Дебаты по финансовому законодательству используются палатой для проведения дебатов по тем или иным вопросам правительственной политики. Право выбора предмета обсуждения в большинстве случаев предоставляется оппозиции.
Инициаторами частных законопроектов могут быть любые лица, и соответственно частные законопроекты вносятся в парламент не депутатами, а заинтересованной стороной. Инициаторы билля составляют петицию, обосновывающую необходимость его принятия. Законопроект должен быть опубликован в официальном издании. Возражения против законопроекта также подаются в форме петиции. Обычно в парламенте вместо инициаторов и оппонентов частного законопроекта выступают их представители.
Наиболее существенная стадия прохождения частного законопроекта - обсуждение в комитете палаты по частным законопроектам. Заседание комитета напоминает судебное заседание. Затем частный законопроект представляется палате и проходит е же стадии, что и публичный билль.
Парламент - верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства.
Контроль палаты общин над актами делегированного законодательства осуществляется на основании Закона об издаваемых на основании статутов постановлениях 1946 г. Уполномочивающий закон “предусматривает, что акт делегированного законодательства должен быть представлен в парламент в соответствии с процедурой, установленной законом. Согласно закону, акты делегированного законодательства могут представляться в палату общин либо до вступления в силу, либо после вступления в силу, в зависимости от того, что предусмотрено в уполномочивающем законе.”[5]
В палате общин существует специальный комитет по делегированному законодательству, проверяющий те билли, которые были внесены в палату общин. Члены палаты участвуют также в работе объединенного комитета по проверке актов делегированного законодательства. Комитеты изучают постановления с точки зрения их соответствия закону, на основании которого они были изданы, и представляют палатам доклады о тех актах, которые считают заслуживающими внимания.
Контроль над правительством - вторая главная функция палаты общин.
Парламентская ответственность правительства - стержень всей системы контроля. В Великобритании существует система парламентарного ( ответственного ) правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом ( в этом случае под парламентом понимается только палата общин ) и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ правительству в доверии в целом. Этот акт, влекущий ответственность, может касаться неодобрения палатой либо общей политики правительства, либо какой - либо отдельной его меры. Основанием, влекущим ответственность, может быть также поражение правительства при голосовании по тому или иному мероприятию, предложенному правительством, либо, наоборот, одобрение меры, против которой правительство возражает.
В случае поражения в палате общин, за которым должна последовать отставка, правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.
Оппозиция часто вносит в палату общин предложение о вотуме недоверия, но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство. Вопрос о том, является ли поражение в палате достаточно серьезным, чтобы повлечь за собой уход в отставку и роспуск парламента, решает премьер - министр.
Одной из наиболее часто практикуемых форм парламентского контроля является процедура вопросов депутатов министрам. Существуют устные и письменные вопросы. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно ( кроме пятницы ). Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах. Порядок представления вопросов строго регламентирован. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате письменное предварительное уведомление. Если депутат желает получить письменный ответ, оно предоставляется за семь дней; устный - за два дня. Депутат не вправе требовать ответа на свой вопрос до истечения этих сроков.
Число вопросов, которые депутат может задать в течение одного заседания, ограничено двумя. При этом ему дается право задать дополнительный вопрос, имеющий отношение к основному. “Ни один вопрос не может быть задан министру после истечения “часа вопросов”, единственное исключение из этого правила предусматривает тот случай, если спикер признает, что вопрос имеет “ неотложный характер общественного значения”.”[6] Спикер может не допустить вопроса, если министру не было дано о нем предварительного уведомления. По такому частному уведомлению не может быть задано более одного вопроса в день.
Министр может отказаться отвечать на вопрос. Всякая попытка получить ответ на вопрос, если на него отказались отвечать, будет отведена спикером. Если министр отказался отвечать на вопрос, то он может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.
Существует также своеобразная форма парламентского контроля в виде предложений, отличающаяся от практики интерпелляций и запросов, существующих в других странах. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Посредством внесения такого предложения депутат ставит на обсуждение палаты какой - либо вопрос, предлагая тем самым палате рассмотреть его и вынести по нему свое решение.
Член палаты, вносящий предложение, должен обосновать, почему палата должна принять к рассмотрению его предложение. Вслед за тем начинаются дебаты, в которых выступают как депутаты, поддерживающие предложение, так и его противники. Спикер следит за тем, чтобы слово было предоставлено и тем и другим. Предложение, принятое при голосовании становится решением палаты общин.
Предложения открывают возможность широкого обсуждения правительственной политики. Обычно они вносятся оппозицией ( с этой целью выделено 20 дней в сессию ). Это может быть предложение о недоверии правительству либо предложение, в котором выражается сожаление по поводу правительственной политики и предлагается принять иной курс действий.
Кроме того, парламентская процедура предусматривает “право депутата вносить предложение с целью обсуждения вопроса, имеющего “чрезвычайно важное общественное значение и требующего срочного рассмотрения”.”[7] Такое предложение подложит обсуждению в тот же день, если спикер признает предложение имеющим чрезвычайное значение и если оно будет поддержано не менее 40 членами палаты. Обычно в сессию вносится несколько десятков таких предложений, а обсуждается не более одного - двух.
Контроль над финансами является контролем над расходованием правительством уже утвержденных парламентом денежных средств. Контроль палаты общин над расходованием правительством денежных средств слагается, во -первых, из проверки смет расходов, представляемых палате общин министерствами при утверждении Закона об ассигнованиях, и, во - вторых, из проверки отчетов о расходовании средств, осуществляемой комитетом по публичной отчетности.
Парламентская проверка отчетов основывается на докладе специального должностного лица палаты - генерального контролера и ревизора, осуществляющего свои полномочия от ее имени. С 1983 г. он назначается правительством на основании резолюции палаты общин, предложенной премьер - министром с одобрения председателя комитета по публичной отчетности. Генеральный контролер - должностное лицо парламента и несет ответственность перед ним. Он может быть отстранен от должности только на основании послания обеих палат парламента к правительству.
В его обязанности входит проверка отчетов о расходовании средств министерствами и подчиненными им организациями, а также контроль за тем, чтобы все доходы министерств вносились в Консолидированный фонд. Все доходы, получаемые любым министерством, передаются в Банк Англии и вносятся на счет министерства финансов - Консолидированный фонд. Деньги из него могут расходоваться только по разрешению парламента. Генеральный контролер вправе отказать в открытии кредита из Консолидированного фонда, если расход не предусмотрен Актом парламента. Генеральный контролер возглавляет Национальное ревизионное ведомство, в котором числится 900 ревизоров. Оно производит ревизию отчетов министерств и других государственных учреждений. На основе проводимой ведомством ревизии составляется доклад генерального контролера, представляемый комитету по публичной отчетности.
Комитет состоит из 15 членов, его председателем является один из руководителей официальной оппозиции, который занимал в свое время министерский пост ( обычно в министерстве финансов ). Комитет основывает свою деятельность на докладе ревизионного ведомства, в котором указываются все случаи нарушения в расходовании средств, злоупотребления и неправильности в их использовании. Доклады внимательно изучаются депутатами. Бывают случаи, когда комитет вскрывает серьезные злоупотребления. Доклады комитета ежегодно обсуждаются палатой.
Парламентский уполномоченный по делам администрации (омбудсман) является частью парламентского механизма контроля над министерствами. Должность омбудсмана была введена законом о парламентском уполномоченном 1967г. Омбудсман - должностное лицо - обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств. Омбудсман назначается правительством, которое прежде, чем сделать назначение, консультируется с председателем специального комитета по делам парламентского уполномоченного. Парламентский уполномоченный - должностное лицо парламента, вследствие чего жалоба должна быть передана депутату, который решает, направить ли ее парламентскому уполномоченному. Парламентский уполномоченный занимает свою должность, пока “ведет себя хорошо” ( по выражению закона о парламентском уполномоченном ), и может быть отстранен от должности только по требованию обеих палат парламента, по своей собственной просьбе или по достижении 65 - летнего возраста. Он не может быть членом парламента ( обычно на эту должность назначаются гражданские служащие или юристы ).
В его компетенцию входит расследование жалоб граждан на действия министерств и ведомств, которые совершены ими при осуществлении административных полномочий и вытекают из их ненадлежащего выполнения. Деятельность парламентского уполномоченного распространяется на е министерства и ведомства, список которых содержится в приложении к закону. Он не может проводить расследование действий министерств и ведомств, если имеется возможность обратиться в суд или административный трибунал, а также тех действий, которые изымаются из его юрисдикции в силу приложения к закону.
Парламентскому уполномоченному предоставлены широкие права при проведении расследований. Он вправе истребовать у министров и должностных лиц документы, вызывать свидетелей. По результатам своих расследований омбудсман не может принимать никаких обязательных решений ( например, отменить или изменить административный акт ). Результатом его расследования является доклад, который он может послать соответствующему депутату. Если парламентский уполномоченный считает, что недолжное осуществление полномочий министерством не было устранено, он может представить парламенту специальный доклад. Его доклады, представляемые парламенту, рассматриваются специальным комитетом по делам парламентского уполномоченного. Комитет выслушивает свидетельские показания должностных лиц соответствующих министерств и доклады парламентского уполномоченного.
3. Палата лордов; функции палаты лордов
Палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так называемую “золотую книгу” английского дворянства. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.
К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.
Все остальные члены палаты относятся к категории светских. Основную группу составляют те светские пэры , право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате - 789 потомственных пэров и пэресс.
В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них - это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.
Одиннадцать членов палаты - лорды - юристы ( ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.
В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисциплиной. В последние годы в связи с возрастанием роли пожизненных пэров палата претендует на роль форума, аккумулирующего в себе богатый опыт и специальные знания и представляющего важное и полезное дополнение выборной палаты общин.
Председатель палаты - лорд - канцлер. Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в палате общин. Лорд - канцлер - член кабинета и назначается лично премьер - министром. Он является также главой судебной системы страны. В палате лордов он принимает участие в дебатах и голосовании. Заседания в палате лордов не столь стеснены правилами парламентской процедуры, и лорду - канцлеру не приходится часто вмешиваться в порядок ведения дебатов. Он не выносит решений относительно правил процедуры, и в случае возникновения соответствующих вопросов палата обращается не к нему, а к лидеру палаты.
В палате лордов имеются лорд - председатель комитетов и его заместитель, которые председательствуют вместо лорда - канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты ( при рассмотрении законопроектов в стадии комитета ). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии.
Постоянным должностным лицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством палаты.
Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной партии - это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит планирование дебатов в палате. В палате лордов также имеются главные “кнуты” и их помощники, выполняющие те же функции, что и “кнуты” в палате общин. Сторонникам партии направляются письменные “кнуты”. Но в палате лордов не существует никаких соглашений между “кнутами”, касающихся отсутствия на заседаниях равного числа членов палаты от правящей и оппозиционной партий.
Во время заседаний члены палаты ( за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.
Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии - по пятницам. Заседания начинаются с краткого “часа вопросов”, но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты заняты рассмотрением правительственных биллей.
Регулярно на заседаниях палаты присутствует и принимает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях; другие получают разрешение не присутствовать на ее заседаниях. Такое разрешение предоставляется либо на весь срок полномочий парламента определенного созыва, либо на срок сессии.
Пэры не получают жалованья, но им могу быть возмещены расходы, связанные с посещением заседаний.
Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься в палату лордов. Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте 1911 - 1949 г. В качестве части верховного законодательного органа палата лордов рассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.
Закон о парламенте 1911 года устанавливает, что финансовый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лордов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.
Порядок прохождения законопроекта в палате лордов в основном тот же, что и палате общин. Наиболее важная стадия здесь - комитетская, так как в это время в билль обычно вносятся поправки, которые оказывают существенное влияние на содержание и дальнейшее движение законопроекта. Иногда эта стадия занимает несколько дней. Обсуждение статей сопровождается длинными дебатами, и голосование проходит почти по каждой статье, в которую внесена поправка.
Рядом особенностей отличается рассмотрение в палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.
С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отношения между двумя палатами при осуществлении ими законодательной деятельности. После прохождения законопроектом всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Последняя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и в случае несогласия с ними назначает комитет для выработки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может также, не согласившись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен некоторых из них новые поправки. Обоснование и все вновь сделанные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов.
Палата лордов рассматривает обоснование палаты общин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин.
Палата лордов осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и палата общин. О имени правительства в палате лордов выступают члены правительства, входящие в ее состав. Представителями правительства обычно являются три - четыре члена кабинета и четыре - шесть министров, не входящих в кабинет.
Контроль осуществляется в условиях менее жесткой регламентации. Пэры не стеснены ни строгими процедурными правилами, ни председателем, часто вмешивающимся в дебаты. Процедура палаты лордов не ограничивает продолжительности времени, отводимого для вопросов пэров министрам. Вопросы могут задаваться в любой момент заседания палаты - и после обсуждения основной повестки дня, и в течение времени, оставшегося после обсуждения законопроектов и предложений.
В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам - суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии - по уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год.
Рассмотрение апелляций проводится в комитете по апелляциям, который заседает отдельно от палаты. В решении дел могут принимать участие только лорд - канцлер, 11 ординарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности. Ординарные лорды по апелляциям находятся на жаловании и могут быть отстранены от должности лишь по требованию обеих палат
парламента. Перестав быть судьями, они остаются в палате лордов в качестве пожизненных пэров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Государственное право буржуазных и развивающихся стран: Учеб. для Вузов. - М. : Юридическая литература., 1989, - 383 с.
2. Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - 512 с.
3. Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991. - 624 с.
4. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. : Юридическая литература, 1993. - 256 с.
[1] Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с.101
[2] Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 103
[3] Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - с. 57
[4] Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с.106
[5] Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 109
[6] Иностранное конституционное право/ Под. ред. проф. В.В.Маклакова. - М. : Юристъ, 1996. - с. 60
[7] Парламенты мира : Сб. - М. : Интерпракс. - 1991, с. 113
Страницы: 1, 2, 3