В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.
До принятия Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г. были не редки случаи нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов, а особенно в случае разрыва дипломатических отношений или вооруженного конфликта. Так, например, в своей книге "Страницы дипломатической истории", В.М. Бережков приводит примеры грубого нарушения германскими властями дипломатических привилегий и иммунитетов: "22 июня эсэсовцы ворвались в помещение посольства. Вскоре прибыл закрытый черный фургон, в него втолкнули сотрудников, и повезли их в гестапо. Там их бросили в одиночную камеру. По несколько раз в день вызывали на допрос, били, пытаясь выведать секретную информацию, заставляли подписать какие-то бумаги".[18, c.63]
Аккредитующее государство может вверить охрану помещений своего представительства вместе с его имуществом и архивами третьему государству, приемлемому для государства пребывания.
Аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания (ст. 45).
Специальная ст. 20 конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.
В соответствии с принятыми в Республике Беларусь Правилами применения "Положения о государственном флаге Республики Беларусь".[12]
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь в дни национальных праздников, траурные и другие дни с учетом местной практики страны, где находится соответствующее дипломатическое или консульское представительство Республики Беларусь, в другие дни по особому указанию Министерства иностранных дел Республики Беларусь и ежедневно в тех странах, где это принято согласно с местным обычаем.
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается (устанавливается) на транспортных средствах дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь, на морских судах и других средствах передвижения, где в качестве официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Национального Собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное Собрание Республики Беларусь либо Совет Министров Республики Беларусь, Министр иностранных дел Республики Беларусь, посол или руководитель консульского учреждения Республики Беларусь с согласия этих лиц.
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, в дни национальных праздников республики.
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального Собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Государственный флаг Республики Беларусь поднимается с восходом солнца и опускается после захода солнца или по окончании празднеств, торжеств, траурных церемоний.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь обязано обеспечить выполнение дипломатическими и консульскими представительствами Республики Беларусь требований Положения о Государственном флаге Республики Беларусь и настоящих Правил.
Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища. Хотя в Венской конвенции 1961 года прямо о не предоставлении убежища ничего не говорится, в ней содержится положение, которое позволяет трактовать его именно таким образом. Так, статья 41 конвенции (§ 3) гласит: "Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания".
Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследования (как правило, не применимого в отношении обычных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой для ожесточенных споров. В Европе, данная практика почти прекратилась. Сложившуюся ситуацию можно решить только путем переговоров, потому что Венская Конвенция, хотя и обеспечивает неприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым находящихся внутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое не распространяется действие Конвенции 1961г, с гарантией неприкосновенности и безопасности. [26, c.194]
Исключение из этого правила составляют латиноамериканские страны, которые заключили между собой специальные конвенции, позволяющие использовать помещения дипломатического представительства для предоставления политического убежища.
Договорное оформление этот институт получил в Гаванской конвенции об убежище от 20 февраля 1928г.
Налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
Предоставляемые дипломатам привилегии и иммунитеты, в том числе и налоговые, необходимы им в первую очередь для успешного выполнения возложенных на них дипломатических функций.
Конвенция подтверждает установившуюся международную практику освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.) (статья 23 п.1).
Однако фискальные изъятия, о которых говорится в п.1, статьи 23 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства.
Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cтатья. 28).
Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.
Иногда происходили случаи злоупотребления дипломатическими иммунитетами.
Как пример можно привести случай описанный в книге И.П. Блищенко "Дипломатическое право". Им является "дело Росаля".
Посол Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио Росаль в октябре 1960 г. был задержан полицией в Нью-Йорке. При нем оказалось 116 фунтов наркотика героина на сумму 4 миллиона долларов. Полиция сообщала, что этот дипломат давно занимается тайной спекуляцией наркотиками и его частые за последнее время поездки в США связаны не с его дипломатической миссией, а со спекуляцией. На следующий день правительство Гватемалы поспешило объявить о снятии его с дипломатического поста, отказавшись от его иммунитета. [17, c.87]
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (статья 44 Конвенции 1961г.).
Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Этот освященный тысячелетними традициями обычай приобретает с точки зрения международного права нормативный характер. "Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой- бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство" (статья 29).
Одновременно Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает, что частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Понятие "частная резиденция дипломатического агента" охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице). [17, c.83]
Его бумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуется неприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (статья 31).
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29—36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. закрепляют общепринятую практику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений, содержащихся в аналогичных документах.
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
По состоянию на 1 марта 2000 года Республика Беларусь признана 144 государствами мира, со 133 из них установлены дипломатические отношения. Республикой Беларусь заключен 831 двусторонний международный договор с зарубежными странами и международными организациями. Беларусь является участником более 700 многосторонних договоров. [29]
Одним из важнейших условий эффективной деятельности дипломатических представительств на территории Республики Беларусь является их изъятие из юрисдикции государства пребывания и пользование льготами и преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются, т.е. так называемыми привилегиями и иммунитетами.
Основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, при главах государств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, подписанная Белорусской Советской Социалистической Республикой 18 апреля 1961 года, ратифицированная Верховным Советом БССР 6 апреля 1964 года и вступившая в силу для Республики 13 июня 1964 года. Данная Конвенция регулирует виды привилегий и иммунитетов, предоставляемых дипломатическим представительствам (ст.20,22,23,24,27,28 конвенции) и их сотрудникам (ст.29-39 конвенции) на территории государства пребывания, подразделяя, таким образом, привилегии и иммунитеты, на привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов, которые принято называть личными привилегиями и иммунитетами. [25, c.165]
На данный момент в Республике Беларусь действует Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года. [24, c.386] Вместе с тем, некоторые нормы Венской конвенции нашли отражение во внутреннем законодательстве Беларуси. Так, например, Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" [9] в части 40 статьи 5 содержит положение, в соответствии с которым от налогов освобождается "стоимость товаров и услуг, предназначенных для официальной деятельности иностранных дипломатических представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, которые живут вместе с ними, при сохранении принципа взаимности государствами, на территории которых находятся дипломатические представительства Республики Беларусь". Такие нормы содержатся также в Законе Республики Беларусь от 3 июня 1993 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (статья 27) [10], Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (статья 21) [6], Таможенном кодексе Республики Беларусь (статья 70) [7].
Страницы: 1, 2, 3, 4