Эту задачу не ставили перед собой даже знаменитые владетельные дома Курдистана, основавшие свои династии. Население их владений было весьма разнородно, курды иногда не составляли и относительного большинства. Более или менее курдскими по этническому составу можно считать владения династии Хасанвайхидов (959-1015) в Юго-Восточном Курдистане и Марванидов (983-1085) в Юго-Западном. Однако "курдизм" этих и некоторых других полусуверенных или даже фактически суверенных (на короткое время) эмиратов выражался только в происхождении династий и в наличии, наряду с другими этносами, курдского населения. Никакой политической идеи насчет курдского национального государства хотя бы на части территории расселения курдов не возникало, во всяком случае в исторических источниках это не зафиксировано. Тем более это относится к тем династиям, которые правили в некурдских по преимуществу землях, как например Шаддадиды в Закавказье (XI-ХП века) и Эйюбиды, покорившие почти весь Арабский Восток (с 1169 года до середины ХШ века, а в Юго-Восточной Анатолии - до середины XV века).
Один из самых знаменитых курдов в мировой истории Салахаддин Эйюби (Саладин), прославившийся победами над крестоносцами и освобождением Иерусалима, происходил из племени раванд (равади) конфедерации хазбани. Этот герой мусульманского мира был, однако, основателем не курдской, а арабской империи, непосредственно правил в Египте и Сирии, а его войско состояло главным образом из тюрков, но было в нем немало и курдов, как и среди непосредственного окружения султана.
Дальнейший ход исторических событий в Западной Азии был столь же неблагоприятен для осуществления векового стремления курдского народа к самостоятельному государственному развитию. Опустошительный вал монгольских нашествий в ХШ веке и завоевательных походов Тимура в XIV и начале XV века привел не только к невиданному прежде разрушению производительных сил и поголовному террору против мирного населения, но и к новой перекройке политической географии региона. Она продолжалась и в послетимуровский период, во время господства там тюркских династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV - начало XVI века), их борьбы между собой. Спасаясь от полного истребления, курды укрывались в родных горах, что, с одной стороны, способствовало их сохранению как этноса, но, с другой, - определенной изоляции от социально-экономического и культурного прогресса, консервации пережиточных родо-племенных отношений и соответствующих им экстенсивных форм хозяйственной деятельности.
В начале XVI века вся Западная Азия была поделена между новой великой державой - Османской империей и сефевидским Ираном, оплотом шиизма в мусульманском мире. В 1514 году часть Курдистана вошла в состав Османской империи. С этого момента и до нынешних времен продолжается многовековое курдско-турецкое противостояния. Большая часть Курдистана (Северный, Западный и Южный) досталась туркам, меньшая (Восточная) - персам. Казалось, наступило долгожданное успокоение, благоприятствующее национально-государственному развитию курдского общества, несмотря на раздел страны.
Этого не произошло. Напротив, турецко-иранская граница, она же линия раздела Курдистана, стала границей войны, и все последующие четыре века курдской истории не дали курдам ни свободы, ни независимости. И на этот раз исторические обстоятельства обернулись против них. Уже при Аббасе I (1587-1628) начинает проводиться политика "выживания" курдов. Наиболее непокорные курдские семьи выселяли в иранский Хорасан, используя в качестве заслона от нападений туркмен и узбеков.
Войдя в состав Османской империи и Ирана, курдские земли стали ареной противоборства обеих держав за обладание Курдистаном, Арменией, Южным Азербайджаном, Закавказьем, Ираком. Войны с переменным успехом шли непрерывно в течение более трехсот лет. В конечном итоге они были безрезультатны, граница в общем осталась такой же, какой она установилась в первой половине XVI века. Однако для народов, населявших спорные территории, в том числе и для курдов, эти бесконечные войны не прошли бесследно. Их жизненные силы тратились во имя чуждых для них интересов турецких султанов и иранских шахов, производительные же силы периодически разрушались. Курды — желанные воины для обеих сторон платили богу войны обильную дань кровью.
Положение разделенного Курдистана в системе внутриполитических отношений в Османской империи и в Иране в эпоху позднего средневековья и нового времени было весьма сложным и противоречивым. Здесь была создана система полусуверенных курдских княжеств различного калибра, управляемых традиционной светской и духовной знатью, отношения которых с центральной властью строились на началах вассалитета. Их обязанности перед ней сводились в сущности только к участию в военных походах султанов и шахов друг против друга. В остальном они были полными хозяевами в своих владениях.
Это привело к росту и укреплению феодального партикуляризма, который стал сильнейшим препятствием к развитию объединительного процесса в курдском обществе. Со своей стороны султанские и шахские власти основной упор делали на всемерном разжигании междоусобных противоречий в своих курдских владениях. Их основная цель — недопущение возникновения и роста освободительного движения в Курдистане и особенно тех общественных процессов, которые могли принять интеграционное направление. До XIX века в Курдистане так и не возникли условия для образования всенародных движений за национальное движение. Борьба шла преимущественно внутри курдского общества за преобладающее влияние тех или иных феодальных кланов. Курдский вопрос был, так сказать, "вещью в себе".
Курды, исконные обитатели Западной Азии, по причине превратностей своей исторической судьбы не смогли создать объединенное независимое государство, хотя они были и являются непосредственными и активными участниками исторических событий в регионе с середины прошлого тысячелетия вплоть до наших дней.
В настоящее время численность курдов оценивается примерно в 30 миллионов человек. Подавляющее их большинство живет в Курдистане – горной стране, расположенной на смежных территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы. Его площадь - свыше 450 тысяч квадратных километров: на долю Турецкого Курдистана приходится приблизительно 230 тысяч квадратных километров, иранского - 125 тысяч, иракского – 80 тысяч, сирийского – 15 тысяч квадратных километров.
Курдистан располагает значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем должны и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.
Около 48 процентов всех курдов живут в Турции, 25 - в Иране, 17 - в Ираке, 4 процента - в Сирии, остальные - на территории республик бывшего СССР (свыше 300 тысяч в Закавказье и Предкавказье, в центральноазиатских государствах) и стран Запада. Курдистан интегрирован в социально-экономические системы разделивших его государств, образуя наименее развитые в социальном, экономическом и культурном отношении их окраины.
Общая численность курдов, по различным приблизительным оценкам, от 18 до 20 млн. человек. Они разделены границами многих стран: в Иране живут 5,5 млн. чел., в Турции - 6,5 млн., в Ираке - 4 млн., в Сирии -720 тыс. Много их осело и в государствах Европы, особенно в Германии. На территории бывшего СССР живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, перепись 1970 г.). В странах бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Узбекистан) курдов насчитывается 153 тыс. В Российской Федерации (преимущественно в Краснодарском крае) живут около 5 тыс. курдов. В XIX в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828, и Берлинского конгресса 1878, часть курдов перешла в подданство России. Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры.
Курдский язык, принадлежащий к западноиранской языковой семье, делится на две основные диалектные группы: северную и южную. Литературной формой первой является курманджи (на латинской графике, а в республиках бывшего СССР – на кириллице), второй – сорвани (на арабской графике). Около 60 % курдов, проживающих в Турции, северо-западном Иране, Сирии, на севере Ирака, говорят на курманджи. 30 % курдов, обосновавшихся в западном и юго-западном Иране, восточном и юго-восточном Ираке – на сорани. Кроме того, у особой этнографической группы курдов – заза, населяющих вилайет Дерсим (Тунджели) в Турецком Курдистане, распространен диалект димили (на латинской графике), а среди курдов Керманшах (Бахтерана) в Иране – родственный ему диалект – гурани (на арабском алфавите).
Курды составляют пятую часть Ирака. Они живут в горах на севере страны, строят дома из нетесанного камня, а кочевые арабы-скотоводы ставят шатры из шерсти.
Живущие оседло крестьяне выращивают зерновые, бобовые, лен, хлопчатник, табак. А кочевые и полукочевые курдские племена занимаются коневодством, разводят курдючных овец, коз, ослов, быков, реже - буйволов и верблюдов. Обработкой шерсти традиционно занимаются женщины. Они изготовляют войлок, ткут ковры, шали, полотенца для шатров, согласно многовековому обычаю девушку не выдают замуж, пока она всему этому не научится.
Любая попытка центральной власти непосредственно вмешаться во внутреннюю жизнь курдских племен и тем более управлять ими встречала открытое неприятие и отпор. В конце концов курды заставили сменявших друг друга властителей считаться со своим фактически полунезависимым положением в местах своего исконного обитания. Постепенно, по мере того, как ожесточенное сопротивление курдов всякого рода завоевателям сходило на нет, они стали выполнять определенную социально-политическую функцию в больших и малых государственных образованиях, возникавших в Западной Азии в эпоху средневековья: роль организованной военной силы, готовой выступить за того или иного властителя при условии его невмешательства во "внутренние дела" данного курдского военно-племенного социума.
Таким образом, сформировалось относительно консолидированное в этническом отношении курдское общество. Оно еще не было настолько зрелым и внутренне спаянным, чтобы успешно бороться за свою государственность, но уже было в состоянии отстаивать свой традиционный статус и права.
Прогрессирующее ослабление Османской империи и Ирана в XVII и, особенно, в XVIII веке, неуклонный рост в них центробежных тенденций создали почву для возникновения и укрепления курдского феодального сепаратизма. В первой половине XIX века ряд крупных курдских эмиратов Османской империи открыто встал на путь мятежа, пытаясь отстоять свою независимость от Порты.
Они потерпели неудачу. Стамбулу и Тегерану удалось временно консолидировать свои силы и раздавить курдский сепаратизм. Курдские эмираты были ликвидированы, их земли поставлены под прямое административное управление центра. Однако покорить курдское население и "приручить" его феодально-племенную и клерикальную верхушку ни Стамбулу, ни Тегерану так и не удалось. Со второй половины XIX века Курдистан находился в состоянии постоянного брожения. Именно в это время зародился и начал быстро расти курдский национализм, нацеленный на создание независимого и объединенного Курдистана.
Два фактора способствовали его бурному подъему. Во-первых, феодальный партикуляризм и сепаратизм показали свою полную политическую и военную несостоятельность. Пример успешной борьбы других народов Ближнего Востока за свое освобождение наглядно показал курдам необходимость объединения вокруг национальной цели. Во-вторых, курдское движение, как и другие национальные движения (балканских народов, армян, арабов) начало использоваться "великими державами" того времени - Россией, Англией, Германией - в борьбе за колониальный раздел всего западно-азиатского региона, за контроль над Османской империей и Ираном. Поддержка этими державами (разумеется, в корыстных целях) национальных движений на Ближнем Востоке стимулирующе влияла на них, способствовала их интернационализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4