Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в России

     Правовой основой  деятельности  МКАС служит Закон РФ о Международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8 декабря 1994 года был утверждён новый Регламент МКАС ( с Приложением ), который вступил в силу с 1 мая 1995 года.

     Особенностями нового Регламента явились гибкость  арбитражной  процедуры и предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному  выбору  арбитров  для  разрешения спора.  Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе и иностранных граждан.  Все усилия арбитражного суда должны сводиться к повышению эффективности арбитражного разбирательства, недопущению  необоснованного  затягивания  дела и чёткости при защите прав сторон, участвующих в споре.

     Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитражным судом того или иного дела,  чрезвычайно многообразен,  но попытаться  рассмотреть самые распространённые из них необходимо в целях дальнейшего совершенствования  правовой  базы  в сфере регулирования иностранных капиталовложений.

     Очень часто на рассмотрение арбитража  попадают споры, касающиеся объёма арбитражной оговорки.

     Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г. Учредитель,  вышедший  из совместного предприятия, предъявил к последнему требования  об  уплате  денежной  компенсации за внесённый вклад, а также причитающейся доли прибыли. В обоснование компетенции Арбитражного суда истец ссылался на положении учредительного договора о праве каждого из учредителей обратиться в данный орган по  любым  спорным  вопросам, связанным с этим договором.

     Ответчик оспаривал компетенцию арбитража по мотиву отсутствия  в  учредительных  или иных документах совместного предприятия предписаний, оговаривающих передачу на рассмотрение  в Арбитражный суд споров между каким-либо из учредителей и совместным предприятием.

     Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его требование возникло в связи с передачей его доли участия в  совместном  предприятии  третьему лицу,  оно непосредственно относится к вопросам,  связанным с учредительным  договором,  и попадает под компетенцию Арбитражного суда.

     В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, указал, что наличие письменного соглашения о передаче споров на разрешение Арбитражного  суда может рассматриваться как основание компетенции суда при том условии, что спор возник между сторонами,  заключившими  такое соглашение.  Придя к выводу, что сторонами в данном споре являются один из  учредителей  и само совместное предприятие,  арбитры отметили, что приведённая выше арбитражная оговорка охватывает лишь споры учредителей совместного предприятия между собой и не касается вопроса о разрешении споров между учредителями и совместным предприятием.  Таким  образом,  арбитраж пришёл к выводу,  что данный спор не попадает под его компетенцию.

     Решения арбитров по сходного рода делам показывают, что на практике крайне важным является чёткое определение  в  арбитражном соглашении круга лиц,  на которых оно распространяется,  а также наличие согласия этих лиц на передачу споров в коммерческий арбитраж, в частности согласия самого СП как самостоятельного субъекта права на рассмотрение  в  арбитражном порядке соответствующих споров между ним и его участниками.

     Вопрос о  компетенции  Арбитражного  суда,  хотя  и  в несколько ином ракурсе,  возникал в деле N177/1993 г.  Иностранная фирма, считая себя участником совместного предприятия, предъявила к последнему иск о возврате денежной суммы,  переведённой в качестве взноса в его уставной фонд.

     В ходе разбирательства было выяснено,  что истец намеревался войти в совместное предприятие вместо другой  иностранной фирмы.  Однако, предусмотренные законом действия, необходимые для оформления замены участника  совместного  предприятия, в том числе внесение изменений в учредительные документы и их последующая регистрация в установленном законом порядке, не осуществлялись.

     Поскольку было установлено, что истец не является стороной учредительного договора, по мнению арбитров, содержащаяся в  этом  договоре  арбитражная  оговорка,   предусматривающая юрисдикцию  Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР,  на истца не распространяется. В итоге арбитраж признал себя некомпетентным рассматривать данный спор.

     В деле N364/1993 г.  возник  вопрос  о действительности сделки,  заключённой совместным предприятием до его регистрации. Арбитраж установил, что на момент заключения договора аренды, из-за которого возник  спор,  совместное  предприятие (арендатор)  зарегистрировано  не  было и правомочиями юридического лица не обладало.  Арбитражный суд счёл,  что  сделка была  совершена с нарушением требований закона и является недействительной. Действующее законодательство не допускает деятельности предприятия до его регистрации, и данное дело служит наглядной иллюстрацией возможных неблагоприятных последствий  при несоблюдении запрета на деятельность незарегистрированных предприятий.

     В практике МКАС при ТПП РФ возникал вопрос о том, вправе ли выбывший из предприятия с иностранными инвестициями участник  претендовать  на возврат имущества,  внесённого им в качестве вклада в уставный фонд,  либо  ему  полагается  только соответствующая денежная компенсация за него.

     В деле  №351/1993г. истец, вышедший из совместного предприятия,  требовал  от  последнего, как ответчика, возврата здания, являвшегося взносом истца в уставный фонд. В возражениях  ответчика указывалось,  что он стал собственником переданного имущества,  как это установлено российским  законодательством и уставом совместного предприятия.  Устав не содержал положений о возврате участнику  имущества,  внесённого  в качестве  его  доли в уставный фонд в натуре,  а оговаривалась обязанность выплатить выбывающему  участнику  балансовую  стоимость имущества  на момент выбытия.  В решении единоличного арбитра отмечалось,  что согласно действующему российскому  законодательству  юридические лица в соответствии с их уставами являются собственниками внесённого их  участниками  имущества. И так как возврат имущества в натуре не предусмотрен, истцу было отказано в иске.

     Также на рассмотрение арбитража довольно часто поступают дела,  связанные с деятельностью филиалов и  представительств иностранных  юридических  лиц.  Так,  в  делах  NN 185/1992, 243/1992г.г.  вставал вопрос об  ответственности  совместных предприятий (ответчиков) по сделкам, заключенным их филиалами и представительствами .  В обоих случаях арбитраж признал такую ответственность,  поскольку речь шла о действиях,  совершённых структурными подразделениями ответчиков.  Последним не удалось доказать, что руководители этих подразделений вышли за пределы предоставленных им полномочий, что самим предприятиям не было известно о факте подписания таких договоров и ходе их выполнения или что ими не совершались действия,  свидетельствующие об одобрении указанных сделок.

     Разумеется в этом кратком  обзоре  арбитражной  практики можно  лишь  приблизительно  очертить  круг  возникающих  при рассмотрении того или иного дела правовых  проблем,  но  знакомство  с  деятельностью арбитража в области,  затрагивающей деятельность предприятий, связанных с иностранными инвестициями, является одной из важнейших составляющих при изучении данной темы[1].


ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ  НЕКОММЕРЧЕСКИХ  РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.

 


     Следствием недостатков российского национального законодательства об иностранных инвестициях стало то, что иностранные  инвесторы,  а также российские предприниматели,  заинтересованные в привлечении иностранного капитала, пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются, главным образом, риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки,  а также связанные с репрессивными мерами органов государства по отношению к лицам, осуществляющим иностранные инвестиции.

     В качестве одного из элементов дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов предлагается создать систему страхования  некоммерческих рисков.  Выступая с предложениями об учреждении этого института в России,  отечественные предприниматели вполне справедливо мотивируют введение системы страхования инвестиций следующими соображениями: высокой степенью такого рода рисков, удерживающих иностранных инвесторов от помещения капитала в экономику РФ; потребностями России в дополнительных источниках привлечения капитала.

     Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих рисков иностранных инвесторов осуществляют различные организации.  Организации, выступающие в роли страховщиков можно подразделить на следующие группы:

     а) негосударственные организации (например, английская страховая компания "Lloyd's");

     б) государственные организации, осуществляющие страхование инвестиционных  рисков  национальных   предпринимателей, выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом (напри-

мер, Overseas Private Investment Corporation - OPIC (ОПИК) в США);

     в) Межгосударственная организация,  осуществляющая страхование инвестиционных рисков. (Multinational Investment Gua- rantee Agensy - MIGA (МИГА).

     Участие в договоре страхования в качестве страховщика организаций,  относящихся к различным из  перечисленных  выше групп,  имеет различные правовые последствия. Поэтому следует различать страхование, осуществляемое:  негосударственными (частными) организациями,  национальными государственными организациями и международной организацией, т.е. страхование в системе MIGA. При этом следует учитывать, что все три разновидности страхования, имея различия в правовых последствиях, могут осуществляться параллельно, взаимодействовать друг с другом и тем самым обеспечивать более высокую степень  защиты интересов инвесторов.

     Применительно к России три вида страхования инвестиционных рисков может подразумевать как создание негосударственной организации с обособленным имуществом, принадлежащем ей на праве собственности (или группы таких организаций), так и учреждение российской государственной организации по  страхованию  инвестиционных  рисков. Наконец, при cоздании системы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну из главных  ролей будет играть возможное вступление России в MIGA и решение этой проблемы на международном уровне.

     Чтобы яснее представлять себе перспективы создания такой системы в России, необходимо более подробно рассмотреть различные варианты организации страхования рисков инвесторов.

     1) Страхование,  осуществляемое негосударственной (частной) компанией.

     На сегодняшний день возникла острая потребность в учреждении частной коммерческой страховой организации, осуществляющей  страхование инвестиционных рисков при хорошей поддержке со стороны государства.  Безусловным преимуществом этой формы организации  страхования  инвестиционных  рисков  является её гибкость и широкая возможность для манёвра, присущая чисто коммерческому страхованию. К недостаткам, сдерживающим широкое применение услуг частных страховых компаний при страховании иностранных инвестиций, следует отнести тот факт,  что в ряде случаев объём капиталовложений, осуществляемых иностранными инвесторами, может быть весьма значительным, а сумма страхового возмещения,  выплачиваемого страхователю, оказывается слишком большой даже для крупных страховых компаний, что мешает иностранному инвестору сохранить уверенность в способности  страховщика покрыть его убытки при наступлении страхового случая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.