1) свободное предпринимательство;
2) личная инициатива;
3) крайний индивидуализм.
В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели стали ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей. Для борьбы с инфляцией было предпринято сокращение займов, предоставляемых государством частному сектору, осуществлялся контроль над темпами роста денежной массы в обращении, а контроль над ценами и заработной платой был отменен. В целях стимулирования капиталовложений правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенное, были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8 до 15 %. Кроме того, до 17 % были повышены учетные ставки Банка Англии.
Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение государственного предпринимательства. Это выразилось прежде всего в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса. Правительство М. Тэтчер провело также структурную перестройку национальной экономики.
Реформы затронули и внешнеэкономический сектор. После отмены валютных ограничений в 1980 г. вывоз капитала стал расти быстрыми темпами. Основная часть английского экспорта капиталов направлялась в развитые индустриальные страны. На развивающиеся страны приходилось только 18% английских прямых капиталовложений.
Следствием проводимой экономической политики был экономический рост Великобритании в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4% в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. Производительность труда в среднем росла на уровне 2,5% в год, уступая лишь Японии. Вместе с тем в годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских экспортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса. Обострились и социальные проблемы, связанные с реализацией программы сокращения государственных расходов на социальные нужды. Серьезным просчетом кабинета Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения. Новый премьер Дж. Мейджор практически не изменил экономической программы своей предшественницы. Особенно важное значение имело для страны подписание 2 августа 1993 г. Маастрихтских соглашений. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. Договор предусматривал введение новой денежной единицы, «отмену» границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов.
В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Достаточно стабильно рос ВНП и сокращалась безработица. За этот период удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчивых темпов роста и самых низких темпов инфляции. Кроме того заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Таким образом, «тэтчеризм» как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что рыночная экономика является гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.
Динамика ВВП развитых стран (% роста или падения по сравнению с предыдущим годом)
Страна
Среднегодовые темпы прироста
1991
1992
1993
1994
1995
1971-80 гг.
1981-90 гг.
США
2,8
2,7
-0,6
2,3
3,1
4,1
3,2
Япония
4,5
4,2
4,3
1,1
-0,2
0,6
1,3
Герма-ния *
2,1
5,0
2,2
-1,1
Франция
3,3
0,8
-1,5
3,0
Великобритания
2,0
-2,0
-0,5
3,8
3,4
ЕС
1,6
1,0
ФРГ в 1983-1990 гг. также переживала стадию подъема. В его основе лежали интенсивные процессы накопления, расширения экспорта, существенного увеличения инвестиций и др.
Важной причиной экономического роста стало значительное расширение внешнего спроса. Перед фактом увеличения положительного внешнеторгового сальдо ФРГ США настаивали на том, чтобы последняя вела политику поощрения экономического роста и взяла на себя роль локомотива мировой экономики, выполняемую США. Однако правительство ФРГ продолжало придерживаться ограничительной монетарной политики. В 1989 году экономический рост ФРГ составил 4,3 %, превысив среднеевропейский показатель, а положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 5 % ВНП.
С 1 июля 1990 г. со вступления в силу экономического и валютного союза с ГДР началось объединение Германии. Экономическая политика правительства была по существу «шоковой терапией» для пяти новых земель, но в условиях, когда рядом в 11 землях существовало социальное рыночное хозяйство.
«Шоковая терапия» – комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, нарушающий привычное течение хозяйственных отношений, явлений и сопровождающийся рядом отрицательных последствий: ростом цен, инфляцией, падением занятости и т.д.
Особенности формирования объединенной экономики
Сфера реформы
Результат реформы
Денежная
Ликвидация марки ГДР, западногерманская марка объявлена единой национальной денежной единицей
Институциональная
Создание благоприятных условий для малого бизнеса путем приватизации и ликвидации комбинатов
Финансовая
Формирование механизма выравнивания уровней экономического развития западных и восточных земель
«Шоковая терапия», основанная на огромных инвестициях, позволила в довольно короткий срок остановить падение производства и капиталовложений. Уже в 1992 г. после двух лет падения ВНП на территории бывшей ГДР вырос на 7 %, в 1993 г. – на 5 %; рост инвестиций составил соответственно 13,5 и 10 %. Однако экономика страны все еще продолжает быть расколотой. Разрушение старого и создание нового сегодня идут параллельно. Продолжается процесс ликвидации предприятий, наблюдается сокращение рабочих мест в старых отраслях и утрата рынков сбыта.
Достаточно противоречивым является и современное развитие французской экономики. В начале 80-х гг. особенно серьезный ущерб Франции нанесла американская валютно-финансовая политика, в частности искусственное завышение курса доллара: примерно 1/3 французского импорта оплачивалась в американской валюте. Валютный кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары и обострение социальных проблем. Поэтому правительство блока левых сил, пришедшее к власти в 1981 г., в течение года с июня 1981 по июнь 1982 г. провело более 200 реформ. В первую очередь был повышен уровень минимальной заработной платы, на 40-50 % увеличены размеры пенсий и пособий, вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась до 39 часов. Такая политика привела к новому витку инфляции. В октябре 1981 г., а затем в июне 1982 г. правительство П. Моруа вынуждено было девальвировать франк. За девальвацией последовало важное решение правительства о замораживании на 4 месяца цен и зарплаты, кроме минимальной.
Среди важных реформ, проведенных левыми, находится закон о приватизации, принятый в середине февраля 1982 г. В результате его осуществления Франция стала располагать самым крупным среди развитых стран государственным сектором, который охватывал примерно 25% промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть промышленной продукции. Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Снижение темпов экономического роста до 0,7 %, а также политический и экономический нажим со стороны США и ФРГ заставили французское правительство перейти к новой экономической политике. Была принята «программа из десяти пунктов», которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться «планом Делора». Основу его составлял режим жесткой экономии. Главной целью «плана Делора» было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Реализация программы позволила несколько стабилизировать экономику, но решить проблему увеличения темпов экономического роста до 3% и уменьшения безработицы не удалось.
Новое правительство консерваторов во главе с Ж. Шираком разработало программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Ее основой стали денационализация, сокращение масштабов налогообложения и дерегламентирование различных сфер экономической деятельности.
Причины денационализации во Франции:
1) необходимость восстановления адаптационных способностей фирм;
2) потребности в интернационализации частного капитала;
3) формирование основ «народного капитализма».
За короткий срок правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-89 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост ВВП составил в среднем около 3 %, промышленного производства – 4 %. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50 %. Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Весной 1992 г. Франция оказалась втянутой в мировой экономический кризис, который по показателям был сопоставим с кризисом 1974-75 гг.
Антикризисная программа Ж. Ширака:
1) расширение общественных работ;
2) активизация жилищного строительства;
3) обеспечение стабильности франка по отношению к западноевропейским валютам;
4) приватизация конкурентоспособных государственных предприятий;
5) поддержание ценовой стабильности;
6) борьба с безработицей.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1, 8 % в год. Темпы роста цен были одними из самых низких среди развитых капиталистических стран, за исключением Канады и Японии. При этом огромное значение приобрело участие Франции в Европейском экономическом сообществе. Выравнивание экономической структуры сделало страну равноправным партнером в ЕЭС.
Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.
Не менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.
Несмотря на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, все они условно делятся на две группы: радикальные и эволюционистские. Практика показывает, что страны, вставшие на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они уже прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или уже начавшийся рост производства. К их числу относятся Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Румыния. Страны, осуществляющие медленную или постепенную трансформацию своей командной экономики в рыночную (Россия, Болгария, Македония, Хорватия, большинство стран СНГ), добились меньших результатов.
Список использованных источников и литературы
1. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе (реферат книги Одда Нордхога «Человеческий капитал в организации») // Общество и экономика. - 1997. № 7-8
2. Супян В.В. Наемный труд в США на новом этапе НТР: качественная эволюция и проблемы использования. — М., 1990.
3. Тоффлер О.Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986.
4. Бушмарин И.Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. - №2.
5. Тарасова Н.Трудовые отношения в условиях глобализации и технологической революции (опыт стран Запада) // Общество и экономика. - 2000. - №1.
6. Шумпетер И.Теория экономического развития. – М. 2005
7. Савельев Д. И.Ускорение производительности - фактор количества и качества населения. - Тула: Гриф и К, 1998.
8. Цвылев Р. И.Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М.: Наука, 1996.
9. Гаджиев А. Г.Поведение человека в сфере экономики (социально-психологический аспект) // Общество и экономика. - 1997. - № 7-8.
10. Генри Форд. Сегодня и завтра. - М.: Финансы и статистика, 1992.
11. Макмиллан Ч.Японская промышленная система. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья О. С. Виханского. - М.: Прогресс, 1988.
12. Новая технология и организационные структуры: Сокр. пер. с англ. /Под ред. И. Пипнингса и А. Бьюитандама; Науч. ред. и авт. предисл. Н. И. Диденко. - М.: Экономика. 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5