Рефераты. Последствия вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию для его национальной экономики

Алюминиевая промышленность Казахстана также находится в сильной зависимости от конъюнктуры международного рынка, поскольку практически все, что производится, идет на экспорт. Эксперты отрасли считают, что вступление в ВТО не нанесет ей заметного ущерба, хотя, как и в случае с черной металлургией, следует ожидать роста активности зарубежных поставщиков на отечественном рынке продукции высоких переделов. В то же время членство в ВТО вряд ли окажет положительное воздействие на экспортную активность казахстанских поставщиков глинозема. После международного Соглашения 1996 года мировой рынок алюминия остается достаточно стабильным и предсказуемым.

В целом вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства черной и цветной металлургии и, скорее всего, не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей. Необходим поворот сырья на внутренний рынок. В частности, поставки даже 5 проц. медной продукции «Казахмыса» позволили бы организовать в стране производство конкурентоспособного не только на внутреннем рынке кабеля. Но для этого ВТО не нужно.

Неоднозначным будет влияние вступления страны в ВТО на отечественную химическую промышленность. Специфика отрасли заключается в том, что по некоторым видам товарной номенклатуры в стране имеются достаточные производственные мощности, и дальнейшее снижение импортных тарифов предопределит рост импортной зависимости и, соответственно, сокращение объемов отечественного производства химических товаров, включая пластмассы, автомобильные покрышки, лакокрасочные материалы, моющие и чистящие средства, полиэтилен, полипропилен и др.

При этом надо учитывать, что низкая норма прибыли в отрасли делает ее чувствительной даже к незначительному изменению импортных тарифов и при сохранении заявленных ставок связывания можно ожидать обострения конкуренции по малотоннажным продуктам, лакам, краскам, отделочным материалам, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, в том числе ввиду сохраняющейся недогрузки многих предприятий.

Несомненно, вступление Казахстана в ВТО в первую очередь негативно отразится на неконкурентоспособных предприятиях обрабатывающего сектора экономики, развитие которого у нас связывается с предприятиями малого и среднего бизнеса, к сожалению, в большинстве не имеющими возможности внедрения высоких технологий. Как можно провести техническое переоснащение, к примеру, легкой промышленности, если в отрасль идет лишь 2 процента инвестиций в год? Как могут конкурировать отечественные предприятия, если за рубежом налоговая ставка составляет 30 проц. от совокупного дохода, а у нас – 53 процента?

Членство в ВТО приведет к тому, что и на внутреннем рынке мелкие товаропроизводители будут конкурировать с продукцией ТНК по международным стандартам. Очевидно, что в таких условиях малый и средний бизнес просто не выживет и повлечет за собой гибель некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, рост безработицы и падение уровня жизни.

Из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортной продукции крайне незначительны. Наблюдается снижение доли инвестиций в эту отрасль: в 2001 году – 11 проц., в 2002-м – 8 проц. Существуют обоснованные опасения, что для казахстанских обрабатывающих предприятий стратегические выгоды от вступления Казахстана в ВТО будут перевешены (помимо чисто экономических) целым комплексом отрицательных последствий. В частности, неготовностью (из-за отсутствия надлежащего опыта и нехватки подготовленных кадров) государственных и частных структур к проведению различных защитных мероприятий, разрешенных правилами ВТО.

По мнению экспертов, окончательное исчезновение некоторых отраслей перерабатывающей промышленности в Казахстане могут остановить только меры государственной поддержки, включая гарантии отечественным лизинговым компаниям (поскольку уровень развития лизинга или аренды в республике значительно уступает зарубежным компаниям) и рост импортных пошлин на соответствующие зарубежные образцы. Такой подход (несомненно, мешающий вступлению страны в ВТО) необходимо сохранить хотя бы в предстоящие 4–5 лет, чтобы придать необратимый характер процессам реструктуризации и модернизации. Иначе поток импорта сметет только становящееся производство.

Следует отметить, что вступление Казахстана в ВТО потребует открытия в полном объеме экономических и торговых границ для беспрепятственного продвижения китайских товаров. Торговые отношения Казахстана и Китая приобретут новый характер, а отечественным товарам придется столкнуться с еще большей конкуренцией. Китай (контролирующий 1/8 мирового производства одежды и обуви), получив свободный доступ на казахстанский рынок, поставит под сомнение перспективу подъема отечественной легкой промышленности. Более того, при ее нынешнем состоянии, когда 70 процентов оборудования изношено, а местное сырье уходит за рубеж (в республике перерабатывается не более 3 проц. от производимого объема хлопка, шерсти, кожи) эта отрасль скорее всего будет практически уничтожена.

В последние годы развитие сельскохозяйственного машиностроения испытывает растущее давление со стороны зарубежных производителей, которые завоевывают отечественный рынок, в том числе и поставками бывшей в употреблении техники, предлагая весьма льготные условия продаж. В 2000 году казахстанский рынок продукции сельскохозяйственного машиностроения оценивался в 110 млн. долларов, из которых 93 млн. пришлось на импорт. Ведущими поставщиками были Россия (30 проц.), США (22), Германия (12), Белоруссия (10 проц.).

Отечественные производители сельскохозяйственной техники пока пользуются определенной поддержкой со стороны государства в виде правительственной программы лизинга машин для сельского хозяйства. Вступление в ВТО повлечет за собой либерализацию в данной сфере, включая обязательное проведение тендеров при реализации тех или иных государственных программ. К примеру, в СНГ только один Минский тракторный завод сохранил объемы выпуска, Павлодарский завод (аналог Волгоградского тракторного завода – ВгТЗ) за 9 месяцев прошлого года произвел всего 120 тракторов (ВгТЗ – 3300 шт.). Это при том, что требуется замена 85 проц. всего парка сельхозтехники. О какой конкурентоспособности может идти речь?

Современное состояние ИТ в Казахстане весьма противоречиво. С одной стороны, наблюдается высокая активность, число информационных компаний растет, создана высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания, сохраняется высокий объем продаж. С другой – комплектующие для сборки компьютеров и компьютерных сетей, периферийные устройства и базовые программные продукты ввозятся из-за рубежа. Отечественные разработка и производство вычислительной техники и программного обеспечения не выдерживают мировой конкуренции, экспорт практически отсутствует.

Сотни мелких и десятки крупных предприятий по сбору компьютеров, разработке прикладных программ, интеграции компьютерных систем развиваются очень активно, используя импортное оборудование и комплектующие. Снижение пошлин на эту продукцию, несомненно, явится позитивным фактором развития данного сектора ИТ.

Став полноправным членом ВТО, Казахстан сможет оказывать влияние на формирование международной торговой политики, а также разрешать проблемные вопросы и споры в рамках правил, действующих в ВТО , - подчеркнул А. Казыбаев. Кроме того отмечается, что будет создан более благоприятный климат для иностранных инвестиций и расширятся возможности для казахстанских инвесторов в странах-членах ВТО. При этом подчеркнуто, что для обеспечения эффективности внешней торговли Казахстан должен вступить в ВТО на максимально выгодных условиях, соответствующих нашим национальным интересам и приоритетам, отраженным в долгосрочных программах, включая Стратегию индустриально-инновационного развития .

Таким образом, в настоящее время Правительством страны предпринимается ряд мер с целью подготовки отечественных товаропроизводителей к условиям жесткой конкуренции, которые будут существовать после вступления в ВТО. В числе этих мер назван принцип эскалации таможенного тарифа, предусматривающий установление импортных таможенных пошлин по степени возрастания добавленной стоимости в структуре промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Стратегия индустриально-инновационного развития формирует государственную экономическую политику, нацеленную на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности. Также намечены мероприятия по внедрению на отечественных предприятиях международных стандартов качества и стимулированию выпуска высококачественной продукции. А. Казыбаев также отметил, что для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции импортных товаров, в соответствии с казахстанским законодательством и правилами ВТО, могут применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины .

Каждая страна-кандидат в ходе переговоров преследует цель добиться наилучших условий присоединения к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Именно так действует казахстанская переговорная команда, перед которой стоит также задача по дальнейшей интенсификации переговорного процесса и выходу на разработку Доклада Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО.



Заключение


Взглянув на карту мира, можно убедиться, что за исключением прибалтийских республик, Грузии и Кыргызстана, постсоветское пространство представляет собой последнюю региональную группу стран, которые не вступили в ВТО. После признания Казахстана страной с рыночной экономикой его основными торговыми партнерами, такими как США и ЕС, более чем уместным будет и получение Казахстаном полного доступа к международному рынку.

С января 1996 г. Республика Казахстан имеет статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Бросается в глаза разница в подходе ко вступлению в ВТО Китая и Казахстана. Китай 13 лет вел переговоры с ВТО, добиваясь для себя приемлемых условий, обеспечивающих интересы китайских производителей. На долю Китая приходится 12% мирового ВВП, но только 3% мировой торговли. В конечном счете, Пекин пошел на серьезные уступки, поняв, что вступление в ВТО приведет к существенному росту роли Китая в мировой торговле в начале следующего века. После того, как Китай согласовал с Соединенными Штатами условия своего вступления, правилами ВТО определяется экономическое поведение 90% населения мира, на долю которых приходится 95% глобальной торговли.

Часто задается такой вопрос: не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе вступления в ВТО. Как заявлял в свое время председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Ержан Утембаев, стратегическая цель Казахстана вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на достаточно хороших для страны условиях. С одной стороны, эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

Необходимо также понимать, что вступление в состав ВТО — это больше, чем просто благоразумная экономическая политика. Это также и политический меморандум, который выражает стремление страны стать частью международного сообщества, придерживаться международных норм, влиять на них и брать на себя ответственность за международные обязательства. Казахстан уже доказал, что это возможно, принимая активное участие в многочисленных региональных организациях, таких как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Построение конкурентоспособной экономики невозможно без интеграции в мировую экономику. Факты и цифры говорят сами за себя. Во-первых, сегодня более 50 процентов общего товарооборота Казахстана приходится на страны — члены ВТО. При вступлении в данную организацию России и Украины их доля в товарообороте Казахстана возрастет до 90 процентов. Поэтому для Казахстана очень важно торговать с крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства. Во-вторых, приведение казахстанского законодательства в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных производителей.

Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке уста-навливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью открыть свой рынок более сильным конкурентам. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской защите.

Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и, что характерно, неверны обе. Первая заключается в том, что свободная торговля понижает уровень жизни в развитых странах, стимулируя утечку рабочих мест и создавая торговый дефицит. Вторая - в том, что свобода торговли расширяет экономическую пропасть между богатыми и бедными странами. Для того, чтобы и то и другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие места и одновременно становиться еще богаче, тогда как развивающиеся страны должны приобретать рабочие места, развиваться быстрее и одновременно становиться еще беднее. Предположим, что вы свободно торгуете с другими странами, то есть без тарифов и ограничений. Наибольшим спросом будет пользоваться именно тот продукт страны, который она производит лучше и дешевле, чем все остальные. В результате потребители всех стран-партнеров имеют самые лучшие товары по самой сходной цене. Но это самая простая и понятная ситуация. А что произойдет, если все остальные страны введут высокие тарифы на импорт, и только вы останетесь без таможенных барьеров? Не получится ли так, что ваша промышленность, не имея возможности экспортировать, захиреет под наплывом дешевого и качественного импорта? Парадокс свободной торговли состоит в том, что даже в этом случае ваша страна окажется в самом выгодном положении. Прежде всего, теперь только ваши потребители будут иметь доступ ко всем самым дешевым и качественным товарам на рынке. А ваша собственная промышленность под максимальным давлением конкурентов перестроится настолько, что в конечном счете станет эффективнее и рентабельнее, чем конкуренты. Примером может служить Новая Зеландия, которая, являясь страной-импортером сельхозпродукции и, имея очень низкие тарифы, породила внутреннюю конкуренцию, и сейчас эта страна является примером громадного роста. А вот дела в других странах будут обстоять гораздо хуже. Их население теперь должно за все платить больше, в том числе за отечественные товары - ибо в отсутствие конкурентного стимула цены неизбежно поднимутся. Их промышленность будет обречена на застой.

Существует также мнение, что ущерба отечественной промышленности нанесено не будет, и Казахстан только выиграет от вступления по следующим причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом средневзвешенный курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины.

Для Казахстана большое значение имеет условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, элект-роэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования с 134 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень.

Что же касается негативных сторон, то можно предположить, что краткосрочные потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут с лихвой компенсированы долгосрочными доходами от вхождения в мировой рынок. ВТО дает нам только правила торговли и благоприятную среду, т.е. даются возможности, а как отдельная страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство будет вести грамотную политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать в XXI веке одним из лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.

Хотелось бы закончить статью словами Генерального Секретаря ООН, который сказал, что «в сегодняшнем неспокойном мире больше всего проигрывает тот, кто остался незащищенным от глобализации. Это те, кто остался за бортом».



Список использованных источников

 

1.            Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 2000

2.            Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”, Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. - 2000

3.            Смирнов С. - “ВТО: Проблемы вступления” #"_Ref164317026">4.            Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. - 2002

5.            Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский Конъюнктурный Институт, М. - 1999

6.            ВТО: будущее успешной торговли начинается сегодня #"#">#"#">#"#">http://www.wto.kz

10.       Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: Логос, 2001. - С. 21.

11.       Апшапов Р. Защитные меры Казахстана при вступлении в ВТО .// Аль-Пари. - 2002. - №4-5. - С. 8.

12.       Лебедева М. Мировая политика. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 74.

13.       Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. - Астана, 2003. - С. 51.

14.       Оразбаков Г. Процесс вступления Казахстана в ВТО и оценка последствий на экономику страны // Аль-Пари. - 2006. - №4-5. - С. 6. 2007.-№3-4.-С. 12.

15.       Есентугепов А. Па пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград // Аль-Пари. -2007. -№3-4. -С. 17; Женевская либерализация Деловая неделя, август 2008 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.