Рефераты. Понятие международного гуманитарного права

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник — это лицо, завербованное для ис­пользования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального возна­граждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, нахо­дящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отли­чаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по матери­альным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, об­щность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использо­вания, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет за­хватившее их государство, а не отдельные командиры. С военноплен­ными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением.

Лагеря пленных должны располагаться в достаточно безопасном месте на суше. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорей­шей репатриации.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернирова­ны воюющими, только если интересы безопасности делают это абсо­лютно необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после оккупации Кувейта Ираком, граждане западных госу­дарств содержались в качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях предотвращения атаки на них. Такого рода так­тика «живого щита» во всех случаях противоправна.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных цен­ностей возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, располо­женные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанав­ливаться и демилитаризованные зоны.

Режим военной оккупации


В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т.е. окку­пировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту тер­риторию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегу­лировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН за­воевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта Ирак пытался аннексировать его террито­рию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была при­знана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незакон­ной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении ок­купанта, а последний несет ответственность за уважение прав населе­ния.

Существуют разные виды оккупации. Международное гуманитар­ное право распространяет свое действие прежде всего на военную ок­купацию, т.е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта.

Другим видом оккупации, также имеющим связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспе­чения выполнения государством, несущим ответственность за агрес­сию, своих обязательств.

Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной террито­рии нейтрального государства. И в этом случае применяется междуна­родное гуманитарное право.

Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации, и прекра­щается с момента утраты фактического контроля над территорией.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юриди­ческие отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юсти­ции. Так, после прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индиви­дуальных претензий. После освобождения территории Кувейта суще­ственной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала мас­совая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обви­няемыми в пособничестве врагу.

Управление оккупированной территорией осуществляется оккупаци­онной администрацией с учетом соответствующих норм международ­ного гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов.

В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международ­ными нормами по гуманитарным вопросам.

Население не может принуждаться к деятельности, имеющей воен­ное значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принуди­тельному труду, если это необходимо для оккупационных войск, ком­мунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским об­служиванием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть депортированы, т.е. вывезены за рубеж.

Лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая орга­низованное движение сопротивления, действующих на оккупирован­ной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомер­ность партизанской борьбы была признана еще четвертой Гаагской конвенцией 1907 г.

Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например боевые группы, действую­щие в городах, находится в ином положении. Его участники могут привлекаться к уголовной ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства, которому принад­лежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказа­ния и взятие заложников.

Нейтралитет

Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Од­нако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматрива­ется прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфлик­том.

На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта являются постоянно нейтральными государствами, признан­ными в качестве таковых другими странами. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на своей территории вербо­вочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать своим граж­данам добровольно вступать в их вооруженные силы.

При необходимой самообороне военные действия нейтрального го­сударства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

• права воюющих государств в отношении морской торговли ней­трального государства;

• права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т.е. изоляция портов или береговой линии противника. Блокада долж­на быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены. В годы мировых войн блокада была заменена режимом морской изоляции. После 1945 г. были случаи объявления блокады, но ни один из них не отвечал соот­ветствующим требованиям. Так, во время войны с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако число выделен­ных для этого кораблей было весьма далеко от требований эффектив­ной блокады. Широкомасштабная блокада была организована в 1962 г. США в отношении Кубы с целью не допустить доставку советских ракет. Блокада была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной, поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы.

Блокада применяется в качестве международной экономической санкции. В 1990 г. Совет Безопасности ООН уполномочил примене­ние военно-морских сил для прекращения экспорта нефти из Ирака.

На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море ней­трального государства, то оно не может быть театром военных дейст­вий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтраль­ного государства последнее обязано принять имеющиеся в его распо­ряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Ин­тернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потер­певшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную тех­нику воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане ней­трального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами. Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства имеет существенное значение.


Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера


Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них оп­ределенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.

Статья 3 содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновен­ность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоин­ство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что при­менение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.

Не международным конфликтам посвящен второй Дополнитель­ный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям. Он подчеркивает не­обходимость уважения прав человека и в немеждународных вооружен­ных конфликтах.

Во внутренние конфликты вовлекается значительное число под­ростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запреще­ние привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если, тем не менее, подросток все же принимал участие и был задержан, ему предо­ставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.

Принудительное перемещение населения может иметь место толь­ко по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники куль­туры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвер­гаются массовому разрушению.

Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими норма­ми, относящимися к международным конфликтам. Применение пра­вительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских се­лений вызвало широкий протест в мире.

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощря­ется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может ока­зываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения на­чалах.

Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное об­ращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреж­дения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в залож­ников). Покровительство прекращается в случае использования меди­цинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в меж­дународном конфликте.

В конфликте немеждународного характера употребление термина «военнопленный» неверно юридически и политически. Здесь речь идет о «задержанных», которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее они имеют определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное населе­ние.

Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская по­мощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В мо­мент окончания задержания принимаются меры к обеспечению без­опасности освобождаемых.

Мирное население подвергается особому риску во внутренних кон­фликтах. Дополнительный протокол уделяет этому внимание. Соглас­но Протоколу население не должно подвергаться нападению, запре­щены действия, а также угрозы, преследующие цель запугивания на­селения. Недопустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость напа­дения на объекты, содержащие опасные силы, например, плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.










Список  литературы

1.     Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс. – М.: Юрист, 2000. – 216с.

2.     Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 304с.






Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.