Рефераты. Политика стимулирования экспорта

Политика стимулирования экспорта













Политика стимулирования экспорта в зарубежных странах


Содержание


Введение

1. Финансовые методы внешнеторговой политики государства

2. Опыт зарубежных государств в области стимулирования экспорта

3. Перспективы развития российского экспортного потенциала

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами. Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики - политику свободной торговли и политику протекционизма.

Международная практика свидетельствует, что обе тенденции - и либерализация (свобода торговли), и протекционизм - являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.

Политика свободной торговли - это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики.

Положительные стороны:

дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена;

страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты;

дает преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.


1. Финансовые методы внешнеторговой политики государства


По мере снижения ставок таможенных пошлин и связанного с этим падения фискальных таможенных доходов государство стремится использовать иные источники для пополнения своих финансовых поступлений. В их числе так называемые паратарифные меры. Это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или определенную величину на единицу товара). В отличие от таможенных пошлин паратарифные меры воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом международного регулирования, они находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных. Паратарифным мерам свойственна фискальная функция. К паратарифным мерам относятся:

внутренние (уравнительные) налоги и сборы - это налоги и сборы, которые эквиваленты косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта. Сюда входят прежде всего косвенные налоги, которые включают в цену товара: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажу (налог с оборота), налог на потребление;

налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу; это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога. Они предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей, и имеют целевой характер. В их число входят: сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товаров), гербовый сбор, статистический сбор, консульский сбор и др.;

таможенные доплаты в виде дополнительных налогов, добавочных пошлин, вводимых с целью пополнения бюджета или защиты национального производства. Они включают скользящие импортные налоги (сборы), призванные поддерживать на постоянном уровне внутренние цены, а также компенсационные сборы, которые покрывают (компенсируют) разницу между мировыми и внутренними ценами на сельскохозяйственные товары.

В состав нетарифных ограничений входят также методы регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств. Они содержат элементы валютного рынка, отношения экспортеров и импортеров с банками, систему национального и межгосударственного валютного регулирования, включая мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа. Их протекционистский эффект состоит в возможности увеличения стоимости импорта. В эту категорию нетарифных ограничений входят меры валютного регулирования, субсидии и финансовые льготы и требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов.

Для борьбы с конкурирующими иностранными товарами широко применяются валютные методы регулирования импорта. Они оказывают серьезное воздействие на цены товаров, объем и структуру товарооборота и его географическое распределение.


2. Опыт зарубежных государств в области стимулирования экспорта


Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.

Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.

В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершенствование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.

Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).

Негативным следствием такого рода политики может явиться и отставание отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Так, та же Южная Корея вышла на мировые рынки с цветными телевизорами раньше, чем такое производство было создано для обслуживания внутреннего рынка.

Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта.

Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.

Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.

Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.

В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.

Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.

Методы стимулирования:

налоговые льготы;

субсидии;

гарантирование частных вложений;

льготные кредиты;

предоставление грантов;

помощь в решении инфраструктурных вопросов;

стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Организационные формы:

создание специальных государственных фондов;

мобилизация ресурсов частных институтов;

создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.

Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.