмом, планомерно и постепенно сводя на нет их деятельность. Теперь все усилия египетского правительства должны быть сосредоточены на стабилизации экономической ситуации в стране и поддержании престижа государства как в арабском мире, так и на всей мировой арене. Египет,оставаясь страной со светской формой правления, ни на минуту не должен забывать о том, что он – мусульманская страна.

 

Список источников и литературы

1.            Brynjar Lia. The Society of the Muslim Brothers in Egypt. The Rise of an Islamic Mass Movement 1928–1948. ITHACA PRESS, 1998, с. 39.

2.            Д. Сауд Аль-Мули. Мин Хасан Аль-Банна иля Хизб Аль-Васт. Аль-Харака Аль-Исламия Ва Кадая Аль-Иргаб Валь-Тааифия. – Бейрут: Аль-Уля лит-Тыбаа Ван-Нашр, 2001.

3.            Аль-Ахрам, 30.09.2003.

4.            www.oecd.org/fatf/

5.            #"_GoBack">

 



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.