Рефераты. Перспективы развития американо-египетских отношений в начале XXI века

Серьезные противоречия связаны с отношением к фигуре главы ПНА Ясира Арафата, о необходимости замены которого все чаще говорят официальные лица Израиля и США. Шарон ранее заявлял, что не признает Арафата в качестве лидера палестинцев16. В Египте же считают, что только Ясир Арафат способен достичь мира с Израилем, а «намерение иметь дело с другими палестинскими лидерами обернется катастрофой»17. По мнению Мубарака, «причина отсутствия политического диалога между израильтянами и палестинцами состоит в том, что Арафат не доверяет премьер-министру Ариэлю Шарону»18. Глава МИД Египта Ахмед Махер по итогам состоявшихся переговоров X.Мубарака с группой американских сенаторов заявил, что Египет решительно поддерживает демократически избранного главу Палестинской национальной администрации (ПНА) Ясира Арафата и отвергает любые попытки его смещения19.

В сентябре 2003 г. Египет безоговорочно осудил решение израильского правительства выслать Ясира Арафата за пределы палестинских территорий, назвав намерение еврейского государства препятствием на пути к достижению мира. Стоит сказать, что Вашингтон, выступая против физического устранения Арафата, уже давно не считает его приемлемым для себя партнером в переговорах по процессу ближневосточного урегулирования. Расходятся позиции Каира и Вашингтона и по проблеме определения границ будущего палестинского государства. Египет выступает за то, чтобы оно было создано в границах, существовавших до 4 июня 1967 г., а США не разделяют позицию Каира по этому вопросу, так как против этой идеи категорически возражает Израиль.

В сложившейся ситуации новым шансом для процесса ближневосточного урегулирования стал план «Дорожная карта», разработанный «четверкой» коспонсоров мирного процесса – США, Россией, ООН и ЕС. «Дорожная карта» – это поэтапный план палестино-израильского мирного урегулирования в течение трехлетнего периода, включающий график создания независимого палестинского государства к 2005 году. План разрабатывался с привлечением заинтересованных стран – Египта, Иордании, Саудовской Аравии.

3 июня 2003 г. в Шарм-эш-Шейхе собрались главы ведущих арабских государств, чтобы обсудить с президентом США пути разрешения ближневосточного конфликта. Главным итогом саммита можно назвать то, что его участники полностью поддержали «Дорожную карту» и осудили терроризм во всех его проявлениях. От имени арабских участников встречи Мубарак также высказался за полное прекращение израильской оккупации палестинских земель в соответствии с решениями международного сообщества и призвал все палестинские группировки отказаться от насилия и поддержать созданное правительство Махмуда Аббаса. Такая позиция в полной мере устраивала США, стремившиеся максимально ослабить позиции Арафата и посеять раздор в палестинском руководстве. Однако, как показало время, ни Махмуд Аббас, ни его преемник на этом посту Ахмед Куреи не смогли в полной мере стать реальными авторитетами в исполнительной власти ПНА.

Израиль, несмотря на то, что план «Дорожная карта» был утвержден парламентом страны, продолжает чинить препятствия его осуществлению. Продолжаются строительство еврейских поселений на палестинских территориях и убийства активистов палестинского сопротивления. Противники «Дорожной карты» имеются и с палестинской стороны, особенно среди радикальных группировок, которые не приемлют компромисса с еврейским государством.

Египет со своей стороны не перестает надеяться, что Вашингтон окажет некоторое давление на Израиль с тем, чтобы тот выполнял положения «Дорожной карты». Ведь на кону стоит не только престиж Египта, но и США как одного из разработчиков «Дорожной карты». Почти весь 2003 год был посвящен испытанию «Дорожной карты», призванной положить конец одному из самых кровопролитных конфликтов современности. Официальный Каир при поддержке США взялся за осуществление сближения позиций между правительством Израиля и палестинцами. В столице АРЕ прошло несколько встреч с лидерами радикальных палестинских группировок, на которых египтяне старались убедить их в необходимости заключения долгосрочного перемирия с израильтянами. Несмотря на то, что в конце концов посреднические усилия Египта не привели к желаемому успеху, миротворческая деятельность Каира получила в большинстве стран положительные оценки.

Очередной визит президента Египта Хосни Мубарака в США в середине апреля 2004 г. обещал быть непростым. Накануне поездки практически все издания в один голос подмечали, что повестка дня на переговорах будет насыщенной. То, что представлял собой регион Ближнего Востока к этому времени, не могло не вселять опасения. В Ираке год спустя после падения режима Саддама Хусейна началась, по сути, вторая и, видимо, главная часть ирако-американ-ского противостояния. На палестино-израильском направлении после того, как Израиль вернулся к тактике точечной ликвидации лидеров палестинского сопротивления, также наблюдалось резкое осложнение обстановки.

Весна 2004 г. ознаменовалась на Ближнем Востоке событиями, которые поставили под угрозу не только реализацию плана «Дорожная карта», но и весь процесс ближневосточного урегулирования. 22 марта 2004 г. израильтяне в секторе Газа ликвидировали духовного лидера палестинского движения ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, что вызвало сильную волну протеста антиизраильской и антиамериканской направленности в арабских и мусульманских странах. Известие о гибели духовного лидера ХАМАС вызвало настоящие народные протесты в Каире и других крупных городах страны. Митингующие требовали объявления арабским сообществом войны Израилю.

Президент Египта Хосни Мубарак осудил убийство шейха Ахмеда Ясина, назвав акцию Израиля «бессмысленной, имеющей непредсказуемые результаты и подрывающей все усилия по возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке»20. Мубарак приказал в знак протеста отменить участие своей страны в праздновании 25-летия соглашения в Кэмп-Дэвиде. В итоге не состоялся визит египетских парламентариев в Израиль, где должны были пройти торжества по случаю юбилея египетско-израильского мирного договора. В других регионах мира, в том числе и в Европе, данная акция Израиля была расценена как незаконная операция, наносящая удар по мирному процессу. США ее не осудили и наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую убийство Израилем лидера ХАМАС.

На этом фоне от Мубарака ждали, что на переговорах в США он займет жесткую пропалестинскую позицию. С самого начала одним из основных вопросов, которые должны были обсудить лидеры Египта и США в ходе двусторонних переговоров, назывался план израильского премьер-министра Ариэля Шарона о выводе израильских войск из сектора Газа. Согласно этому плану, Израиль намеревался эвакуировать из сектора Газа все еврейские поселения, вывести дислоцированные в этом районе войска, а также ликвидировать четыре еврейских поселения на Западном берегу реки Иордан. Вместе с тем Израиль заявил о намерении сохранить израильский суверенитет над рядом крупных поселений на Западном берегу реки Иордан – Маале-Адумим, Ариэль, Гуш-Эцион, Гиват-Зеэв и Кирьят-Арба, а также еврейскими кварталами в городе Хеврон. Израиль также заявил о том, что не отказывается от строительства «разделительной стены» между Израилем и территориями, находящимися под контролем ПНА. Это, по мнению правительства еврейского государства, необходимо для обеспечения безопасности израильских граждан от акций палестинских радикалов.

На состоявшейся 12 апреля 2004 г. совместной пресс-конферен-ции президенты Египта и США Хосни Мубарак и Джордж Буш приветствовали план кабинета Ариэля Шарона покинуть Газу. В то же время оба лидера подчеркнули, что данное решение о выводе должно быть частью процесса по реализации «Дорожной карты» по ближневосточному урегулированию. Лидеры США и Египта подтвердили стремление продолжать работу с Израилем и палестинцами в целях прекращения насилия и возвращения их за стол переговоров. При этом Хосни Мубарак заявил, что «готов сделать все что угодно, чтобы возродить надежду на всеобъемлющее урегулирование» арабо-израильского конфликта21.

По итогам визита в США главы АРЕ Египет и Соединенные Штаты условились расширить сотрудничество в борьбе с терроризмом. «Отправной точкой для мира и процветания» в этом регионе, подчеркнул Буш, должно стать прекращение терроризма. Также в ходе официального визита в Соединенные Штаты Мубарака Египет и США отметили 30-летие восстановления дипломатических отношений между двумя странами. Политический советник президента Египта Усама аль-Баз, характеризуя нынешнее состояние египетско-американских отношений, заявил, что «они основаны на дружбе и откровенности»22.

Два дня спустя после египетско-американских переговоров состоялась встреча Буша с израильским премьером Ариэлем Шароном. Американский лидер практически полностью поддержал программу «одностороннего отделения», выдвинутую израильским премьером, назвав ее «историческим и смелым шагом». Но вместе с тем Буш заявил также, что «невозможно ожидать, что в рамках окончательной договоренности будет реализован полный отход Израиля к линии размежевания, установленной перемирием 1949 г.». Глава Белого дома также отметил, что палестинским беженцам должно быть обеспечено право на возвращение в палестинское государство, но не в Израиль. Реакция на заявление Буша со стороны палестинцев была скорой и вполне ожидаемой. Палестинцы выступили против позиции США, назвав заявления американского президента «грубым посягательством на резолюции ООН и международную законность», «отказом от принципов Мадридской конференции». Многие арабские журналисты вскоре окрестили позицию Буша как вторую «декларацию Бальфура».

Официальный Каир разочаровала позиция США по палестино-израильскому конфликту. Вашингтон согласился на такой план урегулирования, который устроил бы еврейское государство. Премьер-министр Израиля добился от США весьма значительных уступок практически по всем интересовавшим его вопросам, в том числе по вопросу о границах и беженцах. Поддержав план выхода Израиля из Газы, Буш в то же время согласился на фактическую аннексию части земель на Западном берегу реки Иордан, что было встречено весьма негативно в арабском мире, в том числе и официальным Каиром, надеявшимся на урегулирование в рамках «Дорожной карты», а не двустороннего американо-израильского сговора.

Вскоре после этого произошло событие, подлившее масла в разгорающийся ближневосточный пожар. Не прошло и месяца со дня гибели шейха Ясина, как 17 апреля 2004 г. Израиль ликвидировал его преемника на посту лидера ХАМАС Абдель Азиза ар-Рантиси. Стало ясно, что усилия Египта по поиску компромисса между палестинскими радикалами и правительством Израиля были фактически проигнорированы кабинетом Ариэля Шарона. Как заявил Ахмед Махер, «убийство ар-Рантиси – это убийство последней возможности на достижение мира на Ближнем Востоке». В арабской прессе появились предположения, что «добро» на устранение ар-Рантиси Шарон получил во время своего визита в США.

В итоге официальный Каир оказался в непростой ситуации, поскольку всегда высказывался за политическое решение палестино-израильского конфликта, убеждая своих арабских партнеров в целесообразности продолжения диалога с правительством еврейского государства. Теперь же в сложившейся обстановке после гибели двух лидеров палестинского сопротивления пацифистский настрой Египта явно не отвечал настроениям арабской общественности. Палестинские радикалы, разъяренные убийствами двух лидеров сопротивления и одобрением США откровенно произраильского плана по ближневосточному урегулированию, обещали Израилю «вулкан мести».

В своем выступлении в конце апреля 2004 г. по случаю 22-й годовщины освобождения Синайского полуострова Хосни Мубарак заявил, что «Египет придерживается требований выполнить все международные обязательства, связанные с ближневосточным урегулированием». «Должны быть освобождены все занятые в 1967 году земли в Палестине, сирийские Голанские высоты, ливанские территории, а палестинскому народу возвращены его законные права, первое из которых – создание своего независимого государства»23.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.