Рефераты. Политика США в отношении Кубы после распада СССР

Сельское хозяйство растет темпом в 14,5%, в то время как в предыдущее пятилетие среднегодовой рост составлял 8,4%.

Положительные результаты демонстрирует туризм, показавший рост в 9-10% по сравнению с 1999 годом, несмотря на отрицательный эффект от девальвации евро и увеличение тарифов на авиационных перевозках.

В сфере внешней торговли отмечаются благоприятные продвижения с увеличением объемов экспорта на 12% в сочетании с вдохновляющим увеличением на 24% по новым экспортным статьям. Импорт, в свою очередь, вырос на 14%, однако если исключить возрастание цен на нефть, то это увеличение значительно сокращается[4].

С другой стороны, объемы строительства выросли на 9,3% по сравнению с темпами, достигнутыми в последние пять лет, когда они после 1995 года были немного более 6%.

Количество иностранных инвестиций продолжало расти и играть дополнительную роль содействия нашему экономическому развитию в тех областях, где мы не можем делать этого нашими собственными силами из-за недостатка капитала, технологии или рынка. В 2000 году были достигнуты важные соглашения в коммерциализации табачных изделий и в производстве красителей, по автобусам, цементу, никелю, промышленным газам, морскому рыбоводству (лпапсиНига), а также в разведке совместно с иностранными фирмами нефтяных месторождений, в электропромышленности, развитии туризма, связи, промышленности строительных материалов и в других областях.

По подсчетам, иностранные инвестиции в указанных стратегически важных сферах выросли до 3.100 млн. песо - цифра, которая превышает вдвое уровень 1995 года, и дали прирост на 16% по сравнению с 1999 годом[5].

К концу 2000 года в стране было 31 новое предприятие, в том числе смешанные предприятия и созданные на основе контрактов по ассоциациям. Несмотря на то, что по сравнению с 1999 годом произошло сокращение числа предприятий, которых тогда было 58, приток финансов увеличился несколько более, чем вдвое. Это сокращение показывает, что страна направляла иностранные капиталы в предприятия, которые приносят технологию, капиталы и рынки.

Таким образом, к концу года сумма иностранных инвестиций, поступивших с 1989 года, составила 5 миллиардов долларов, а число активно действующих предприятий, в процессе создания и на этапе инвестирования - 394. В результате ассоциирования с международными экономическими центрами уровень продаж несколько превысил 1.200 миллионов долларов. В этой сумме от 45 до 50% приходится на экспорт товаров и услуг - это другая сторона доходов от иностранных инвестиций.

Министерство по иностранным инвестициям Кубы продвинулось в заключении контрактов на кооперацию в производстве и в привлечении к администрированию кубинских предприятий иностранных партнеров - еще одна разновидность иностранных инвестиций. Такие контракты используются в местах, где требуется технология и рынки, и нет необходимости создавать смешанные предприятия. От такого сотрудничества выигрывают легкая промышленность (обувная одежная и полиграфическая) и металомеханика. К концу 2000 года было подписано 51 соглашение и в проработке находятся еще десять. Во время визита Президента Российской Федерации Владимира Путина было подписано новое, четвертое соглашение в целях недопущения двойного обложения налогами. Три других были подписаны с Испанией, Италией и Барбадосом.

В свете этих результатов наша страна прилагает усилия к тому, чтобы сократить время на ведение переговоров. С этой целью было решено применять новую систему, которая начала действовать теперь, в январе, и работать по ней поручено Национальному офису свободной зоны. Благодаря этой системе у предпринимателя будет возможность иметь дело с единым центром, который возьмет на себя всю координацию и оформление, требуемые для проведения переговоров с различными руководящими органами и учреждениями, чтобы осуществить юридическое учреждение новой ассоциации или предприятия в срок до 30 дней.

Для кубинского правительства восстановление экономики страны важно как средство повышения благосостояния населения. По этой причине, анализируя основные результаты последнего года, можно констатировать заметное улучшение условий жизни народа. Достаточно сказать, что перерывы в снабжении электроэнергией на 12-13 часов, какие были 5-6 лет назад, сегодня случаются лишь в моменты, когда происходит какая-то авария или непредусмотренный выход из строя какого-нибудь генератора.

В 1993-94 годах в стране потреблялось меньше 2 тысяч килокалорий и 50 граммов протеинов на душу населения в день, а к концу 2000 года достигнуто 2 тысячи 585 килокалорий и 68 граммов протеинов. Только за 1999 и 2000 повышена зарплата более чем миллиону трудящихся бюджетной сферы и почти 700 тысячам в сфере производства и обслуживания. Это повышение в 1999 году составило более 600 миллионов песо и в 2000 году - 800 миллионов песо, полученных из бюджета страны[6].

2. Экономическая блокада Кубы


2.1 Основные направления блокады

В своем стремлении уничтожить политическую, экономическую и социальную систему, установленную кубинским народом путем революции, Соединенные Штаты сделали применение экономических санкций ключевым звеном политики по отно­шению к Кубе.

Исследования подтверждают, что ущерб, причиненный Кубе вследствие применения этой политики, может превысить уже 72 миллиарда долларов.

Экономическая война против Кубы началась намного раньше, чем распоряжением президента Соединенных Штатов была формально введена блокада. Ее экстерриториальный характер, узаконенный в 1992 году с принятием закона Торричелли, всегда отрицательно сказывался на торговле, финансовых отношениях и инвестициях не только между обеими странами, но и между Кубой и третьими странами.

Блокада резко и радикально лишила Кубу любых связей с Соединенными Штатами - самым близким рынком, где традиционно велась большая часть внешней торговли Кубы и с которым она была связаны технологически.

В этих условиях Кубе пришлось переориентировать свои экономические связи и искать в дальних регионах источники поставок и новые рынки для продуктов своего экспорта. Все это подразумевало огромные затраты на перевозки и фрахт и разбухание товарных запасов и резервов при высокой стоимости иммобилизации ресурсов[7].

Проблемы, с которыми сталкивалась кубинская экономика вследствие блокады, увеличились, когда после распада системы социалистичес­кого экономического сотрудничества и самого Советского Союза Кубе вновь пришлось пережить прекращение отношений со своими бывшими торговыми партнерами - СССР и странами Восточной Европы. Тогда Соединенные Штаты решили, что наступил момент нанести окончательный удар по Кубинской революции.

В 1992 году принимается закон Торричелли, резко прервавший торговлю лекарствами и продуктами питания, которую Куба вела с дочерними предприятиями американских компаний, находившимися за пределами американской территории, и введший суровые запрещения, касавшиеся морских судов, шедших с Кубы и на Кубу.

Затем Соединенные Штаты принимают в 1996 году закон Хелмса-Бертона, который узаконил все запрещения, установленные блокадой, и попытался помешать иностранным инвестициям на Кубе.

Эти законодательные механизмы, распространяющие свое действие на все международное сообщество, были дополнены последними распоряжениями и мерами, направлен­ными на ужесточение блокады. По выражению Кубинских властей: «Проявление вопиющего неуважения к нормам международного права со стороны пра­вительства Соединенных Штатов не завершилось с принятием в 1996 году закона Хелмса-Бертона». Речь идет о принятии Раздела 211 Генерального закона о бюджетных ассигнованиях на 1999 год. Согласно Разделу 211 пытаются отнять марку кубинского рома «Гавана Клуб» у ее владельцев, с тем чтобы передать право на продажу продукта сначала в Соединенных Штатах, а затем в третьих странах другим претендентам.

Кроме того, 26 марта 2003 года государственный секретарь Колин Пауэлл объявил о выделении крупных федеральных фондов на поддержку незаконных радио- и телепередач на Кубу, что противоречит правилам, установленным Международным союзом телекоммуникаций (УИТ)[8].

Помимо того, продажа Кубе продуктов питания, разрешенная только недавно, зависит от сложных процедур и правил, которые невероятно затрудняют ее осуществление[9].

Американские предприятия должны совершать обременительные бюрократические формальности, чтобы получить разрешение на продажу Кубе своих продуктов. Со своей стороны, Куба должна расплачиваться за товары наличными; она не имеет возможности получить кредиты под оборотный капитал, даже частные; она должна совершать операции через банки, находя­щиеся в третьих странах, причем в другой валюте, соответственно неся потери на валютных операциях.

Перевозка продуктов, которые, в конце концов, будут закуплены, должна производиться на американских судах или на судах третьих стран после получения разрешения на это. Куба не может использовать для таких торговых операций собственный флот, что приносит значительные убытки.

К этому присоединяется тот факт, что Куба не может ничего продавать американским предпринимателям, заинтересованным в покупке кубинских продуктов, и потому исключается возможность создавать источники поступлений, которые позволили бы расширить операции.

Правительство Соединенных Штатов игнорирует резолюции, в которых осуждается блокада, ежегодно, начиная с 1992 года, принимаемые Генеральной Ассамблеей Организации Объе­диненных Наций.


2.2 Экстерриториальность американской политики


В 1992 году, вследствие по­бедных настроений, царивших в Соединенных Штатах после их стратегической победы в так называемой «холодной войне», империалистические круги этой страны решили, что «настал момент уничтожить Кубинскую революцию». С этой целью был принят так называемый «Закон ради кубинской демократии», известный как закон Торричелли.

В год, когда был подписан закон Торричелли, Куба приобретала через дочерние зарубежные компании или филиалы американских предприятий такие жизненно важные товары, как лекарства и продукты питания. В 1991 году объем обмена с дочерними компаниями составлял 718 миллионов долларов. Из них 91% приходилось на продукты питания и лекарства. В результате принятия вышеупомянутого закона эта торговля была резко прервана.

Этот закон запрещал заход в американские порты на срок в 180 дней судов любой национальности, под каким бы флагом они ни плавали, если они заходили в кубинский порт или перевозили товары на Кубу или для Кубы, под угрозой включения их в «черный список» в нарушение норм свободы торговли и судоходства, установленных международным правом, международными соглашениями и распоряжениями Организации Объединенных Наций по данному вопросу.

Затем, в 1996 году Соединенные Штаты принимают так называемый закон Хелмса-Бертона, направленный не только на то, чтобы помешать торговле Кубы с остальным миром, но также и на то, чтобы затормозить начавшийся процесс иностранных инвестиций в виде капиталов, технологий и рынков[10].

Этим законом Соединенные Штаты присваивают себе право официально и публично выносить решения по вопросам, которые, как предполагается, являются атрибутами суверенитета других государств.

Сверх того, этим законом государственному секретарю дается указание не допускать в Соединенные Штаты тех дол­жностных лиц и руководителей компаний, которые нарушают железную блокаду Кубы, запрещая им свободный въезд на американскую территорию и обязывая госсекретаря составить список «недопустимых» лиц.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.