Рефераты. Правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Болгарии

Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.

Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения. Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.

Таким образом, валютный курс является опосредствующим звеном прямого административного вмешательства государства во внешнюю торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного фонда валютный контроль может иметь лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного рынка.

Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.

5. Международные организации во внешнеэкономической деятельности


Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 г. заменена на Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО - международная организация, действующая на базе международного многостороннего соглашения, регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

Соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 130 стран. Это страны с развитой рыночной экономикой, большинство развивающихся и некоторые восточноевропейские (Венгрия, Польша, Румыния). Белоруссия и другие государства-члены СНГ готовятся вступить в члены ВТО.

Вступление в ВТО дает странам определенные преимущества. Так, они располагают друг о друге необходимой информацией относительно внешнеэкономической политики, принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли, предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др.

Вместе с тем участие в ВТО предполагает и ряд обязательств со стороны государств. В частности, они должны перейти к рыночной экономике, ограничить использование нетарифных ограничений, не повышать уровень таможенных пошлин, не субсидировать экспорт, регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, внешнеэкономической политике, состоянии внешней торговли.

Основными принципами деятельности ВТО являются:

1) применение во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования, то есть предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Это важнейший принцип ВТО. Он ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торговле;

2) установление взаимных уступок стран-участниц в таможенных тарифах.

Переговоры об уступках в таможенных тарифах на основе взаимности проводятся в двустороннем порядке в отношении пошлин на товары, по которым одна страна является главным поставщиком этого товара в другую страну. При этом согласованные в двустороннем порядке таможенные уступки в силу принципа наиболее благоприятствуемой нации распространяются автоматически на остальные страны-участницы ВТО.

Таможенные уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их.

Переговоры о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в несколько лет тарифных конференциях;

3) недискриминация стран-участниц во внешней торговле;

4) либерализация внешней торговли, в том числе отказ стран от количественных ограничений импорта.

Высшим органом ВТО являются сессии, а исполнительным - совет представителей. Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты, среди них: Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Основной формой работы ВТО являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия "раундов". За всю историю деятельности ВТО было проведено несколько таких "раундов". Важнейшие из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.) и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).

Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является Совет таможенного сотрудничества, одно из главных направлений деятельности которого - создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка. В числе других направлений - разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.


6.                Правовое регулирование торгово-экономических отношений РФ и РБ


Торгово-экономические отношения между Россией и Болгарией развиваются в рамках стратегической линии на расширение многопланового взаимодействия России со странами Евросоюза (Болгария – член ЕС с 1 января 2007 г.).

Россия занимает 1-е место по экспорту товаров в Болгарию и 4-е место (после Германии, Италии и Турции) по товарообороту. По данным ФТС России, за январь-ноябрь 2008 г. объём взаимного товарооборота составил 5,14 млрд.долл., при этом объём российского экспорта увеличился на 38,1% и достиг отметки в 4,5 млрд.долл., в то же время болгарский экспорт в Россию составил 0,6 млрд.долл.

Основа экспорта России в Болгарию энергоносители (92%), машины и оборудование - около 5%. Главными статьями болгарских поставок в Россию являются продукция химической промышленности (31%), машиностроения (24%), винодельческая продукция (23%), фармацевтика (15%).

В 1992 г. создана Российско-Болгарская Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Сопредседателем российской части МПК является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.С Собянин, болгарской – Министр экономики и энергетики С.Дянков. Состоялось двенадцать сессий, последняя – 8-9 октября 2008 г. в Софии – была приурочена к проведению Российской национальной выставки.

Проведена работа по адаптации договорно-правовой базы, регламентирующей двусторонние торгово-экономические связи после вступления Болгарии в Евросоюз. Проблемные вопросы, обозначенные Россией, зафиксированы в Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия – Евросоюз от 24 апреля 2007 г., подписанным одновременно с Протоколом к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, распространяющим действие СПС на новых членов – Болгарию и Румынию. В ходе рабочего визита в Москву 6-8 мая 2007 г. Премьер-министра Республики Болгарии С.Станишева были подписаны межправительственные соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в сфере туризма, о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной собственности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, а также об обмене и защите классифицированной информации.

Во время двусторонней встречи В.В. Путина с Президентом Г. Пырвановым 24 июня 2007 г. в рамках Балканского энергетического саммита в Загребе достигнута договорённость о присоединении Болгарии к новому маршруту доставки российского природного газа в Европу "Южный поток". 8 февраля 2007 г. в Москве состоялись переговоры В.Б. Христенко с Министром экономики и энергетики Болгарии П. Димитровым, по итогам которых сторонами подписано Совместное заявление о сотрудничестве в газовой сфере с целью заключения межправсоглашения по участию Болгарии в реализации проекта "Южный поток", которое было подписано 18 января 2008 года в ходе официального визита В.В. Путина в Болгарию.

4 сентября 2006 г. в ходе трёхстороннего саммита Россия – Болгария – Греция в Афинах принято решение о начале практической реализации проекта строительства нефтепровода "Бургас-Александруполис". 18 января 2008 г. в Софии в ходе официального визита В.В. Путина в Болгарию было подписано российско-болгарско-греческое соглашение акционеров в отношении проекта нефтепровода "Бургас-Александруполис".

29 ноября 2006 г. в Софии подписано соглашение между "Атомстройэкспортом" и Национальной электрической компанией Болгарии о строительстве АЭС "Белене" (вступило в силу 2 января 2007 г.). Общая стоимость проекта составит 3,997 млрд. евро. 7 декабря 2007 г. Еврокомиссия одобрила проект сооружения АЭС. 18 января 2008 г. во время официального визита В.В. Путина в Болгарию подписано генеральное соглашение о строительстве новой энергомощности, а также заявлено, что в российском федеральном бюджете на 2008 г. и 2009 - 2010 гг. заложены средства для предоставления НЭК кредита для строительства станции. Общий объем кредитных средств составляет 3,8 млрд.евро. Данное предложение подтверждено во время встречи В.В. Путина с С. Станишевым 18 сентября 2008 г. в Сочи. 3 сентября 2008 г. состоялась официальная церемония запуска строительства станции.

В августе 2007 г. Агентство по приватизации Болгарии подписало со словенской компанией HSE договор о приватизации ТЭС "Русе". В качестве финансового партнёра словенцев выступила российская компания ОАО "Мечел". Это позволило компании участвовать в дальнейших постприватизационных процедурах с целью приобретения станции.

Проявляется взаимный интерес к углублению взаимодействия в транспортной сфере. Значительным прорывом стало подписание 18 января 2008 г. межведомственного соглашения об организации железнодорожно-паромной линии между черноморскими портами России и Болгарии (порт "Кавказ" - порт "Варна"), что стало практическим решением проблемы налаживания прямых транспортных связей между Россией и Болгарией. Новым масштабным и перспективным совместным проектом в транспортной сфере является возможное подключение Болгарии к организации транспортного маршрута Дунай – Черное море – Дон – Волга – Балтика в увязке с проектом расширения Волго-Донского канала.

Активно развивается инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в экономику Болгарии составляют порядка 550 млн.дол. США. Наиболее крупным инвестором является ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", владеющий 93% акций болгарской нефтеперерабатывающей компании "ЛУКОЙЛ-Нефтохим-Бургас". Объем инвестиций в модернизацию "Нефтохима" достиг 400 млн.долл. США.

Важным фактором совершенствования структуры торговли является использование незадействованных резервов межрегионального сотрудничества. В последние годы протокольный обмен делегациями всё чаще стал сменяться насыщенными деловыми визитами руководителей регионов с участием представителей мелкого и среднего бизнеса. Устойчивую динамику развития межрегионального сотрудничества демонстрируют Москва и София, Московская и Софийская области, Ульяновская и Габровская области. Среди других российских регионов, активно развивавших отношения с Болгарией, - Санкт-Петербург, Татарстан, Владимирская область. В мае 2008 года состоялся очередной визит мэра Москвы Ю.М.Лужкова в Софию, а также были установлены связи между Курганской и Благоевградской областями.

Россия и Болгария активно содействуют взаимному продвижению сотрудничества в сфере туризма. В 2008 году Болгарию посетило около 300 тыс. российских туристов, рост российского турпотока составил 18%. В целях реализации межправсоглашения о сотрудничестве в области туризма разработан План совместных действий на период 2008-2009 гг. В рамках обмена национальными годами с Болгарией Россия приняла участие единым национальным стендом в болгарской туристской выставке "Отдых", а также состоялся российско-болгарский форум по развитию туристской инфраструктуры.



Заключение


Международные экономические отношения предполагают не только обеспечение ресурсами и рынками сбыта участвующих стран, взаимодополняемость национальных экономик, внешнеэкономическую деятельность предприятий, но и торгово-политические мероприятия правительств, международных организаций. Государства принимают активное участие в развитии внешнеэкономической деятельности путём целенаправленного воздействия на определённые сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие производится с помощью комплекса специальных средств, которые можно разделить на: экономические и административные.

Рассмотрев все основные группы специальных средств, а также некоторые торгово-экономические сделки между Россией и Болгарией можно сделать вывод, что между Россией и Болгарией происходит достаточно значительное количество торгово-экономических сделок, которые совершаются на правовой основе. В последние годы, а именно с 2007 г., т.е. года вступления Болгарии в ЕС правовая база Болгарии начала меняться и сближаться с правовой базой ЕС. Пока ещё этот процесс до конца не завершён. С течением этих изменений меняется и правовая база в области торгово-экономических отношений между РФ и РБ.


Список литературы

1.                 Международные экономические отношения/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: Юнити, 2009.

2.                 Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток Запад, 2009.

3.                 Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов -на –Дону: Феникс, 2007.

4.                 Вавилова Е.В., Бородулина Л.П. Международная торговля. – М.:Гардарики, 2006.

5.                 Краткий экономический словарь/Под ред. Азрилияна А.Н. – М.: Институт новой экономики, 2007.

6.                 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2008.

7.                 Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 2004.

8.                 Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. – М.: Международные отношения, 2007.

9.                 Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Е.Г.Ищенко. – М., Новосибирск: ИРИЦ Сибирь, 2007.

10.            Конституция Российской Федерации, 1993 г.

11.            Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с последующими изменениями).

12.            Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последующими изменениями).

13.            www.torgpredstvo.ru – Торгпредство РФ.

14.            www.mi.government.bg – Министерство экономики, энергетики и туризма Республики Болгарии.

15.            www.mfa.bg – Министерство иностранных дел Болгарии.

16.            www.nsi.bg – Национальный статистический институт Республики Болгарии.

17.            www.minprom.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.