Искать пути перехода к цивилизованным формам собственности
Названные выше примеры цивилизованного решения проблемы собственности, конечно, не являются всеобщим эталоном разрешения противоречий в системе политико-экономических отношений. Они требуют от мыслящей интеллигенции пристального изучения местных условий и обстоятельств. Прежде всего от той интеллигенции, которая находится у власти. Абсолютное большинство лидеров являются дипломированными специалистами. Правда, не всегда диплом вуза и даже ученая степень есть показатель высокой культуры ума. Ученые и политики Южного региона могут обратиться к опыту ряда стран Запада, где функционируют тысячи мелких и крупных предприятий, даже федерации трудовых коллективов, являющихся владельцами своих хозяйств. Эти предприятия преодолели систему наемного труда, эту, как выражались французские энциклопедисты, форму смягченного людоедства. Цивилизовано решая вопросы накопления и движения капитала, социального и пенсионного обеспечения, науки и образования, эти коллективы даже в условиях стихии варварского рынка добились разумных результатов. В той стихии, которая часто порождает валютные кризисы, а значит спад производства, банкротство банков и даже потрясения финансовых систем государств.
Правда, ряд политиков и "теоретиков" правого толка пытаются доказать, что в России следует формировать "капитализм с человеческим лицом". Однако, как пишет известный публицист Б. Белоцерковский, "уж теперь-то, когда номенклатура вкупе с "бандюками" утвердила свое господство и "прихватила" главную собственность, никому не удастся с помощью новых реформ создать "цивилизованный капитализм", не говоря уже о "человеческом лице". Новые реформаторы будут только обречены потерять собственное лицо!"[8.С.7]. Даже бывший американский советник Е.Гайдара и Б.Ельцина по вопросам реформы собственности в России Дж.Сакс вынужден признать, что эта страна весьма специфична, не понятна для американского научного мышления, а поэтому "попытки найти конкретных хозяев для приватизации крупных и средних предприятий в России потерпели крах" [9].
Удивительное признание "теоретика", заблудившегося в двух соснах. Россия, как и весь Союз ССР, несмотря на определенную отсталость в технологии производства в ряде его отраслей (70 лет – это миг для такой огромной страны, перенесшей разрушительные войны!), в политико-экономическом отношении стояла выше, чем США. В нашей стране в сфере собственности на средства производства, говоря словами В.Ленина, доминировал государственно-монополистический капитал, который объективно нуждался в движении не вспять, к домонополистическим формам, с их варварскими порядками, а к цивилизованным образованиям собственности. К тому типу, где конкретными хозяевами крупных и средних предприятий должны были стать их трудовые коллективы. Этих, повторяю, конкретных хозяев, не мог найти формальный рассудок американского советника вкупе с его невежественными российскими единомышленниками.
Акционерные общества неприемлемы для Северного Кавказа
В результате этих контрреволюционных политико-экономических манипуляций в России утвердилась стихия грабительских рыночных отношений, где, прикрываясь идеей демократии, создания "капитализма с человеческим лицом" и т.п., объявили, что каждый гражданин России может приобрести акции. Говоря иначе, "либеральная экономика" в России позволит, мол, каждому стать акционером любого предприятия. Однако теоретически подобный подход есть чистая софистика, фальшь и лицемерие, а практически – обман, ибо, как пишет В. Белоцерковский, "распыленные мелкие акционеры не способны контролировать управление предприятиями и заинтересованы лишь в том, чтобы побольше были дивиденды"[8.С.7]. Заполучить как можно больше дивидендов, не сознавая, что такой "акционер" присваивает безвозмездно труд другого человека.
Во всех отношениях, особенно в моральном плане, "массовое введение акционерной системы в России трудно расценивать иначе как издевательство над народом и здравым смыслом"[8.С.7]. Здравый смысл подсказывает, что в Южном округе с его избыточностью трудовых ресурсов (главное богатство России!) человеку труда невозможно вписаться в стихию спекулятивных акционерных отношений. Даже найти здесь рабочее место и то является иллюзорной мечтой. Отсюда, как пишет Р. Абдулатипов, "молодые кавказцы вынуждены бежать из родных мест из-за своей неустроенности. Устроиться на работу или учебу в России тоже стало тяжело, в отличие от предыдущих лет"[2.С.55]. Поэтому властям этого округа, если они действительно озабочены судьбой своих граждан, приходится, как бы это не было бы трудно, искать иные пути и способы разрешения сложившихся здесь противоречий.
Сохранить и развивать опыт прошлого
Предпосылки, которые закладывались в советскую эпоху, не утеряны. Так, созданные совхозы и колхозы, как писал М. Залиханов, являются основой эффективного функционирования аграрного сектора в Южном регионе. Даже "противники, - пишет академик,- нашей страны понимали и понимают, что развал колхозно-совхозного производства на селе никогда не даст возможность встать на ноги и быть независимой России" [10.С.94].
Как история, так и современность убедительно доказывают, что в северокавказском регионе эта система хозяйствования требует, прежде всего, не мнимой, а подлинной демократизации, а значат и цивилизованности. Цивилизованные формы собственности преодолевают противоречие между работниками и предпринимателями. Качественное изменение отношений между этими полюсами хозяйствования проявляется в том, что обе эти противоположности выступают совладельцами своего предприятия. Точнее, здесь рабочие и служащие превращаются в хозяев продуктов своего труда, где предприниматель, в силу объективных причин хозяйствования, вынужден выступать не только в роли администратора, но и специфического слуги своего трудового коллектива, о чем писал в свое время, например, К.Маркс.
В северокавказском регионе подобные модификации решают не только чисто экономические, но и политические проблемы. Они способствуют утверждению разумных, истинно человечных межэтнических отношений. В каждом таком трудовом коллективе ценится, прежде всего, профессионализм, а не национальная принадлежность работника. Мало того, трудовой коллектив, являясь владельцем условий труда, стремится вовлекать в сферу своего хозяйствования подрастающие поколения. Поколения, которые в подавляющим большинстве являются членами семей работающих. Вовлекать, естественно, совершенствуя и повышая эффективность работы своих хозяйств.
При господстве этих форм отношений значительно облегчается решение других проблем. Во-первых, облегчается участь тех, кто трудится в хозяйствах с наемным трудом. Владельцы и администрация данных объектов вынуждены принимать меры по повышению активности своих работников, например, в деле контроля за движением и распределением производимого капитала. Во-вторых, что, пожалуй, весьма существенно, резко сужается основа для криминальных разборок. Можно, говоря языком зэков, замочить основного хозяина, но невозможно истребить большинство или всех собственников.
При формировании цивилизованных форм собственности создается экономическая основа для истинного народовластия. Последнее формируется не столько сверху, сколько снизу. Предпосылки демократии утверждаются на предприятиях сферы производства и обращения, в учреждениях образования, здравоохранения, науки и т.п. Утверждается с помощью государственной власти. Многие власть имущие, особенно выходцы из интеллигентских кругов, говоря о демократии, справедливо отмечают заблуждения на этот счет советской системы. Так, М. Чернышев пишет, что в этот период "государственная система, политический режим не сумели реализовать в стране те цели, во имя которых создавались", что эта система упорствовала в своих заблуждениях и не хотела лечиться, не давала стране возможности исправить положение, что и привело к трагическому финалу [11].
Но авторы подобных откровений не желают говорить, что суть этих заблуждений состоит прежде всего в том, что основное противоречие в сфере отношений собственности осталось не разрешенным. Обещая в октябре 1917 г. передать фабрики рабочим, землю крестьянам, т.е. утвердить цивилизованные формы хозяйствования, Все функции собственника (присвоение, обмен, распределение, организацию потребления, распоряжение прибылью) решала партгосноменклатура, но не те, чьим трудом создавались товары и услуги. Уходит от этой судьбоносной проблемы и вице-президент Ассоциации городов Юга России. Сие значит, что и "новая" система не желает лечиться с тем, чтобы создать цивилизованную экономическую основу для подлинного, а не иллюзорного народовластия.
Не извращать смысл идеи о демократии
Данный изъян вызван отчасти тем, что многие интеллектуалы трактуют демократию крайне абстрактно. Обычно твердят, что демократия – это выборность органов власти, что это – провозглашение прав и свобод человека, что это – подчинение меньшинства большинству и т.п. Но в первом тезисе речь идет о том, как формируется народовластие, во втором, что она гарантирует народу, в третьем – о взаимоотношении избранников народа в структурах власти.
В последнее время приобрело популярность суждение, что демократия – это диктатура закона. Однако даже школьнику ясно, что сам по себе закон диктатуру не осуществляет. Закон выражает лишь должное и объективно-необходимое в общественных отношениях. Он – условие и средство для осуществления диктатуры, если таковая неизбежна и необходима. Но, спрашивается, что делать, если законы невежественны? Типа тех, которые изложены по поводу собственности? Кроме того, можно иметь умные законы, а жизнь течет совсем в ином русле. Подобное было в истории нашей страны.
Однако важно совсем иное. В бесчисленных разглагольствованиях о народовластии замалчивается вопрос об экономической основе данного типа власти. Правда, кое-кто эту основу, эту субстанцию пытается искать в частной собственности. Причем не оговаривают, что речь идет о частнокапиталистической собственности. Страшнейшее заблуждение! Даже маститые мыслители и политики на Западе давно отвергают эту идею. Так, Дж. Сорос вынужден подчеркнуть: "в утверждении, что капитализм ведет к демократии, кроется фундаментальная проблема. В системе мирового капитализма отсутствуют силы, которые могли бы толкать отдельные страны в направлении демократии". Дальше он продолжает, что "связь между капитализмом и демократией в лучшем случае незначительна [12.С.122]. В лучшем случае капитализм порождает урезанную, ущербную, точнее, внешне кажущуюся демократию.
На Северном Кавказе подобная демократия окунула его этносы, говоря словами В. Путина, в кровавое болото, порожденное грабительской приватизацией, ибо, как писал М. Залиханов, "все экономические новинки наших молодых реформаторов направлены на перекачку ресурсов не в пользу народа, а в личные карманы новых хозяев страны"[10.С.96]. В Южном регионе оказалось немало политиканов, говоря словами М. Чернышева, "смысл деятельности которых – набрать себе как можно больше власти и любыми путями эту власть держать. Ну и, конечно, пользоваться ею – для себя лично"[13]. Конечно, в подобных обстоятельствах слова о народовластии окажутся абсолютной фальшью и лицемерием.
Безусловно, многие разумно мыслящие политики понимают, что объективные законы развития народов Южного региона, их государственных образований, как отмечает Р.Абдулатипов, "обусловливают необходимость проведения политики интеграции и сотрудничества во всех сферах общественных отношений"[2.C.56]. И все же, в сфере политико-экономических отношений этим лидерам, видимо, не хватает воли, чтобы, сотрудничая в этой судьбоносной области, утверждать цивилизованные формы собственности, а значит закладывать основы подлинного народовластия. Но, пожалуй, не хватает главного: веры в свой народ и умения не раздражать федеральный центр, который часто стремится "заморозить" эту разумную волю.
Переход к цивилизованным формам собственности сопряжен, естественно, со многими трудностями. Приходится преодолевать противоречие не только между наемниками и предпринимателями, но и находить эффективные способы разрешения данной антиномии. Можно поступить чисто формально: объявить, что каждый работник завтра становится совладельцем своего предприятия, может даже претендовать на определенную долю (пай) капитала. Но демократия окажется чистой иллюзией. Народовластие требует качественно иных форм участия работников в решении насущных вопросов своего предприятия или учреждения. Она нуждается в создании особых форм самоуправления. "А именно, выборность и разделения власти внутри этих ячеек: совет коллектива – законодательная власть, администрация – исполнительная власть, ревизионно-контрольные комиссии – судебная"[8.С.27].
Конечно, внедрение подобной модели вызовет скрытое и явное, бешено-невежественное сопротивление не только новых хозяев, представленных единичными или группой собственников, но и администрации, исполняющей волю своих хозяев. Давно известно, что нет свирепее надсмотрщика, чем того, кто сам является рабом выше стоящего хозяина. Не каждый политик, обладающий властью, пойдет по этому со всех точек зрения разумному, но драматическому пути. В данных обстоятельствах необходимы грамотные законы и сильная власть, т.е. диктатура.
Народовластие (демократия) – это цивилизованная форма диктатуры. Диктатуры, направленной против тех сил и лиц в обществе, которые растаптывают права и свободы граждан (сivilis). Прежде всего, против тех, кто стоит на пути превращения людей труда в собственников, владельцев продуктов своего труда. Власть народа не может быть слабой и безвольной в своих действиях. Кое-кого пугает термин "диктатура". Почему? Они путают диктатуру с тиранией и деспотизмом власти, ее лидеров (вождей и фюреров). В России в этом смысле нет истинной демократии. Здесь утвердилась тирания произвола, сбросившая ее в болото кровавых потрясений. Потрясений, которые уже ряд лет переживают этносы Северного Кавказа.
Народы Северного Кавказа могут преодолеть свои трагедии
При антицивилизованном решении политико-экономических проблем эти потрясения грозят полным распадом России. Только политический невежда не может видеть, что единство этносов страны, их интернационализм не обеспечивается одной лишь силой государственной власти, что убедительно доказано, например, историей СССР, его судьбой. На ответственном этапе истории Союза, поскольку не были цивилизовано решены вопросы собственности, не нашлось разумного диктатора, а может быть в какой-то мере и деспота, чтобы сохранить единство СССР. В такой трагический момент, когда решаются судьбы миллионов, как писал Маркс, легче терпеть деспотизм гения, чем деспотизм идиота [5.T.6. C.163].
Частнокапиталистическая собственность в любом своем облике не дает основы для единения этносов страны. Особенно опасен в этом плане безличностный, анонимный капитал, получивший в современную эпоху господствующее положение. Он представлен различного рода топливно-энергетическими кампаниями, индустриально-производственными монополиями, информационно-компьютерными консорциумами, банковскими объединениями, инвестиционными фондами и т.п. Владея источниками тепла и энергии, сырья и производства, свободной валютой и ценными бумагами, этот капитал диктует свои правила "игры". В Южном регионе, как и во всей России, эти правила не имеют цивилизованного лица. Они способствуют отчуждать как труд непосредственного производителя благ и услуг, так и труд массового потребителя. Как в системе финансовых отношений, так и в области движения товаров. Львиная доля богатств в этой сфере попадает в руки огромнейшей армии посредников, которых некоторые “теоретики” пытаются именовать представителями среднего класса. Но средний класс – это, прежде всего, труженики и собственники своих условий труда. Их трудом создается огромная доля материальных и духовных благ.
Средний класс неприемлем и нетерпим для крупного промышленного и финансового капитала, который в своих отношениях с данным сословием собственников не стремится придерживаться каких-то цивилизованных правовых норм. В принципе подобное законодательство отсутствует, что и позволяет «акулам капитализма», прикрываясь идеей свободы рыночных отношений, осуществлять грабеж учреждений и предприятий, испытывающих трудности, например, в финансах. Самое существенное то, что здесь отсутствует необходимый контроль органов власти, не говоря уже о контроле трудовых коллективов или органов местного самоуправления. Полагаться лишь на налоговую инспекцию – это все равно, что изобрести лекарство от всех болезней. Этой "болезнью" произвола анонимного капитала крайне заражен Южный округ, о чем с тревогой пишет мэр столицы этого региона. Так, говоря о Ростове-на-Дону, М. Чернышев отмечает, что в отношениях между властью и бизнесом, политиками и горожанами "нужны открытость и прозрачность в управлении городом. Нужно шире вовлекать горожан в процесс управления", что важнейшим условием такого процесса является обеспечение законодательством таких проблем как собственность, права местного самоуправления и т.п.[13].
Естественно, разрешение противоречий в сфере отношений собственности требует не только особой политической воли, но и серьезных интеллектуальных усилий, особенно со стороны экономистов и правоведов. Не только в деле утверждения разумных форм собственности, но и в создании цивилизованной финансовой системы. При всех трудностях объективного и субъективного плана Южный округ способен создать свою банковско-инвестиционную систему, обеспечивающую качественно иную модель накопления и движения капитала, систему социального обеспечения, образования, здравоохранения и т.п. Но без движения к цивилизованным формам собственности, без демократизации и жесткого контроля за деятельностью хозяйств с наемным трудом драматические противоречия не разрешить. Вступая в третье тысячелетие, проявление слепоты в решении политико-экономических проблем, означает подготовку более кровавых событий, чем, скажем, в 1918-1919 годы. Видимо, история никого из власть имущих ничему не научила. Не научила тех, кто прошел школу общественно-научного образования, пронизанного софистикой.
Итак, решение политико-экономических проблем Северного Кавказа требует учета многих факторов. Во-первых, разрешение, этих антиномий тесно связано с общероссийскими проблемами. На северокавказье они составляют самую обостренную часть общероссийских антагонизмов. Во-вторых, являясь сосредоточием острейших антиномий, этот регион в силу этнического многообразия выступает своеобразной "лабораторией", способной найти наиболее разумный путь разрешения всех этих антагонизмов. Путь, применимый в других регионах России, с учетом их специфики. В-третьих, основной груз решения этих задач может взять на себя творчески, разумно мыслящая интеллигенция. Та ее часть, которая стоит у власти, и та, которая трудится в структурах гражданского общества. Решать эти проблемы, опираясь на помощь трудовых коллективов и особенно на молодежь, ибо последней придется "расхлебываться" в XXI веке за ошибки и заблуждения конца XX века.
северный кавказ политика экономический
1.Известия. 1993, 9 нояб.
2.Абдулатипов, Кавказская политика Кавказа и российской ориента- ции Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1999, №1.
3.Минасян А.М. Диалектика и софистика. 1985.
4. Вечерний Ростов. 2000, 24 нояб.
5.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
6.Домениа О.Н. Кавказская культурная общность: миф или реальность?//Научная мысль Кавказа. 2002. №1.
7.Коков В.М. Ислам: гуманистические традиции // Научная мысль Кавказа. – 2000. №1.
8. Белоцерковский В. Россия и капитализм // Свободная мысль. 1999. № 1.
9. "Новое время". 1995, №8.
10. Залиханов М.Ч. Невеселые уроки земельных преобразований в России //Научная мысль Кавказа. 1999, №3.
11. Вечерний Ростов. 2000, 29 нояб.
12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999.
13. Вечерний Ростов. 2000, 23 нояб.
.ru
Страницы: 1, 2, 3