Рефераты. Привлечение прямых иностранных инвестиций в арабские страны

Акционерные компании с участием иностранного капитала начали возникать в Саудовской Аравии после принятия в феврале 1964 г. закона об инвестициях. В 1979 г. этот нормативный акт был заменен новым законом об иностранных инвестициях. Деятельность иностранного капитала в королевстве регулировалась также законом о компаниях, принятом в 1965 г. В соответствии с ним иностранному капиталу предоставлялись те же привилегии, что и национальному. Предприятия, имевшие зарубежные инвестиции, освобождались от подоходного налога и налога на компании сроком на пять лет с момента пуска предприятия в эксплуатацию при условии, что доля национального капитала в течение всего льготного периода будет не ниже 25%. Для выдачи разрешений на зарубежные капиталовложения был создан Отдел инвестиций при Министерстве торговли и промышленности. Иностранцам разрешалась свободная и без ограничений репатриация прибылей и капитала.

Льготы и привилегии, предоставляемые саудовским законодательством, вкупе с другими факторами (либеральное валютное регулирование, льготное кредитование, высокая платежеспособность и т.п.) создавали достаточно благоприятный инвестиционный климат в стране.

Тем не менее анализ государственной политики королевства в области иностранных инвестиций показывает, что в 60–80-е годы прошлого столетия отчетливо проявилась тенденция к повышению роли национального капитала в экономическом развитии страны. Так, согласно инвестиционному законодательству Саудовской Аравии, в королевстве не существовало формальных ограничений на создание и функционирование иностранных фирм и компаний любой формы собственности. Однако в соответствии с законом об иностранных инвестициях многие льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, распространялись лишь на структуры с не менее чем 25-процентным участием саудовского капитала. На практике трудности при создании компании и в ее дальнейшей деятельности возникали, если менее чем 50% капитала принадлежало саудовским фирмам и частным лицам.

Закон об иностранных инвестициях определял как «иностранное» любое несаудовское или смешанное предприятие. При этом существовали ограничения на деятельность иностранного капитала в определенных сферах. Так, в нефтяной промышленности и банковском деле его удельный вес не мог превышать 40% капитала компании. Предприятия в областях, связанных с добычей и переработкой нефти и других минеральных ресурсов, а также в сфере воздушного и железнодорожного транспорта действовали по особым правилам. Специальные ограничения существовали в сфере банковского дела и страхования. Иностранные внешнеторговые фирмы (импортные, экспортные, дистрибьюторские) были запрещены в Саудовской Аравии. Это ограничение распространялось и на предприятия с иностранным участием, желавшие импортировать товары для своих нужд. Они обязаны были осуществить ввоз через саудовского партнера или использовать местного агента.

Таким образом, Саудовская Аравия, обладая огромными доходами от эксплуатации имеющихся у нее колоссальных запасов нефти и газа и являясь одной из богатейших стран мира, была заинтересована прежде всего в получении путем привлечения иностранных инвестиций современных передовых технологий, знаний, опыта и т.п. При этом правительство королевства рассматривало как лучшую, наиболее эффективную форму получения зарубежных технологий совместные предприятия с участием иностранного капитала.

Таковы в общих чертах основные направления, формы и методы государственного регулирования иностранных инвестиций в арабском регионе в целом и в отдельных странах, в частности, после обретения ими независимости и вплоть до начала 90-х годов. В течение последних десяти-двенадцати лет для экономического развития этих государств был характерен постепенный переход к рыночным механизмам управления, отказ от использования исключительно административно-принудительных мер и принципов дирижизма, когда государство отдает предпочтение нередко политическим целям в ущерб экономическим. Основополагающая тенденция изменений в политике арабских стран в области привлечения иностранных инвестиций в 90-е годы прошлого столетия также носила позитивный характер.

При ограниченности внутренних источников накопления и неразвитости механизмов аккумулирования свободных финансовых ресурсов правящие режимы на Арабском Востоке значительное внимание уделяли вопросам улучшения инвестиционного климата, совершенствованию инвестиционного законодательства, принимали меры, направленные на привлечение иностранного капитала в экономику своих стран. Так, в частности, вместо ограничения (как это было зачастую раньше) или даже запрета прямых иностранных инвестиций принимающие страны не только приветствовали эту форму капиталовложений, но на самом деле конкурировали за получение ПИИ из-за рубежа. Ряд требований, выдвигавшихся ранее при создании и функционировании отделений и филиалов иностранных компаний был заметно ослаблен или отменен полностью. Расширялся круг арабских стран, в которых зарубежные инвесторы получали право свободно переводить свои прибыли и капиталы. Все более широко в регионе распространялась практика разрешения инвестиционных споров через арбитраж.

Вместе с тем комплекс проблем, связанный с сохраняющимся сравнительно низким уровнем производительных сил, диспропорциями развивающейся экономики, живучестью традиционных социальных структур, изъянами многоукладного общества, предопределил неоднозначный, противоречивый и в целом неустойчивый характер социально-экономической эволюции арабских государств в 90-е годы. Это, безусловно, негативно отражалось на притоке иностранных инвестиций.

В этих условиях на передний план в арабском мире выдвигается стратегическая задача достижения устойчивых темпов экономического роста, что диктует необходимость поддержания достаточно высокой нормы валовых капиталовложений в инвестиционных программах арабских стран, а это, в свою очередь, требует более интенсивного привлечения иностранных инвестиций, особенно в форме прямых вложений.

Большинство арабских стран испытывает постоянную нехватку капиталов, которая еще более обостряется в обстановке современного научно-технического прогресса. Здесь необходимо отметить, что до середины 80-х годов эта проблема фактически не стояла перед крупными нефтеэкспортерами Арабского Востока. Однако в последующий период в условиях участившихся спадов на мировом нефтяном рынке и сокращения вследствие этого нефтяных доходов их финансовые ресурсы перестали быть неограниченными.

В то же время, согласно данным, приведенным в опубликованном в июне 1997 г. докладе ЮНКТАД, доля арабских стран в привлеченных прямых иностранных инвестициях постепенно снижалась. Так, если в начале 80-х годов она составляла 10%, то во второй половине истекшего десятилетия уменьшилась до 1%. По мнению экспертов ЮНКТАД, указанная тенденция связана в основном с ослаблением интереса инвесторов к нефтяной промышленности стран региона. Их внимание сосредоточивается в настоящее время преимущественно на обрабатывающей промышленности и сфере услуг.

В докладе отмечается, что в начале 80-х годов на долю восьми крупных ближневосточных производителей и экспортеров нефти (из пятнадцати стран региона) приходилось 96% общего притока капиталовложений в эту часть мира. К концу указанного десятилетия этот показатель снизился до 67%, а в середине 90-х годов распределение ПИИ между нефтедобывающими и прочими государствами было уже примерно равным. Во время нефтяного бума в первой половине 80-х годов среднегодовой приток ПИИ (почти исключительно в нефтяную отрасль) в Саудовскую Аравию достигал 5 млрд. долл. В 1990–1995 гг. данный индикатор не превышал 737 млн. долл.

Более равномерное распределение иностранных инвестиций между арабскими странами, безусловно, – само по себе явление положительное. Отход от ориентации исключительно на нефтяную отрасль и повышение внимания инвесторов к другим секторам экономики в арабском мире также заслуживает позитивной оценки. Определенную обеспокоенность руководства арабских государств вызывает наблюдающееся уменьшение общего притока иностранных инвестиций в экономику региона, что может привести к замедлению темпов их хозяйственного роста.

В этой связи следует подчеркнуть, что при всей противоречивости влияния иностранного капитала на воспроизводственный процесс и в целом на социально-экономическое развитие арабских государств нельзя не признать, что поступление сюда зарубежных инвестиций и вместе с ними современных технологий и «ноу-хау», несомненно, ведет к усилению производственно-технического потенциала этих стран, способствует положительным изменениям в отраслевой и технологической структуре их экономики, увеличивает возможности их промышленного развития.

Функционирование в арабских государствах сектора иностранного капитала существенно расширяет фонд накопления этих стран и прежде всего тех из них, где норма совокупного накопления невелика из-за ограниченности внутренних ресурсов. Кроме того, растут валютные резервы принимающих государств, так как помимо притока самого капитала в арабские страны поступает после реализации на внешнем рынке часть стоимости, произведенной в секторе иностранного капитала.

К положительным моментам деятельности иностранного капитала в арабских странах можно отнести рост вовлеченности этих стран в мировое капиталистическое хозяйство (МКХ). Государства Арабского Востока строят свою экономическую стратегию по целому ряду параметров с учетом импульсов, поступающих от МКХ. Проводниками этих импульсов, несущих более высокий уровень технологии и организации производства, являются иностранные и смешанные компании, национальные фирмы, контролируемые западным капиталом.

Неизбежным результатом увеличения степени вовлеченности арабских стран в мирохозяйственные связи в условиях сохранения в мировом хозяйстве отношений эксплуатации и дискриминации является усиление зависимости Арабского Востока, как и других частей «третьего мира», от этих связей. Усиление взаимодействия национальных экономик арабских стран с мировым хозяйством происходит также ценой снижения устойчивости экономического развития этих государств, они становятся более восприимчивыми к структурным и конъюнктурным колебаниям в мировой системе хозяйства.

Возможности для изменения существующего положения создают поступательный ход развития экономик арабских стран, рост емкости и диверсификация их внутренних рынков. Немалое влияние оказывает и контролирующая деятельность национального государства по регулированию условий привлечения капитала из развитых стран. Это проявляется в укреплении взаимодействия иностранного капитала с местными экономическими структурами, во все большем перемещении национальных капиталовложений в сектор обрабатывающей промышленности, росте числа смешанных компаний с участием иностранного капитала и случаев привлечения западного капитала на неакционерной основе.

Вообще решение проблемы более широкого привлечения внешних инвестиций, особенно в реальный сектор, видится в дальнейшем развитии и последовательной либерализации экономики и внешнеэкономических связей арабских стран, их финансовых рынков, реорганизации государственных финансовых систем с одновременным повышением роли рыночных рычагов и механизмов (налогов, тарифов, процентных ставок и т.п.), в новых инициативах по улучшению инвестиционного климата.

По мнению многих западных и арабских аналитиков, подобная политика должна быть дополнена структурными изменениями, включающими преодоление бюрократических препон и внедрение строгого мониторинга банковской системы. С целью поощрения более широкого участия частного капитала, в том числе иностранного, в экономическом развитии арабских стран необходимо создать адекватную нормативную базу, внедрить прозрачную финансовую отчетность корпоративных структур, банков и правительства.


Список источников и литературы


1.                Георгиев А.Г., Озолинг В.В. Нефтяные монархии Аравии. – М., 1983.

2.                Хаваджикия М.Х. Ат-Такамуль аль-иктисадий фи-ль-халидж аль-арабий. – Аль-Кувейт, 1978.

3.                Иностранный капитал и иностранное предпринимательство в странах Азии и Северной Африки. – М., 1977.

4.                Михин В.Л. Кувейт. – М., 1984.

5.                Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. – М., 1990.

6.                Стоклицкий С.Л. Роль государства в мобилизации внутренних накоплений стран Магриба. – М., 1975.

7.                Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика. – М., 1970.

8.                Руденко Л.Н. Основные проблемы развития экономики и внешнеэкономических связей Ирака (1968–1975 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 1975.

9.                Развитие капитализма в арабском мире. – М., 1988.

10.           Рынки Ближнего Востока. – М., 1997.

11.           Арабская Республика Египет. Справочник. – М., 1990.

12.           Конъюнктура в странах Азии, Африки и Латинской Америки. – М.: ВНИКИ, 1992.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.