МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра правового регулирования экономики
Курсовая работа
по курсу «Международное экономическое право»
Понятия международного права
Харьков 2006
Содержание
Введение
47. Государственные границы и их значение, сухопутные, водные, воздушные границы, границы недр. Практика и этапы установления границ. Концепция охраны внешних границ пограничными войсками государств – участниц СНГ
68. Принципы международной торговли. Заключительный Акт Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г
78. Понятие международного транспортного права. Правовое регулирование международных правоотношений с участием железнодорожного, авиационного, автомобильного или морского транспорта. Источники правового регулирования
Заключение
Литература
Рассмотренные в данной работе вопросы являются одними из ключевых вопросов международного права.
Вопрос государственных границ является ключевым в связи с важностью определения государственных границ для определения сфер действия государственного суверенитета, который действует только в пределах государственной территории.
Вопрос принципов международной торговли приобретает свою важность в процессе осуществления государствами внешнеторговой деятельности.
Вопрос международных транспортных правоотношений и их регулирования является исключительно важным на современном этапе развития общества в связи с важностью самого транспорта для него, для международных отношений в различных сферах (в первую очередь, перевозка людей и товаров, а также торговля).
Мы в данной работе проанализируем эти вопросы и выделим в них ключевые, наиболее важные, моменты. Это позволит более четко понимать сущность роль каждого из этих элементов международных отношений в системе международного права.
В международной доктрине существует несколько определений государственных границ. Одни считают их линией, устанавливающей предел сухопутной или водной территории государства, другие – как юридически обоснованную условную линию, что определяет предел не только поверхности, но и недр и воздушного пространства, а третьи – как фактические или представляемые линии на сухопутном, водном и воздушном пространстве и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Но, в этих подходах есть точки соприкосновения: под государственной границей понимается линия, которая не только устанавливает пространственные границы государственной территории, но и сферы действия государственной власти.
Существуют также и нормативные определения государственных границ. Например, Закон Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года определяет государственную границу как линию и вертикальную поверхность, проходящую по этой линии ,которые определяют границы территории Украины – суши, вод, недр, воздушного пространства.
Следует также различать государственные границы, разделяющие различные государства, и административные границы, разделяющие отдельные части одного государства (федеральных территорий, областей, земель и т. д.).
Главной задачей государственных границ является определение пространственных границ действия территориально верховенства государства и ограничение принадлежащей ему территории, которая составляет материальную основу деятельности государства и его народа.
Современное международное право запрещает какие-либо односторонние, а тем более, насильнические действия, связанные с изменением границ. Но оно не исключает возможности мирного изменения границ по договоренности между государствами, в соответствии с принципами международного права. Одновременно, они могут быть установлены в результате издания внутригосударственного акта. Так, ст. 2 Закона Украины «О государственной границе Украины» устанавливает, что «государственная граница Украины определяется решением Верховной Рады Украины, а также международными договорами Украины».
Существуют следующие виды границ в зависимости от места прохождения:
- сухопутные;
- водные;
- воздушные;
- границы недр.
По способам установления разделяют границы:
- астрономические – проводятся по меридианам или параллелям (например, 38 параллель между КНДР и Южной Кореей, а также границы в Северной Африке);
- орографические – проходят по местности с расчетом ее рельефа (большинство границ в мировой практике).
Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между соседними государствами и обозначаются на местности.
Водные границы делятся на речные, озерные, границы прочих водоемов и морские. Речные границы устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках – по средине главного фарватера или по тальвегу, на несудоходных – по средине главного рукава реки. На озерах и прочих водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или другого водоема. Морские границы – это внешние воды ее территориальных вод (12 морских миль от крайней точки береговой линии). Здесь также существует особая экономическая зона (200 морских миль от крайней точки береговой линии) и граница континентального шельфа (200 морских миль от границы территориальных вод). В случае если территории моря не хватает для определения каждому государству по 200 морских миль, границы устанавливаются по договоренности.
Воздушные границы государственной территории – это боковые и высотные границы его воздушного пространства. Высотные пределы государственной границы ограничиваются 110-115 км.
Границы недр – это условные линии, проведенные от сухопутной границы государства в сторону земного ядра.
Выделяют 3 этапа установления границ:
1. Делимитация. Это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с определением ее на карах, схемах и планах. При делимитации составляется описание прохождения линии границы, которое исключает двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным природным или искусственным точкам или ориентирам. Делимитационная карта подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. Украина провела этот этап установления границ со всеми странами, кроме Российской Федерации;
2. Демаркация. Предусматривает проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками. Работы по демаркации находятся под контролем представителей соседних государств и проводятся пограничными войсками. В соответствии со ст. 4. Закона Украины «О государственной границе Украины», государственная граница Украины на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, формы, размер и порядок установления которых определяются законодательством Украины и международными договорами, ратифицированными Украиной. При демаркации составляется протокол – основательное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его характеристик (размер, цвет, характеристики огней и т.д.). на данный момент осуществляется процесс демаркации украино-белорусской и украино-молдавской границы.
3. Редемаркация. Осуществляется в случае возникновения необходимости уточнения границ соседних государств. Осуществляется путем проверки ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом, заменой, ране установленных пограничных знаков. Например, такая редемаркация была осуществлена на советско-турецкой границе в 1967 – 1972 гг.
Особенно актуальной проблематика государственной границы стала после распада СССР. Следует отметить, что границы между государствами – бывшими членами СССР были установлены по административным границам между союзными республиками. При этом, не была проведена, первоначально, ни их делимитация, ни их демаркация.
Именно в связи с этим, 26 мая 1995 года государства – участники СНГ подписали Договор «о сотрудничестве и охране границ государств – участниц СНГ с государствами, которые не входят в СНГ».
Основным положением этого договора и Концепции «охраны внешних границ» было разделение границ на внутренние (между государствами – участницами СНГ) и внешние (с 3-ми странами). То есть, внешними границами Украины являются только границы с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией.
Для достижения целей договора, стороны приняли на себя взаимную ответственность за обеспечение охраны своего участка границы с учетом интересов безопасности сторон.
Одновременно с договором, было подписано Положение «О Совете командующих пограничными войсками» (оно не было подписано Азербайджаном, Молдавией и Украиной).
В соответствии с Концепцией «охраны внешних границ» на внутренних границах действует режим прозрачности границ, в соответствии с которым, гражданам таких государств при пересечении границ не надо предъявлять какие-либо специальные документы, кроме удостоверения личности (наподобие Маастрихтского Договора).
На сегодняшний день некоторые государства – участники СНГ готовятся к изменениям порядка пересечения границ и, соответственно, к появлению внутри СНГ внешних границ.
68. Принципы международной торговли. Заключительный Акт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г.
В последние годы Организация Объединенных Наций уделяет большое внимание разработке принципов международного торгового сотрудничества. В 1964 г. под эгидой ООН была проведена Женевская конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая преследовала две главные цели:
- принятие Декларации основных принципов международного торгового общения;
- создание универсального эффективного международного механизма, необходимого для осуществления мероприятий, направленных на расширение международной торговли.
Здесь же было принято решение превратить конференцию в орган Генеральной Ассамблеи ООН. Это решение рассматривалось как этап на пути создания универсальной Международной торговой организации (МТО).
Заключительный акт Конференции 1964 г. провозгласил «Общие и специальные принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию». В основу данных принципов была положена новая международно-правовая концепция, призванная в корне перестроить сложившийся порядок в международной торговле, устранить все барьеры и ограничения, стоящие на ее пути, положить конец «холодной войне» в международных экономических отношениях. В их формировании решающую роль сыграли предложения, выдвинутые социалистическими и развивающимися странами.
Принципы, сформулированные на Женевской конференции, неоднородны по своей правовой характеристике:
- общие принципы, затрагивающие интересы всех стран мира;
- специальные принципы, касающиеся (за некоторыми исключениями) лишь проблем развивающихся стран;
- принципы, распространяющиеся на транзитную торговлю стран, не имеющих выхода к морю.
Они неоднородны и по объекту регулирования. Несмотря на единое название «Общие и специальные принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию», лишь десять принципов непосредственно относятся к регулированию международной торговли. Остальные касаются оказания развивающимся странам финансовой, технической и экономической помощи, проведения широких международных мер, способствующих экономическому и социальному прогрессу данных стран.
Страницы: 1, 2