Рефераты. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

Практически любая крупная монополия стремится вложить свои капиталы в иностранное производство, т.е. пытается стать многонациональной или транснациональной. На 50 крупнейших американских корпораций в середине 70-х гг. приходилось 60% общего объема прямых американских инвестиций за границей, а 300 компаний контролировали 90% указанных капиталовложений [10, с.4].

Последний признак позволяет отграничить ТНК от капиталистических компаний, имеющих зарубежные филиалы, но по своим размерам не являющихся монополиями.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что наиболее ха­рактерной особенностью ТНК является несоответствие между экономи­ческим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т.д.) [4,с.123]. 
















Раздел 3 Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Молдова

3.1 Правовой статус иностранного юридического лица

 Конституция Республики Молдова в пункте h, части 2, статьи 126 обеспечивает неприкосновенность инвестиций иностранных юридических и физических лиц. Помимо Конституции  правовое положение иностранных юридических лиц в Молдове определяется как правилами национального  законода­тель­ства, так  и положениями международных договоров, одной из сторон которой является Республика Молдова [1, с.86].

Действующий порядок определения правового положения юридических лиц закреплен в статье 56 ГК РМ, согласно которой иностранные юридические лица приравнены к юридическим лицам Республики Молдова. Согласно статье 1598, иностранные юридические лица осуществляют в Республике Молдова коммерческую и иную деятельность, регулируемую гражданским кодексом, в соответствии с положениями, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Молдова, если законодательством Республики Молдова для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное. Таким образом, объем правоспособности иностранного юридического лица ни чем не отличается от объема правоспособности  юридического лица Республики Молдова.

 Как уже отмечалось выше Молдова, в качестве определения личного статута иностранного юридического лица исходит из критерия инкорпорации, т. е. национальным законом юридического лица считается закон государства, где это юридическое лицо учреждено. Данная концепция закреплена в статье 1596 ГК РМ. Из этой позиции следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государствен­ную  принадлежность  оно  имеет. Личным законом  иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностран­ному праву, считается право страны, где эта организация учреж­дена.   Например,   если   личным   законом  полного   товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что лич­ным законом является молдавский закон, аналогичное образо­вание будет рассматриваться как юридическое лицо.

Этим же законом определяются вопросы создания и прекращения юридического  лица,   реорганизации  юридического  лица, включая правопреемство, содержания его правоспособности, способности отвечать по своим обязательствам. Однако, согласно п. 3 статьи 1596 ГК РМ, юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное закону государства, в котором орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет установлено, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном ограничении.

Таким образом, республика Молдова не ушла далеко от стран СНГ, закрепив в качестве определения личного статуса иностранного юридического лица критерий инкорпорации.


3.2 Правовое регулирование иностранных инвестиций. 

Источником  правового  регулирования  данного  вопроса  является  закон «об инвестициях в предпринимательскую деятельность» от 18 марта 2004 года (далее «закон об инвестициях») [1, с.86]. Закон направлен на важность привлечения инвестиций, необходимость их поощрения и защиты путем создания стабильных и равных условий правового, социального и экономического характера для инвестиционной деятельности, предоставления равных гарантий иностранным и отечественным инвесторам, а также предупреждения и устранения барьеров, препятствующих инвестиционной деятельности.

Непосредственно, понятие инвестиции дается в статье 3, и представляет собой  совокупность ценностей (активов), вкладываемых в какую-либо предпринимательскую деятельность на территории Республики Молдова, в том числе на основе договора финансового лизинга, с целью получения дохода. Те доходы, которые получены в результате инвестиций и вложены в предпринимательскую деятельность на территории Республики Молдова, также считаются инвестицией. Определение категории  "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя,  поскольку, таким  образом, определяется круг правоотношений,  попадающих под регулирование данного закона.  Обобщая это определение можно сказать,  что  иностранные инвестиции  являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,  вывезенным из одного государства и вложенным  в  предприятие  (или  дело)  на территории другого государства.

Иностранные инвестиции осуществляются в следующих формах: право собственности на движимое и недвижимое имущество, а также иные вещные права; любое право, предоставленное на основании закона или договора, любая лицензия или разрешение, выданные в соответствии с действующим законодательством, в том числе концессии на изыскание, культивирование, добычу или разведку природных ресурсов; права, вытекающие из акций, долей или других форм участия в коммерческих обществах; денежные средства; права, вытекающие из долговых обязательств или других форм обязательств перед инвестором, имеющих экономическую и финансовую ценность; права на интеллектуальную собственность: права на промышленную собственность (патенты на изобретения, полезные модели, товарные  знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, промышленные модели и рисунки, патенты на сорта растений, топографии интегральных микросхем), авторские права и другие смежные права, коммерческая тайна (ноу-хау), гудвилл.

 Форма, в которой ценности были инвестированы, а также последующее изменение этой формы не отражаются на их характере как инвестиций.

В качестве инвестора закон определяет лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в Республике Молдова, а именно:

а) физическое лицо - иностранный гражданин с постоянным местом жительства в другом государстве либо лицо без гражданства с постоянным местом жительства за пределами Республики Молдова;  

b) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством другого государства, с постоянным местонахождением в этом государстве либо юридическое лицо с местом нахождения, центральной администрацией или основным местом деятельности, зарегистрированными в другом государстве;

c) организация либо ассоциация, созданная в результате заключения договора между государствами или другими субъектами международного права (ст. 3 закона об инвестициях).

Всем иностранным инвесторам предоставляется свобода осуществления инвестиций, в соответствии с которой, они могут вкладывать свои инвестиции во все области предпринимательской деятельности на всей территории Республики Молдова  в соответствии с действующим законодательством, если это не затрагивает интересы национальной безопасности, не нарушает положения антимонопольного законодательства, нормы охраны окружающей среды, здоровья населения и общественного порядка.

Иностранными инвесторами могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями:

1.              Предприятия, уставный капитал которого частично состоит из иностранных инвестиций (т. е. на паях с местным предпринимателем).

2.              Предприятия, уставный капитал которого полностью состоит из иностранных инвестиций.

В случае, если иностранный предприниматель решил завладеть национальным предприятием, выкупив полностью все его паи (общество с ограниченной ответственностью), или акции ( акционерное общество), то такое предприятие приобретает статус предприятия с иностранным капиталом. А в случае покупки какой-либо определенной доли предприятия, первоначально созданного без иностранного капитала, то такое предприятие приобретает статус совместного предприятия.

       Максимально уровняв иностранных юридических лиц с местными и создав им ряд значительных гарантий на уровне закона, законодатель создал все предпосылки для улучшения инвестиционных условий в Республике Молдова, а вот воспользуются ли этим инвесторы покажет только время. Однако уже сегодня правительство заявляет, что объем инвестиций к концу 2006 года составит 200-250 млн. долларов США.


3.3 Регистрация предприятий с иностранным капиталом.

Согласно статье 18 закона об инвестициях процедура регистрации предприятия с иностранными инвестициями идентична регистрации отечественного предприятия.  Таким образом, для того чтобы определить данную процедуру, следует заглянуть в общие нормы,  регистрации отечественных предприятий. Данные нормы содержит закон о государственной регистрации предприятий и организаций от 5.10.2000 г. [2, с.54].

Согласно статье 11 вышеуказанного закона для регистрации предприятия  необходимо предоставить следующие документы:

а) заявление о регистрации по утвержденному Палатой образцу;

b) решение о создании и учредительные документы предприятия или организации в зависимости от их организационно-правовой формы в двух экземплярах;

c) удостоверения личности учредителей или уполномоченных в соответствии с законом лиц, а также главного менеджера предприятия или организации;

 [Ст. 11 ч.(1) пкт.с) в редакции ЗП1246/18.07.02, MO117/15.08.02 ст.950]

с) удостоверения личности учредителей и главного менеджера;

d) документ, подтверждающий внесение учредителями (пайщиками) долей (паев) в уставный капитал предприятия в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством;

е) документ, подтверждающий уплату гербового сбора, а также документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

f) документ, подтверждающий, что учредители предприятия или организации не имеют задолженностей перед национальным публичным бюджетом, выданный территориальным налоговым органом.

  Для регистрации финансовых учреждений представляется заключение Национального банка Молдовы, для регистрации негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций - заключение Государственной инспекции по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами при Министерстве финансов.

 [Часть (2) Ст.11 в редакции ZPC988 18.04.2002/MO66 23.05.2002]

(2) Для регистрации финансовых учреждений и страховых организаций представляется заключение соответственно Национального банка Молдовы и Государственной инспекции по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами при Министерстве финансов.

 Для регистрации предприятий, созданных путем реорганизации государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых была доля государственной собственности, представляется разрешение соответствующего центрального отраслевого органа.

 Перечисленные выше документы предоставляются для регистрации отечественного предприятия. Однако для регистрации предприятия с иностранными инвестициями необходимо дополнительно предоставить следующие документы:

а) выписка из национального коммерческого регистра страны инвестора;

b) свидетельство о регистрации иностранного предприятия;

с) учредительные документы иностранного предприятия;

d) справка о платежеспособности иностранного предприятия, выданная банком, в котором оно обслуживается.

 Документы, указанные в пунктах а), b) и с) представляются в копиях, удостоверенных нотариусом и консульскими учреждениями Республики Молдова в других государствах, с переводом на государственный язык.

Таким образом, хотя закон и уровнял регистрацию предприятий с иностранными инвестициями  с отечественными, существует дополнительные требования, несоблюдение которых не позволит инвестору зарегистрировать свое предприятие, а следовательно и осуществлять свою деятельность в Республике Молдова.





Заключение

Анализируя  данную работу можно сделать  следующие выводы:

Несовпадение указанных в Разделе 1 критериев определения на­циональности юридического лица в праве различ­ных стран создает значительные трудности. И в первую очередь это связано с «больным» для предпринимателей всех стран вопросом налогообложения. В условиях уве­личивающегося вывоза ка­питала и возрастания числа много­национальных компаний, выбор надлежащего критерия при­вязки к той или иной национально-пра­вовой системе стано­вится сложной проблемой. Это порождает множество споров и в том числе и споров касающихся двойного налогообложения. Поэтому с целью разрешения данных коллизий  на государственном уровне заключаются двухсторонние договоры об избежании двойного налогообложения. Однако одним из способов разрешения данной проблемы может стать унификация  и гармони­зация права отдельных государств.

Проводя анализ деятельности ТНК нельзя не отметить того влияния, которое она оказывает на экономику развивающихся стран (кстати,  одной из которых является республика Молдова). Транснациональные монополии, оперируя в развивающихся странах в своих интересах, могут свести на нет усилия национальных правительств в области экономики. Как справедливо заметил по этому поводу американский дипломат Дж. Болл: «Как может правительство с какой-то уверенностью осуществлять планирование, если совет директоров, заседающий за 5000 миль от столицы, где находится правительство, может так изменить характер производства и закупок, что это окажет влияние на всю экономическую жизнь нации».

Не случайно первыми кто попытался регламентировать деятельность ТНК на своей территории с помощью национального законодательства, были развивающиеся страны. Однако вскоре обнаружилось, что ТНК обладая огромной экономической мощью, превосходящей нередко во много раз экономический потенциал того или иного африканского или азиатского государства, и имея возможность для маневрирования производственными мощностями в глобальном масштабе, обходят положения внутреннего инвестиционного права развивающихся государств.

Таким образом республике Молдова следует относится к иностранным инвестициям хоть с малейшей долей предосторожности, ведь в целом всё инвестиционное законодательство под давлением  Евросоюза реформируется, создавая для иностранных инвестиций все большие гарантии. И хотя иностранные инвестиции играют и положительную роль в национальной экономике, Молдова не застрахована от появления на национальном рынке транснациональных монополий.

Список сносок

Сноски к разделу 1

1.              Ануфриева, Л.П. Международное частное право [Текст]: учебник/ Л.П. Ануфриева, К.А. Бякишев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Просвет,2004. – С.221,232,230,225,223,226,224,222,229.

2.              Марышева, Е.П. Международное частное право [Текст]: учебник для вузов/ под ред. Е.П. Марышевой. – М.: 2000. – С.136,137.

3.              Международное частное право, элементарный курс [Электронный источник]. – Прикладная прогр. (517 Мб.). – М.: Консультант Плюс., 2005. – электрон. диск.  (CD-ROM)

4.              Федосеева Г.Ю. Международное частное право [Текст]: учебник/ под ред. Федосеевой Г.Ю. – 3-е изд. – М.: Юристъ,1999. – С.123.

5.              Звеков В.П. Международное частное право [Текст]: Курс лекций/ В.П Звеков. – М.: Изд-во Норма, 2000. – С. 217.

6.              Гражданский кодекс Республики Молдова [Текст]: [Закон РМ: принят парламентом пятнадцатого созыва от 6 июня 2002 г.] // Monitorul oficial. -  2002. – 22 июня. - № 82-86. – с. 120.


Сноски к разделу 2

1.           Материалы XXVII съезда КПСС [Текст]  //Материалы. XXVII съезда КПСС. – М.: 1986.- С. 15.

2.           Доклад ООН: Multinational Corporations in World Development [Электронный ресурс] //http://www.un.org

3.           Карагодин, Н.А. Транснациональные корпорации в мире капитала [Текст] /Н.А. Карагодин // Проблемы мира и социализма. - 1982. - № 8.- С. 57.

4.           Доклад ООН: The Impact of Multinational Corporations on Development and on International Relations [Электронный ресурс] //http://www.un.org

5.           Хвойник, П. Международные монополии и международная торговля [Текст]/ П. Хвойник // Мировая экономика и международные отношения. – М.: 1974. № 4. С. 100.

6.           Ашавский, Б.М. ТНК - частнокапиталистические международные монополии [Текст]/ Б.М. Ашавский, Н. Валько // Советское государство и право. - 1981. - № 3. -  С. 80.

7.           Кулагин, М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву [Электронный ресурс] http://civil.consultant.ru/elib/books/6

8.           Богуславский, М.М. Экспортное законодательство США и международное частное право [Текст]/ М.М. Богуславский, Л.А. Ляликова, А.Г. Светланов // Советское государство и право. – М.:1983. - № 3. - С. – 114.

9.           Ляликова, Л.А. Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права праву [Электронный ресурс] http://civil.consultant.ru/

10.         OECD Observer [Электронный ресурс] http://www.oecd.org/

11.       Федосеева Г.Ю. Международное частное право [Текст]: учебник/ под ред. Федосеевой Г.Ю. – 3-е изд. – М.: Юристъ,1999. – С.124.

Сноски к разделу 3

1.      Закон Республики Молдова об иностранных инвестициях в предпринимательскую деятельность [Текст]: [Закон РМ: принят парламентом пятнадцатого созыва от 18 марта 2004 г.] // Monitorul oficial. -  2004. – 23 марта. - № 64. – с.86.

2.      Закон Республики Молдова о государственной регистрации предприятий и организаций [Текст]: [Закон РМ: принят четырнадцатого созыва от 5 октября 2000 г.] // Monitorul oficial. -  2001. – 22 марта. - № 31. – с.54.







Библиография

1 Нормативно-правовые источники

1.              Гражданский кодекс Республики Молдова [Текст]: [Закон РМ: принят парламентом пятнадцатого созыва от 6 июня 2002 г.] // Monitorul oficial. -  2002. – 22 июня. - № 82-86. – с.126.

2.              Закон Республики Молдова об иностранных инвестициях в предпринимательскую деятельность [Текст]: [Закон РМ: принят парламентом пятнадцатого созыва от 18 марта 2004 г.] // Monitorul oficial. -  2004. – 23 марта. - № 64. – с.86

3.              Закон Республики Молдова о государственной регистрации предприятий и организаций [Текст]: [Закон РМ: принят четырнадцатого созыва от 5 октября 2000 г.] // Monitorul oficial. -  2001. – 22 марта. - № 31. – с.115.

2 Использованные источники

4.              Марышева, Е.П. Международное частное право [Текст]: учебник для вузов/ под ред. Е.П. Марышевой. – М.: 2000. – С.430.

5.              Международное частное право, элементарный курс [Электронный источник]. – Прикладная прогр. (517 Мб.). – М.: Консультант Плюс., 2005. – электрон. диск.  (CD-ROM)

6.              Ануфриева, Л.П. Международное частное право [Текст]: учебник/ Л.П. Ануфриева, К.А. Бякишев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Просвет,2004. - 681с.

7.              Федосеева Г.Ю. Международное частное право [Текст]: учебник/ под ред. Федосеевой Г.Ю. – 3-е изд. – М.: Юристъ,1999. – С.360.

8.              Звеков В.П. Международное частное право [Текст]: Курс лекций/ В.П Звеков. – М.: Изд-во Норма, 2000. – С. 686.

9.              Кулагин, М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву [Электронный ресурс] http://civil.consultant.ru/elib/books/6




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.