Рефераты. Палестинская проблема и российские интересы

Примечательно, однако, что акция А. Шарона не остановила переговорный процесс, хотя и серьезно осложнила его, вызвала в нем затяжные перерывы. Переговоры продолжились, но теперь уже в условиях политического кризиса в Израиле, который, и это также очевидно, акция А. Шарона резко обострила.

К тому времени у Э. Барака, имевшего после прихода к власти 75 сторонников среди депутатов кнессета (из 125), едва набиралось 30. Таким образом, свой рейтинг А. Шарон повысил, и значительно.

Чтобы как-то перехватить инициативу, Э.Барак объявил об уходе в отставку и о проведении досрочных выборов. Депутаты кнессета не пожелали расставаться со своими мандатами (тогда выборы стали бы всеобщими) и предпочли самороспуску спокойное созерцание за исходом премьерских выборов.

Вместе с тем мы не склоны рассматривать события только сквозь призму внутриполитической борьбы в Израиле, хотя однажды нам пришлось слышать: в Израиле нет внешней политики, вся политика там – внутренняя. Но все-таки главное в том, что именно А. Шарон и Э. Барак персонифицировали два подхода к урегулированию конфликта, в более широком смысле – два подхода к вопросу об арабо-еврейских отношениях в Палестине.

А. Шарон сформулировал свою позицию в середине ноября 2000 г. в так называемом «многоступенчатом плане (multi-stageplan). Он предлагает отложить на неопределенное время достижение окончательного урегулирования с арабами, ограничиться долгосрочным временным соглашением с упором на «меры доверия», на развитие палестино-израильского сотрудничества в области безопасности, в экономике, гуманитарной сфере, что «заложило бы основу прогресса к постоянному решению в будущем».

Э. Барак отвечает, что отказ от продолжения политического диалога с палестинцами приведет к резкому обострению региональной напряженности на Ближнем Востоке, драматическому повышению вероятности войны, к международной изоляции Израиля. При этом, считает Э.Барак, «если война на Ближнем Востоке разразится, мы сумеем в ней победить. Но после того, как павшие на этой войне будут похоронены, нам придется вернуться к переговорам и обсуждать на них те же самые проблемы, которые обсуждаются сегодня»5.

На рубеже «миллениума» активность в работе над палестино-израильским соглашением достигает апогея. Американцы решаются представить сторонам собственные предложения по урегулированию. В своей практике американская дипломатия идет на такой шаг только в случае, если участники переговоров уже достаточно сблизили свои позиции. Б.Клинтон делает это 23 декабря 2000 г. И Э.Барак, и Я.Арафат принимают их как базу для дальнейших усилий. 7 января 2001 г. Б.Клинтон выступает в Нью-Йорке с речью, в которой излагает американское видение урегулирования на основе принципа «два государства для двух народов» в Палестине, подчеркивает, что «не может быть подлинного урегулирования конфликта без суверенного, жизнеспособного палестинского государства...». Вместе с тем он добавляет: «...Такого государства, которое учитывает потребности Израиля в сфере безопасности и демографические реальности». С необходимостью учитывать интересы безопасности Израиля проблем нет, это признают и палестинцы. Как это реализовать – можно договориться. А вот «демографические реальности» – это эвфемизм, за которым – наиболее трудноразрешимая проблема урегулирования, проблема палестинских беженцев, число которых приближается к 4 млн. человек.

Резолюция 194 Генассамблеи ООН, принятая в 1948 г., постановила, что «беженцам, желающим вернуться к своим очагам и мирной жизни со своими соседями, такая возможность должна быть предоставлена в кратчайший срок с уплатой компенсации за имущество тех, кто предпочтет не возвращаться, и за пропажу и ущерб имуществу, каковые должны быть компенсированы соответствующими правительствами и властями в соответствии с принципами международного права и правом справедливости»6. На эту резолюцию ссылаются палестинцы. До сих пор многие из них, проживающие и в Палестине, и за ее пределами, хранят кадастровые документы периода Османской империи, свидетельствующие об их праве на землю, которую они были вынуждены покинуть, ключи от своих домов на этой земле. Однако резолюция 194 не фигурирует в качестве основы урегулирования ни в одном из действующих на сегодня палестино-израильских соглашений. Действующая же в таком качестве резолюция 242 Совета Безопасности ООН предусматривает для проблемы беженцев только «справедливое решение».

Позиция Израиля исходит из непризнания за палестинскими беженцами права на возвращение. «Возвращение палестинских беженцев на территорию Израиля разрушит еврейское государство изнутри», заявил Э.Барак7. Б.Клинтон с этим был согласен: «Мы не можем ожидать от Израиля такого решения, которое угрожает самим основам этого государства»..., но добавляет, «это то, над чем мы работаем»8.

Последняя попытка выйти на соглашение еще до выборов в Израиле была сделана в ходе интенсивных переговоров во второй половине января 2001 г. в египетском городе Таба. Итог их, казалось бы, невелик – достаточно краткое совместное заявление от 28 января, признающее, что под давлением обстоятельств и нехватки времени оказалось невозможным достичь взаимопонимания по всем вопросам. Однако подчеркивается, что «переговоры в Табе были беспрецедентны с точки зрения позитивной 'атмосферы и выражения общего желания обеих сторон к обеспечению потребностей друг друга – национальных, в сфере безопасности, экзистенциональных»9. Этого никогда прежде не говорилось ни в соглашениях, ни в совместных официальных заявлениях палестинцами и израильтянами. И смысл этой декларации – в понимании договариваться на основе признания интересов национального бытия двух народов.

Но, судя по всему, шанс на исторический компромисс на сей раз оказался упущен. 6 февраля 2001 г. на выборах в Израиле более чем убедительную победу одержал А.Шарон, полностью оправдав предвыборные прогнозы: за него проголосовали более 60% израильтян, пришедших на выборы. Итоги выборов еще будут изучаться и анализироваться. Как и почему случилось, что израильское общество, менее двух лет назад вручившее мандат Э.Бараку именно из-за разочарования в политике правых в отношении арабов, за столь короткий срок развернулось вправо, выразив теперь доверие А.Шарону, сменившему Б.Нетаньягу на посту лидера «Ликуд»? В чем причина того, что израильские арабы бойкотировали выборы, лишив своих голосов Э.Барака, за что даже были обвинены в предательстве некоторыми видными представителями «лагеря мира» в Израиле? Что мотивировало поправение ряда лидеров «русских израильтян», а оно проявлялось и до предшествовавших выборам палестино-израильских столкновений? Ответы на эти вопросы выходят за рамки данной статьи. Нам же хотелось бы попытаться оценить возможные последствия выборов в Израиле и ряда других совпавших с ними по времени факторов с точки зрения перспектив урегулирования конфликта в Палестине, развития обстановки на Ближнем Востоке.

В принципе, А.Шарон мог бы воспользоваться «наследием» прежнего правительства, продолжить с того, что было достигнуто израильтянами и палестинцами при Э.Бараке, постараться завершить работу над соглашением об окончательном статусе, оставаясь в рамках имеющихся компромиссов, и подписать его. Он может не опасаться неизбежных упреков в отступничестве, опираясь на необходимость следовать обязательствам прежнего правительства. Да и обвинять А.Шарона в «левизне» никому в Израиле не придет в голову. Немаловажной при этом могла бы стать поддержка США, ведь «рамки» соглашения были обнародованы именно американцами. Не грозила бы Израилю и «международная изоляция», о которой говорил Э. Барак, в частности со стороны Европы. При подобной преемственности в политике А.Шарону, скорее всего, удалось бы блокировать настороженное, а подчас и враждебное отношение к нему со стороны арабов, содействовать нормализации отношений с палестинцами. Для палестинцев, очевидно, этот вариант был бы наиболее предпочтителен. Палестинский лидер Я.Арафат сразу заявил: «Мы настаиваем на развитии прогресса, достигнутого нами в мирном процессе»10.

У А. Шарона был и остается и другой путь – последовать модели отношений с палестинцами, озвученной им в ходе предвыборной кампании. С большой долей уверенности можно предположить, что палестинцев этот путь не устроит и будет расценен как попытка уклониться от урегулирования. Опыт палестино-израильских отношений последних лет показывает, что нормализация отношений, включая и сферу безопасности, возможна либо на базе политического урегулирования, либо в контексте устойчивого продвижения к такому урегулированию, только как его составляющая, а ни в коем случае не подмена его.

Если судить по первым заявлениям сторон, то именно эти два варианта оказались в центре дипломатической работы.

Как и можно было предполагать, палестинцы стали настаивать на первом варианте. Один из ведущих переговорщиков С. Орейкат прямо сказал, что переговоры должны возобновиться с той черты, к которой они подошли в январе при правительстве Барака. По его словам, «если же А. Шарон приступит к реализации своей предвыборной программы, т.е. сохранение оккупации Восточного Иерусалима и Иорданской долины (на Западном берегу реки Иордан), то ... (тем самым) он приготовит рецепт войны»11.

А. Шарон, со своей стороны, уже в первом своем после выборов публичном выступлении заявил, что на столе переговоров с палестинцами не будет уступок, сделанных Э.Бараком.

Композиция сформированного А. Шароном 6 марта 2001 г. правительства и его программа свидетельствуют о том, что, хотя оно и характеризуется как «правительство национального единства» (с вхождением в него лейбористов), проводить оно будет линию А. Шарона. Максимум, чего смогут добиться лейбористы, – это нивелировать позиции тех в правительстве, кто еще «правее» самого А. Шарона.

Разумеется, главная тяжесть решений лежит на непосредственных участниках конфликта, израильтянах и палестинцах, но большое значение традиционно имеют и будут иметь позиции и мнения других сторон.

И, в первую очередь, надо говорить о США. Хотя, можно заметить, в ходе дискуссий, о которых шла речь в начале статьи, высказывалась мысль, что при А. Шароне политика Израиля будет в меньшей, может быть, даже в значительно меньшей степени, чем при лейбористах, ориентирована на США. Так что же мы имеем на сегодня?

Смена администрации в Вашингтоне повлекла за собой корректировку внешнеполитической концепции США, включая и их курс на Ближнем Востоке. Пока этот процесс не завершился, но в отношении Ближнего Востока признаки корректировки уже достаточно определились.

Сам же А. Шарон, похоже, не намерен менять своей предвыборной платформы, подтвердил ее, выступая 19 марта в Вашингтоне на конференции AIPAC (AmericanIsraelPublicAffairsCommittee). Исходный тезис его выступления – условия пока не подходящи для заключения соглашения о постоянном статусе, Израиль не будет связан достигнутым на последних переговорах. Поэтому на первом этапе нужны шаги по прекращению насилия, улучшению экономического положения палестинского населения. На втором этапе – долгосрочное соглашение, но опять-таки временное, переходное12.

Администрация Дж.Буша демонстративно дистанцируется от своей предшественницы. В отличие от сконцентрированности на решении арабо-израильского конфликта декларируется «региональный» подход с упором на Персидский залив, Ирак, Иран.

В том, что касается урегулирования в Палестине, сразу был заявлен разрыв с подходом прежней администрации: «Параметры, обозначенные Клинтоном палестинцам и израильтянам… более не являются американскими предложениями»13.

Затем госсекретарь К.Пауэлл сформулировал набор идей, которыми республиканская администрация будет руководствоваться в отношении спора между израильтянами и палестинцами. Нужно, прежде всего, прекратить насилие. Затем стороны должны наладить диалог с целью достичь взаимоприемлемых договоренностей – политических, экономических и в сфере безопасности, все равно – переходных или постоянных, всеобъемлющих или частичных. Слово за самими участниками конфликта. Необходимо избегать односторонних акций, провоцирующих другую сторону. Обеим сторонам следует предпринять шаги, чтобы восстановить нормальную экономическую жизнь, вернуться к существовавшему уровню доверия. США « готовы помогать, но не настаивать»14.

Очевидно большое концептуальное сходство видения урегулирования новой американской администрации и А. Шарона.

Арабы решительно поддерживают палестинцев, их подход, что нашло отражение в решениях арабского саммита (Амман, 27–28 марта 2001 г.). Арабы охарактеризовали ситуацию как «широкомасштабную агрессию, осуществляемую оккупационными войсками против палестинцев», поддержали «их законное право на сопротивление оккупации».15

При всей сложности сложившегося в Палестине положения, серьезности расхождений в подходах к ее урегулированию ни палестинцы, ни израильтяне, ни другие стороны, так или иначе причастные к конфликту, не могут позволить пустить ситуацию на самотек. Дестабилизация в Палестине, на Ближнем Востоке чревата ущербом для многих. Поэтому возобновление палестино-израильских переговоров представляется неизбежным. При том, что никто не может «спланировать» урегулирование. Госсекретарь США К.Пауэлл заявил: «У меня нет магической формулы»16, а министр иностранных дел России И.С. Иванов – нет готового пакета инициатив по урегулированию палестино-израильской проблемы. «Она настолько серьезна, что сложно подготовить какие-то новые инициативы»17. Разумеется, предпочтительно заключить окончательное соглашение как основу мирных отношений между палестинцами и израильтянами. Только неизмеримо велики существующие между ними проблемы. Также разумеется, что предпочтительно вести переговоры о мире в спокойной обстановке. Только это не получается. Значит, нужен какой-то общий знаменатель, поиск которого, скорее всего, сейчас и будет актуален.

Кроме того, никто не может самоустраниться от конфликта и его урегулирования. К. Пауэлл отметил: «...Мы не можем повернуться спиной к этой части мира, даже если бы мы того и захотели. На кон поставлены жизненно важные интересы США»18.

То же можно сказать и о России.

У нее на Ближнем Востоке существуют значительные, также жизненно важные интересы: политические – вряд ли кто поставит под сомнение, что нормализация обстановки там имела бы для России самые благоприятные последствия; экономические – сейчас только товарооборот России со странами Ближнего Востока и Северной Африки исчисляется миллиардами долларов, крупнейшие партнеры – Ирак, Египет, Израиль. И торговый обмен год от года увеличивается. Страны Ближнего и Среднего Востока, включая историческую Палестину, являются одним из главных рынков для российского турбизнеса. Нынешний кризис нанес этому рынку существенный ущерб. Прочное урегулирование конфликта, становление суверенного палестинского государства, четкое определение территориальной юрисдикции наверняка создало бы более благоприятные условия для решения проблемы российской недвижимой собственности на территории Палестины. А в этом заинтересованы и российское государство, и Русская Православная Церковь, и Императорское православное палестинское общество, которые на рубеже XIX–XX вв. приобретали в Палестине объекты недвижимости, создавали их и управляли ими. В Израиле отчасти эта проблема решена. Но много еще предстоит сделать. Известно, что исторические имущественные права российского правительства на палестинских территориях (участок в Иерихоне с библейской смоковницей) и Русской Православной Церкви (объекты недвижимости в Вифлееме, Хевроне, Иерихоне) были восстановлены, при том, что речь идет о районах, находящихся под юрисдикцией палестинской администрации. Гуманитарные: к уже сказанному можно добавить, что многие тысячи паломников из России, среди них православные христиане, мусульмане, иудеи каждый год отправляются из России к Святым местам в Палестину, тысячи же едут и в обратном направлении навестить родственников и знакомых.

Наряду с этими, собственными российскими интересами, которые государство должно отстаивать, у России применительно к Ближнему Востоку и палестинскому вопросу есть и международные обязательства.

Это, во-первых, статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, несущего особую ответственность за обеспечение международного мира и безопасности. В октябре 2000 г., когда разразился кризис в связи с акцией А. Шарона, Совет Безопасности принял резолюцию 1322, в которой призвал «незамедлительно возобновить переговоры в рамках ближневосточного мирного процесса на согласованной основе с целью достижения скорейшего окончательного урегулирования между израильской и палестинской сторонами». Резолюция постановила внимательно следить за ситуацией и продолжать заниматься этим вопросом19. Значит, и России в Совете Безопасности «придется» им заниматься. А точнее, уже пришлось в связи с распространенным палестинцами в марте в Совете Безопасности проектом резолюции о создании корпуса международных наблюдателей для Западного берега р. Иордан и Газы, интенсивного обсуждения этого проекта. 27 марта 2001 г. проект резолюции был заветирован США. Россия голосовала за него. Арабы осудили Вашингтон20, Израиль выразил «разочарование» позицией Москвы21. Конфликтная ситуация явно захватила Совет Безопасности ООН, международное сообщество.

Это, во-вторых, статус России как коспонсора (наряду с США) ближневосточного мирного процесса. Каирская встреча И.С.Иванова с К.Пауэллом 24 февраля обозначила американо-российское коспонсорство, остающееся компонентом этого процесса со времени созыва Мадридской конференции в 1991 г. А приглашение на конференцию предусматривало, что коспонсоры обязуются сделать этот процесс успешным.

Вряд ли можно с достаточной степенью определенности сказать, каким будет тот конкретный вариант, на который выйдет развитие ситуации в Палестине, включая и ее переговорную часть. Но определенно, что Россия там будет.

палестинский израиль международный

Литература

1.                Независимая газета. 17.03.2001.

2.                Независимая газета. 29.03.2001.

3.                The New York Times. 29.01.2001.

4.                Объединенные Нации, Официальный отчет первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи. Резолюции 21 сентября – 12 декабря 1948 года, Палэ де Шайо, Париж.

5.                Вести. 28.12.2000.

6.                Clinton's speech on Middle East peace at the Israel Policy Forum in New York, January 7, 2001 – usembassy-israel org.il/publish/peace/archives/2001/ january/me0108b.html

7.                The Jerusalem Post. 28.01.2001.

8.                Ha-A'retz. 07.02.2001.

9.                http://www.washingtonpost.com/wp-srv/aponline/200102 06/aponline233 9148000.htm

10.           Prime Minister Ariel Sharon Delivers Remarks at the AIPAC Policy Conference, 19.03.2001.

11.           Colin L.Powell. Remarks at the American Israel Public Affairs Committee, 19.03.2001.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.