Рефераты. Привлечение и защита иностранных инвестиций в Исламской республике Иран

Привлечение и защита иностранных инвестиций в Исламской республике Иран

Привлечение и защита иностранных инвестиций в Исламской республике Иран

иран иностранный инвестор капиталовложение

В июле 2002 г. в Иране вступил в силу Закон о привлечении и иностранных инвестиций, который открыл качественно новый этап притока иностранных капиталовложений в ИРИ и расширил сферу возможностей и гарантий действующим на территории Ирана иностранным, в том числе российским, инвесторам.

В этой связи обстоятельное изучение законодательного регулирования вопросов, связанных с иностранными инвестициями в ИРИ, а также анализ деятельности иностранных инвесторов в этой стране может представлять серьезный интерес для российских компаний на иранском инвестиционном рынке, где для них имеется существенный неиспользованный потенциал.

В соответствии с тенденциями мирового экономического развития и глобализацией международной экономической системы иранское руководство предпринимает шаги по дальнейшей интеграции ИРИ в мировые экономические структуры, включая ВТО, по закреплению позиций Ирана на международных финансовых и торговых рынках. Реализация этих задач диктует, в частности, необходимость привлечения в страну значительного объема иностранных капиталовложений, что требует, в свою очередь, совершенствования и реформирования инвестиционной сферы. В последние годы иранским государством проводится активная работа по обновлению законодательной базы в отношении иностранных инвестиций и предоставлению иностранным инвесторам более благоприятных условий и гарантий сохранности их средств, вкладываемых в иранскую экономику.

Законодательное регулирование в этой сфере осуществляется в соответствии с Законом о привлечении и защите иностранных инвестиций от 2002 г. Следует подчеркнуть, что до принятия данного акта, создающего принципиально новые условия для деятельности иностранных инвесторов в Иране, эта сфера регулировалась одноименным Законом от 1955 г., который явно устарел и препятствовал ее нормальному развитию в соответствии с тенденциями мирового экономического процесса.

Проект нового законодательного акта вызвал разногласия и длительные дебаты между либеральным парламентом 6-го созыва (2000–2004 гг.) и консервативным Наблюдательным Советом. Его принятие затянулось на несколько лет. В августе 2000 г. проект этого закона был принят в первом чтении, а в мае 2001 г. ратифицирован иранским парламентом. Однако Наблюдательный совет трижды подряд отклонял данный законопроект. В результате только в июне 2002 г. Закон о привлечении и защите иностранных инвестиций был окончательно утвержден Советом по определению политической целесообразности принимаемых решений, который в спорах между Парламентом и Наблюдательным советом выступает в качестве арбитра функции. В соответствии с установленным в ИРИ законодательным порядком 28 июля 2002 г., через 15 дней после публикации текста закона в так называемой «Официальной газете»1, он де-юре вступил в силу.

Конечно, нельзя сказать, что новый закон об иностранных инвестициях в Иране соответствует основным западным стандартам и по своим положениям полностью совпадает с аналогичными законодательными актами стран с рыночной экономикой. Тем не менее для Исламской Республики Иран это – прогрессивный и существенный шаг вперед, позволяющий надеяться на привлечение в страну крупных иностранных инвесторов, на динамичный рост иностранных капиталовложений, в которых так нуждается иранская экономика.

Помимо указанного закона, правовая база ИРИ в области иностранных инвестиций включает ряд других законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты в этой сфере. Среди них Закон об учреждении Министерства экономики и финансов от 15 июля 1975 г., Закон об Организации по инвестиционному, экономическому и технологическому содействию от 3 июня 1975 г., Закон о владении недвижимым имуществом иностранными подданными от 6 июня 1931 г. Примечательно, что последний закон по-прежнему является действующим.

Иностранным инвестором в ИРИ считается физическое или юридическое лицо, имеющее иностранное, а также иранское гражданство, которое вправе осуществлять иностранные инвестиции на территории Исламской Республики Иран в соответствии с порядком, определяемым Законом о привлечении и защите иностранных инвестиций.

По иранскому законодательству, иностранный капитал, ввозимый в страну как в форме финансового (деньги, ценные бумаги), так и в форме нефинансового (объекты гражданских прав и имущества) капитала, подразделяется на следующие категории:

– денежные инвестиции в твердой валюте, конвертируемые в Иран преимущественно через банковскую систему или по другим каналам, однако при обязательном согласии и подтверждении Центрального Банка ИРИ;

– машины и оборудование;

– запасные части и компоненты, дополнительные детали и сырье;

– патенты, технологии «ноу-хау», торговые марки и специализированные услуги;

– переводимые из-за рубежа дивиденды иностранного инвестора.

Основным регулирующим органом в области иностранных инвестиций в Иран является Министерство экономики и финансов, а непосредственные исполнительные функции возложены на находящуюся в его подчинении Организацию по инвестиционному, экономическому и техническому содействию ИРИ (ОИЭТС), порядок деятельности которой определяется статьей 5 Закона об учреждении Министерства экономики и финансов от 15 июля 1975 г. Возглавляет ОИЭТС один из заместителей министра. Все обращения иностранных инвесторов по вопросам предоставления, ввоза, использования и вывоза капиталов должны быть направлены в данную организацию.

В своей деятельности ОИЭТС тесно взаимодействует с ключевыми министерствами и ведомствами экономического блока. С этой целью в каждом отраслевом министерстве или ведомстве назначается полномочный представитель, осуществляющий координацию между ОИЭТС и соответствующим подразделением. Кандидатуры полномочных представителей рассматриваются и назначаются руководителем каждого из таких министерств и ведомств, включая Министерство экономики и финансов, МИД, Министерство торговли, Министерство труда и социальных дел, Центральный Банк, Таможенную администрацию, Центральное бюро по регистрации компаний и промышленной собственности.

Разработка общих принципов инвестиционной политики в Иране осуществляется Высшим советом по инвестициям в соответствии со статьей 7 Закона об ОИЭТС от 3 июня 1975 г. Членами Высшего Совета являются главы ведущих экономических министерств государства – экономики и финансов, сельского хозяйства, промышленности и рудников, а также МИД.

Вложение иностранным инвестором капитала в новое или существующее экономическое образование возможно после получения разрешения на осуществление инвестиций. Определяющую роль в принятии решений по тому или иному инвестиционному проекту играет Комиссия по привлечению и защите иностранных инвестиций (КПЗИИ), которая возглавляется заместителем министра экономики и финансов, по совместительству занимающим пост руководителя ОИЭТС. В состав КПЗИИ входят также заместители министра промышленности и рудников, иностранных дел, а также вице-президент Центрального Банка, заместитель руководителя Организации по управлению и планированию и президент Палаты по вопросам торговли, промышленности и шахт Ирана. В случае необходимости в состав КПЗИИ могут быть включены представители других заинтересованных министерств на уровне заместителей министров.

Процедура предоставления разрешения на привлечение иностранных инвестиций состоит из нескольких стадий и на первом этапе предусматривает согласование проекта в отраслевом министерстве, на втором – вынесение заключения ОИЭТС, на третьем – одобрение КПЗИИ и на четвертом – вынесение окончательного решения министром экономики и финансов и издание постановления Правительства ИРИ.

Как только иностранный инвестор определил своего потенциального иранского партнера, ему следует согласовать проект и получить разрешение в отраслевом министерстве. Имеется в виду получение т.н. установочной лицензии и заключение «базового соглашения». Затем подготовленный проект соглашения, копия ТЭО и соответствующая заявка, а также все необходимые документы, включая финансовые отчеты деятельности инвестора за три последних года, направляются в ОИЭТС. Эта организация обязана рассматривать заявки иностранных инвесторов и после соответствующей проверки давать свое заключение в форме подробного доклада Комиссии по привлечению и защите иностранных инвестиций в течение 15 дней с момента их получения. КПЗИИ, в свою очередь, после соответствующего рассмотрения вопроса выносит решение по заявке в течение 1 месяца. В случае положительного решения КПЗИИ по согласованию с Министерством экономики и финансов готовит представление в Кабинет министров. На последнем этапе требуется подтверждение данного решения министром экономики и финансов ИРИ, после чего издается постановление Кабинета министров, являющееся официальным разрешением для формирования совместного предприятия и начала практической реализации проекта.

Привлечение иностранных инвестиций в ИРИ осуществляется при соблюдении внутренних законодательных актов и порядка его регулирования с целью развития производства в промышленной, горнодобывающей, сельскохозяйственной областях и сфере услуг. При этом руководство ИРИ исходит из следующих принципов:

1. Инвестирование должно сопровождаться обязательным стимулированием экономического роста и технологического развития, повышением качества производимой продукции, обеспечением выхода этой продукции на мировые рынки, ростом экспорта страны, увеличением занятости населения. Правительство ИРИ считает приоритетными те капиталовложения, которые способствуют увеличению национального дохода и приносят поступления в СКВ в государственный бюджет ИРИ.

2. Иностранное инвестирование не должно способствовать возникновению угрозы национальной безопасности, загрязнения окружающей среды, кризисов в национальной экономике или препятствовать производству, основанному на внутренних инвестициях.

3. Иностранное инвестирование не должно повлечь за собой наделение государством иностранного инвестора правом на учреждение концессии, подразумевающее предоставление иностранным инвесторам чрезвычайных прав на монополию в той или иной области.

4. Процентное соотношение производимой продукции с привлечением иностранного капитала и производимой на основе внутренних инвестиций должно быть таковым, чтобы выпуск продукции, производимой с привлечением иностранного капитала, не превышал 25% в каждом секторе экономики и 35% в каждом подсекторе, соответственно. Очень важным дополнением в этом отношении является то, что во всех отраслях производства экспортной продукции с привлечением иностранных инвестиций, кроме нефтедобывающей, данные процентные соотношения не являются строго обязательными.

Одновременно имеется ряд ограничений на привлечение и применение на территории ИРИ иностранного капитала. В частности, законодательство, регулирующее сферу иностранных инвестиций, распространяется на компании лишь тех стран, в которых иранские компании могут функционировать в режиме, не менее благоприятном, чем национальный. Помимо этого, не разрешается привлечение капитала в сферу услуг, в частности в торговый сектор и банковскую систему. Не дозволяется также создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом. Обязательным условием является отсутствие противоречий между формами, видами и целями деятельности иностранных инвесторов в ИРИ и исламскими принципами и нормами, в том числе в экономической сфере.

В случае принятия решения об инвестировании иностранные компании стремятся заручиться поддержкой ОИЭТС с целью получения гарантий сохранности своих инвестиций в ИРИ. В свою очередь, ОИЭТС выражает готовность к оказанию иностранным инвесторам правовой поддержки и защиты в тех проектах, в которых она (и, соответственно, иранское правительство) заинтересована.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.