- несоблюдение или нарушение нормативных актов или письменных предписаний Нацбанка;
- предоставление заведомо ложной отчетности Нацбанку либо не предоставление отчетности вообще;
- неоплата уставного фонда в течение года со дня получения лицензии;
- банкротство банка;
- нарушение законодательства в части, касающиеся правоспособности по совершению тех или иных операций и др. (ст. ст. 48-49 Указа).
Принудительная ликвидация банков по решению правления Нацбанка осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой Нацбанком (ст. 70 Указа о банках).
Дополнение к вопросу № 5
Банковская деятельность
Законодательством предусмотрен перечень операций, рассматриваемых как банковская деятельность. К таким операциям в соответствии со ст. 30 Указа О банках относятся: прием депозитов, кассовые операции, открытие и ведение корреспондентских счетов, ссудные операции, клиринговые операции, доверительные операции, сейфовые операции, ломбардные операции, эмиссия чеков, организация обменных операций с иностранной валютой, инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей.
Кроме того при наличии лицензии Нацбанка банки могут осуществлять следующую деятельность: покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу драгметаллов и иных ценностей; инвестиционные операции за рубежом; гарантийные операции; сдачу в аренду имущества с сохранением права собственности арендателя и сдаваемое имущество; эмиссию собственных ценных бумаг; факторинговые операции; форфентинговые операции (ст. 30 Указа).
7. Предмет и понятие финансово-банковского права.
Методы правового регулирования в финансово-банковском праве.
Финансово-банковское право это институт (подотрасль) финансового права, регулирующий отношения связанные с организацией и контролем за банковской деятельностью в Республике, а также опосредующий отношения по участию государственных финансовых институтов в финансовых отношениях (денежно-кредитная политика Нацбанка, валютное регулирование, банковская деятельность).
Предметом финансово-банковского права являются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности, денежного обращения, расчетов и валютных отношений.
Методы, используемые в финансово-банковском праве разделяются на:
- императивные (Нацбанк и другие участники банковских отношений);
- диапозитивные (Коммерческие банки и их клиенты);
Задача № 4
Понятие страхования и страховой деятельности
Отношения связанные со страхованием в РК регулируются в настоящее время Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 3.10.95 “О страховании”, а также ГК РК и др. нормативно-правовыми актами.
Согласно ст. 1 Указа О страховании, страхование представляет собой отношение по имущественной защите интересов физических и юридических лиц (застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев посредством выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Страховая деятельность это разновидность коммерческой деятельности, осуществляемая на основе лицензии, связанная с предоставлением страховщиком услуг по страхованию и перестрахованию рисков.
2. Виды страхования
В законодательстве и в теории основными классификационными признаками разделения страхования на виду служат: 1) признак объекта; 2) способ заключения.
По объектам различают имущественное и личное страхование. По способу заключения или точнее степени обязательности: добровольное и обязательное.
К имущественному страхованию относится страхование имущества и риска его гибели (страхования предпринимательских рисков, страхование гражданско-правовой ответственности владельцев источника повышенной опасности и пр.). Личное неимущественное страхование это страхование жизни и здоровья и пр.
Отличие между обязательным и добровольным страхованием заключается в том, что обязательное страхование осуществляется на основе законодательства. Добровольное страхование строится на соглашении сторон, по принципу равенства и диспозитивности.
В РК разработан ряд актов, регулирующих обязательное страхование. Например, действует Указ Президента, имеющий силу Закона от 15.06. 1995 “О медицинском страховании, кроме того разработано Постановление Правительства Республики Казахстан Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств.
3. Орган государственного страхового надзора
Функции и права Госстрахнадзора
Согласно ст. 40 Указа О страховании государственный страховой надзор в РК осуществляется Госстрахнадзором.
Функции Госстрахнадзора являются:
-выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
-контроль за соблюдением гражданами и юр. лицами законодательства об обязательном страховании;
-контроль за соответствием договоров страхования законодательству;
-контроль за недопустимостью деятельности зарубежных страховщиков (ст. 41 Указа).
Правомочия Госстрахнадзора сводятся к следующим:
- получение от страховщиков отчетности;
- проведение проверок;
- обращаться в суд с исками;
- давать страховщикам обязательные для исполнения предписания;
- приостанавливать действия лицензий на право осуществления страховой деятельности и др. (ст. 42 Указа).
4. Деятельность иностранных юридических лиц и иностранных граждан на территории Казахстана в области страхования
Ныне действующее законодательство РК о страховании исходит из принципа необходимости поддержки отечественных страховщиков путем запрета иностранным субъектам возможности осуществления страхования на прямую (п. 2. Ст. 8 Указа).
В соответствии с п. 2. Ст. 8 Указа О страховании иностранные юридические лица, включая иностранные страховые организации и иностранные граждане вправе быть участниками страховых и перестраховочных организаций с максимальной долей участия в уставном фонде не более 50%.
Иностранные субъекты могут осуществлять перестраховочную деятельность в Казахстане через филиалы и представительства (п. 3. Ст. 8 Указа).
Иностранные субъекты могут также оказывать посреднические услуги страховщикам РК по перестрахованию за рубежом в виде брокеров, филиалов и представительств (п. 4 ст. 8 Указа).
5. Участники страховых отношений; страхователи,
страховщики, застрахованные,
выгодоприобретатели
Страхователь - это лицо заключившее договор страхователя. Им может быть любое правосубъектное лицо (физическое или юридическое).
Страховщик - это коммерческая организация, занимающаяся страховой деятельностью, имеющая на это лицензию.
Застрахованные - лица, в отношении которых осуществляется страхование. Согласия застрахованного, являющегося третьим лицом, при заключении договора не требуется. Как правило застрахованный должен иметь интерес в сохранении объекта (предмета) страхования.
Выгодоприобретатель - лицо, которое в соответствии с договором или законодательством об обязательном страховании является получателем возмещения.
6. Договор страхования, страховой случай,
прекращение договора страхования, двойное страхование, сострахование и перестрахование
Договор страхования - это соглашение между страхователем и страховщиком, по которому первый обязуется оплатить страховые платежи, а второй выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая.
Страховой случай - это событие, с наступлением которого договор страхования предусматривает выплату страхового возмещения (ст. 20 Указа).
Случаи прекращения договора страхования. Законодательством о страховании предусмотрены специальные помимо оснований, предусмотренных в ГК РК случаи прекращения договора страхования:
-прекращение существования объекта страхования;
-при смерти застрахованного, не являющегося страхователем;
-отчуждение страхователем объекта имущественного страхования;
-не внесение страхователем очередных страховых взносов;
-выплата страховщиком страхового возмещения по первому наступившему страховому случаю и др. (ст. 26 Указа).
Двойное страхование - это страхование одного и того же объекта у нескольких страховщиков. При этом в случае наступления страхового случая каждый из страховщиков выплачивает возмещение в соответствии со своим договором. Однако общая сумма возмещений не может превышать реального ущерба (ст. 31 Указа).
Сострахование - это страхование одного субъекта у нескольких страховщиков по одному договору (ст. 33 Указа).
Перестрахование - обеспечение страховщиком покрытия риска исполнения своих обязательств у другого страховщика (ст. 34 Указа).
7. Предмет и понятие финансово-страхового права
Финансово-страховое право это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды.
Предметом финансово-страхового права являются отношения государственных органов в сфере страхования по обеспечению централизованного создания страховых фондов, отношения между Госстрахнадзором и страховщиками, отношения по добровольному и обязательному страхованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Химичева Н. И. Финансовое право. - М., Бек, 1995, - 525 с.
2. Гуреев В. И. Налоговое право. - М., Экономика, 1993, - 255 с.
3. Пепеляев С. Г. Основы налогового права. - М. Инвест фонд, 1995,- 465 с.
4. Ефимова Л. НГ. Банковское право. - М., Бек, 1994.
- Указ Президента, имеющий силу Закона от 3 октября 1995 г. “О страховании.
- Указ Президента, имеющий силу Закон от 30 марта 1995 г., “О Национальном банке Республики Казахстан”.
Указ Президента, имеющий силу закона от 14.04.93 “О валютном регулировании.
Экономика нашей страны в 70-е, 80-е годы была по существу замкнутой и закрытой, потому что не была вовлечена в те качественные изменения, которые определяли развитие экономических отношений в мире.
Наблюдается постепенное стирание экономических границ между странами, создается единый экономический организм, подчиняющийся одним и тем же общим законам. Национальная политика в области экономики отдельно взятой страны будет эффективной только тогда, когда она скоординирована с экономическими стратегиями других стран. Весомое тому подтверждение - пример Европейского союза (ЕС). Конечно, от экономической интеграции выигрывают все страны, но выигрывают по-разному: одни больше, другие - меньше.
В 1991 году перестала существовать общесоюзная система централизованного планирования, происходит переход к рыночной экономике.
Став независимым суверенным государством, Казахстан получил возможность самостоятельно осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность. Современный этап внешнеэкономической деятельности характеризуется существенными изменениями в установлении договорных связей с иностранными государствами. В процессе экономических реформ в Казахстане предприятия получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, самостоятельно заключать коммерческие контракты с иностранными контрагентами.
В этой связи представляется особенно важным изучение контрактного права РК, а также изучение международных актов. Законодательство РК в данной области не достаточно усовершенствовано. Юридическая наука регулярно изучает данную проблему, разрабатывает теоретическую основу, выдвигает механизмы совершенствования. На современном этапе меняется методологический подход правового регулирования внешнеэкономических отношений.
Важным условием в процессе совершенствования контрактного права Республики Казахстан является практика международной коммерческой деятельности государства и его субъектов.
Казахстан стал членом многих международных организаций, ратифицировал ряд международных конвенций.
Процесс дальнейшего развития контрактного права, думается, должен сопровождаться заключением Республикой Казахстан с иностранными государствами, с государствами СНГ двусторонних соглашений о взаимном сотрудничестве, об оказании правовой помощи, об отмене опытом, информацией в области заключения и исполнения коммерческих контрактов.
Данные выводы не исчерпывают всего многообразия проблем унификации законодательства. Необходимы усилия многих ученых-юристов: теоретиков и практиков в деле дальнейшего развития контрактного права в Республике Казахстан.
1. Богуславский М. М. Международное частное право. - М.: Международные отношения, 1994.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
3. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Под ред. В. П. Мозолина. - М. 1980.
4. Зыкин И. С. Договор во внешнеэкономической деятельности. - М.: Международные отношения, 1990.
5. Международные расчеты по коммерческим операциям. - М. : Консалтбанкир, 1992.
6. Назаров В. Англо-американское торговое право. - М. : ИНФОСЕРВ, 1994.
7. Сарсембаев М. А. Международное частное право.
8. Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. - М. : ТАНТРА, 1994.
9. Фолсом Р. Х., Гордон, Дж. А. Спаногл. Международные сделки. - М.: Логос, 1996.
10. Шмиттгофф. Экспорт: право и практика международной торговли. - М. : Кор. лит., 1993.
11. Зыкин И. С. Форма и порядок подписания внешнеэкономических сделок // Государство и право, 1993 г.
12. Венская конвенция международной купли-продажи товаров, 1980 г.
13. Гражданский кодекс Республики Казахстан.
14. ИНКОТЕРМС-90.
15. Указ Президента РК от 11 января 1995 г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности”.
Страницы: 1, 2, 3