К счастью, экологическая система, или природа, обладает способностью к самовоспроизводству, благодаря которому она может, до определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность. Одной из причин этого является рост населения, его плотности. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. Таким образом, охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно возрастает.
Повышение темпов урбанизации в мире – явление неизбежное. Качественные аспекты этого процесса зависят, естественно, и от того, как будут приниматься, и выполняться соответствующие решения, но не только. При заведомой сложности всякого динамичного социального процесса, а тем более имеющего отношение к таким открытым системам, как большие города, представляется очевидным, что их рост и преобразования дадут наилучшие результаты, если в этом процессе примут участие все без исключения государства мира.
При этом учет экономических и экологических аспектов в анализе особенностей процесса урбанизации является общей чертой, характеризующей подходы к этим проблемам во всем мире.
5 ПОЛИТИКА СТРАН В СФЕРЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В 2007 году 85 процентов правительств выразили обеспокоенность распределением населения в их странах, что сопоставимо с показателями 1970-х годов. Среди развивающихся стран 56% выразили желание произвести существенные изменения в пространственном распределении своего населения. а среди развитых стран 37%. Неудовлетворенность структурой распределения населения наиболее высока в Африке и Азии. В Латинской Америке и Карибском бассейне, Океании и Европе порядка 40 % правительств считают желательными существенные изменения в пространственном распределении населения.
Сокращение или даже обращение вспять потока мигрантов из сельских в городские районы является наиболее распространенной политикой, проводимой правительствами, желающими изменить пространственное распределение населения. Стратегии, используемые для удержания населения в сельских районах, включают: установление внутреннего миграционного контроля, перераспределение земельных угодий, создание региональных зон развития, а в последнее время и поощрение экономической диверсификации и конкурентоспособности в сельских районах за счет мобилизации инвестиций и повышения уровня жизни на селе. В результате такой недавней политики число рабочих мест в сельских районах в одной трети стран ОЭСР заметно возросло.
К 2007 году в 70% всех стран внедрена политика сокращения миграции из сельских районов в городские. Среди развивающихся стран такую политику проводят 73%, а среди развитых — 62%. В Африке политику сокращения миграции из сельских районов в городские проводят 83% стран, а в Азии и Океании — 73%.
Второй наиболее распространенный вид политики нацелен на снижение миграционных потоков в крупные города. В период с 1976 по 2007 годы доля развивающихся стран, проводящих такую политику, возросла с 44 до 74%. Среди развитых государств доля стран, проводящих политику сокращения потоков в крупные города, сократилась с 55% в 1975 году до 26 процентов в 1996 году, а затем вновь увеличилась до 39% в 2007 году.
Проводят политику поощрения миграции из одних городских районов в другие, главным образом из крупных городов в небольшие 14% стран. Такая политика отражает мнение о том, что при превышении определенного размера города становятся менее эффективными и продуктивными. Эта политика распространена в странах, где значительная доля городского населения приходится на один город. Такую политику проводит примерно пятая часть стран в Латинской Америке и Карибском бассейне и в Океании, а также 17% стран Африки и 16% стран Азии. В качестве разновидностей стратегии поощрения перераспределения городского населения можно выделить создание новых городов и перенос столиц.
Некоторые развитые страны приняли меры по сокращению миграции и городов в сельские районы в попытке обеспечить контроль за «расползанием городов и его экологическими последствиями. Будучи обеспокоены загрязнением, пробками на дорогах и продолжительностью ежедневных поездок на работу и обратно, правительства пытаются ограничить разрастание городские поселений в ущерб окружающим сельским районам. Такую политику осуществляют 15% стран Европы и 4% стран Азии.
Правительства выдвигают также инициативы, призванные обеспечить улучшение качества жизни и устойчивость городов. Такая политика включает положения о контроле за ростом городских районов, зонировании, разделении земельных участков и строительных кодексах и стандартах. Она может также сосредоточиваться на приобретении и распределении государственных земель, инвестировании в общественную инфраструктуру и объекты, содействии партнерств между государственными организациями и частными структурами в рамках проектов по развитию городских районов. Например, в Нью-Йорке в рамках новой стратегии предлагается построить жилье еще для одного миллиона человек, расширить доступ в парковые зоны, обновить стареющую сеть водоснабжения, модернизировать электростанции и сократить загрязнение воды и выбросы парниковых газов. План предусматривает также введение сборов за въезд в центральные районы города с целью снизить плотность дорожного движения. Такие сборы с успехом применяются для сокращения плотности движения в Бергене, Лондоне, Мальте, Осло, Сингапуре, Стокгольме и Тронхейме.
В развивающихся странах многие правительства приняли меры к улучшению качества жизни в бедных городских районах. В Индии Национальная миссия по обновлению городских районов им. Джавахарлала Неру начала в 2005 году выделять средства на проекты по улучшению инфраструктуры и повышению доступа к базовым услугам для городской бедноты в индийских городах. Правительство Буркина-Фасо ведет работу по обеспечению доступа к водоснабжению и санитарии для всех жителей Уагадугу, треть которых проживает в трущобах. Особое значение для городской бедноты имеют правовые гарантии против необоснованного выселения. Во многих странах осуществляются проекты по выдаче свидетельств о праве собственности и гарантий владения жильем.
В целом пространственное распределение населения связано с территориальным распределением социально-экономических возможностей. Урбанизации способствует чрезмерное сосредоточение производственной деятельности, когда компаниям выгодно быть поблизости от других компаний, будь то в одной и той же отрасли или во взаимодополняющих секторах. Выгоды урбанизации зависят от наличия и объемов коммунальных услуг, включая доступ к электричеству, водоснабжению, образованию и услугам в области здравоохранения, транспорта и коммуникаций. Повышение плотности национальной дорожной сети и государственных ассигнований в сфере транспорта способствует пространственной деконцентрации производственной деятельности и населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урбанизация - интегральный и глобальный процесс, приводящий в действие множеством разнообразных факторов и имеющий свою выраженность в виде городов, особенно крупных и других более сложных форм городского расселения. Урбанизация охватила все страны мира.
В ходе урбанизации происходит последовательное и многостороннее усложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов и градостроительных систем. Возрастает роль и значение больших городов, из их среды выделяются крупнейшие города, далее города-миллионеры и многомиллионные города. При этом важно подчеркнуть качественный характер изменений. Города не просто увеличиваются в размерах, но приобретают более высокий уровень своей организации - функциональной и планировочной; меняется их место в территориальной организации общества.
Движущими силами увеличения удельного веса горожан и уровня урбанизации в каждой стране, а также роста крупных городских агломераций и отдельных крупных городов являются социально-экономические, политические и демографические факторы. В частности, устойчивое увеличение уровня урбанизации в мировом масштабе отражает быстрый рост мировой экономики после второй мировой войны, расширение экономической активности населения, изменение размера семей, характера распределения доходов как внутри отдельных наций, так и регионов, а также увеличение масштабов государственного вмешательства.
По нынешним прогнозам, можно ожидать, что население городских районов мира возрастет к 2050 году на 3,1 миллиарда человек, тогда как численность сельского населения достигнет максимальной величины в 3,5 миллиарда примерно в 2019 году, а затем начнет сокращаться. Практически целиком рост городского населения, как ожидается, будет приходиться на развивающиеся страны. Естественный прирост по-прежнему в значительной степени способствует росту городского населения — на его долю нередко приходится 60 процентов такого роста или более.
По мере того как мир становится все в большей степени городским, принимаемые сегодня решения в городах всего мира будут определять экономическое, социальное и экологическое будущее человечества. При надлежащем регулировании урбанизация может способствовать борьбе с нищетой, неравенством и ухудшением состояния окружающей среды, и меры по использованию открываемых ею возможностей и решению вытекающих из нее проблем должны носить оперативный и устойчивый характер.
Человечество обязательно ощутит на себе влияние процесса урбанизации, но то, каким оно станет — положительным или отрицательным, — во многом будет зависеть от принимаемых сегодня мер по планированию городов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира : учеб. для вузов М., 2001.
2. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебник для вузов. - М.: МО, 1999.
3. Алексеев А.И. Социально-экономическая география России. М. 1995
4. География: энциклопедия. М.1994
5. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М. 1991
6. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1981
7. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность на-селения и расселения мира М. 1999 (C)
8. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира ;
9. География в таблицах (справочное пособие) издательство Дрофа ;
10. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география .
11. Отдел народонаселения ООН: World Population Prospects: The 2004 Revision и World Urbanization Prospects: The 2003 Revision.
12. Алексеев А.И. Социально-экономическая география Рф. М. 1995
13. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство Рф. М.1995
14. Финансовая и соц география Рф. Под редакцией доктора А.Т, Хрущева. М.1997
15. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1981
16. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность населения и расселения мира М. 1999 (C)
17. журнал "Мировая экономика и международные отношения", 2008, №3
18. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. – СПб.: Питер, 205. – 288 с.: ил. ISBN 5-469-00711-1
19.Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2006. – 384 с. ISBN 5-85971-031-3
20.Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001. – 533 с. ISBN 5-86225-914-7
21.Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 472 с. ISBN 5-238-00027-8
22.А.В. Баранов Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник Республики Татарстан. – 2008. - № 3. – С. 82-84
Страницы: 1, 2, 3, 4