Рефераты. Отношения между Японией и Западной Сибирью

Правительством Японии по линии Комиссии по содействию в течение последних 10 лет оказывалось содействие жителям островов.

В последние годы активно развивалось российско-японское взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, "восьмерки", а также механизмов Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ) и др.[50]

Россия и Япония укрепляли взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, актуальность которой существенно возросла после событий сентября 2001 года в США. В ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по противодействию международному терроризму.

Расширялось сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия и Япония координировали действия в рамках международных нераспространенческих режимов и способствовали продвижению многостороннего диалога по разоруженческой проблематике.

Осуществлялось взаимодействие в рамках созданного в 1993 году Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия. При содействии Японии был создан и начал функционировать комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов "Ландыш" на Дальнем Востоке России. Между соответствующими организациями двух стран последовательно развивалось сотрудничество в области изучения способов утилизации избыточного оружейного плутония с использованием российских реакторов на быстрых нейтронах, и уже проведена предварительная утилизация. Кроме того, Россия и Япония взаимодействовали по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ).

В последние годы кардинально расширился круг обсуждаемых в ходе консультаций по линии МИД России и МИД Японии региональных вопросов, укрепилась координация действий в решении актуальных международных проблем. По линии соответствующих подразделений МИДов проводятся консультации по внешнеполитическому планированию, полезные с точки зрения определения средне- и долгосрочных перспектив развития международной обстановки.

Сотрудничество в торгово-экономической и научно-технической сферах относится к числу стратегических приоритетов российско-японских отношений. В последнее время обеими странами предприняты шаги по развитию взаимодействия в этих областях, в том числе созданы и функционируют диалоговые механизмы как на правительственном уровне, так и с участием представителей деловых кругов[51].

Важную роль в развитии двусторонних торгово-экономических отношений сыграла принятая в сентябре 2000 года "Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области", в которой были определены основные ориентиры соответствующего взаимодействия России и Японии. Развитию экономических связей и урегулированию нерешенных проблем способствовала деятельность Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам[52].

Наряду с этим, регулярно осуществлялись двусторонние контакты между представителями деловых кругов, в частности, регулярно проводились совместные заседания Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству. Кроме того, в июне 2001 года состоялся визит в Россию делегации Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн)[53].

Россия приветствует применение с марта 2002 года Банком международного сотрудничества Японии в отношении Внешторгбанка России новой формы банковского кредита, не требующего гарантий со стороны Правительства Российской Федерации, а также предпринятые Японией меры по смягчению условий внешнеторгового страхования сделок с Россией.

Переходу России к рыночной экономике способствовало техническое и интеллектуальное содействие со стороны Японии, направленное на ускорение реформ в Российской Федерации, оказывавшееся в том числе по линии Японских центров, Центров малого и среднего предпринимательства, учрежденных на Дальнем Востоке России Японской ассоциацией содействия торговле с Россией и странами Восточной Европы ("РОТОБО"), а также Японской организации содействия развитию внешней торговли ("ДЖЕТРО"). До настоящего времени около 18 тыс. россиян приняли участие в различных семинарах, организованных в семи созданных на территории Российской Федерации Японских центрах, и около 2200 человек прошли стажировку в Японии[54].

Развивалось сотрудничество в области энергетики. Проведены российско-японские межправительственные консультации по вопросам энергетики, и проведено ТЭО с целью отобрать проекты в рамках "совместного осуществления", предусмотренного Киотским протоколом.

Представители деловых кругов двух стран активно участвуют в международных проектах Сахалин-2, в рамках которого уже начата добыча нефти, и Сахалин-1, где ведется подготовка к началу выпуска продукции. Кроме того, частными компаниями проведено ТЭО строительства газопровода между Сахалином и Японией, по результатам которого сделан вывод о технологической и коммерческой перспективности данного проекта[55].

Проводились заседания Российско-Японского комитета по вопросам охраны окружающей среды, в рамках различных международных механизмов развивалось российско-японское сотрудничество по глобальным экологическим проблемам, прежде всего по проблемам изменения климата.

На основе имеющихся двусторонних соглашений осуществлялось взаимовыгодное сотрудничество в области рыболовства. С января 2002 года активно проводятся российско-японские консультации по проблемам борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов, по итогам которых достигнуты важные результаты с точки зрения сохранения морских живых ресурсов и поддержания порядка в ходе промысла.

Осуществлялось взаимодействие по линии Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству и Российско-Японской комиссии по сотрудничеству в космосе. Контактировали между собой, в том числе в рамках форума "Россия-Япония. Передовые науки и технологии", представители деловых кругов. Продвигалось сотрудничество на частном уровне в космической области.

Ведутся переговоры по выработке нового межправительственного Соглашения о воздушном сообщении. Развитию сотрудничества в области воздушного сообщения способствовали консультации между авиационными властями Российской Федерации и Японии.

В июле 2002 года состоялась Конференция по развитию сотрудничества в области туризма на Дальнем Востоке, растет интерес деловых кругов обеих стран к этой сфере.

В результате предпринятых Российской Федерацией и Японией усилий произошло заметное расширение связей между оборонными и правоохранительными ведомствами двух государств, что стало важным фактором укрепления взаимного доверия.

В области оборонных контактов дважды осуществлен обмен визитами Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, регулярно проводились взаимные поездки делегаций высокопоставленных представителей оборонных ведомств, успешно осуществлялись межведомственные консультации, а также взаимные визиты боевых кораблей, утвердилась практика проведения совместных учений по поиску и спасанию на море и тренировок.

Между правоохранительными ведомствами России и Японии получило развитие сотрудничество в области противодействия международному терроризму, международной организованной преступности, включая незаконный оборот наркотиков и оружия и нелегальные пересечения границ, а также браконьерскому промыслу морепродуктов.

Россия и Япония, исходя из того, что расширение культурных и гуманитарных обменов способствует развитию межгосударственных связей, укреплению дружбы и взаимопонимания, последовательно развивали связи в этой области, основанные на глубоком интересе российского и японского народов к культуре друг друга. В июле 2002 года вступило в силу двустороннее Соглашение о культурных связях.[56]

К настоящему времени 1396 человек приняли участие в программах молодежных обменов, что способствовало углублению взаимопонимания между народами России и Японии.



Глава 2. Развитие отношений между Японией и Западной Сибирью


2.1 Основные пути развития отношений


Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), укрепляя взаимовыгодное сотрудничество и взаимозависимость внутри региона, совершает динамичную эволюцию и развитие, равных примеров которых не наблюдается в других регионах. Обеспечение стратегической стабильности и устойчивого развития данного региона имеет первостепенную важность для будущего всех стран этого региона, включая Японию. Однако что касается отношений России, которая должна быть важной составляющей страной данного региона, с АТР, то, хотя и осуществляется сотрудничество в сфере энергетики (в результате более чем 30-летнего японо-российского сотрудничества в октябре прошлого года начался полноценный экспорт сырой нефти с Сахалина и др.), в других областях отношения пока еще нельзя назвать достаточно крепкими.

В этих условиях Россия отвела социально-экономическому развитию регионов Западной Сибири роль одной из составляющих общего интеграционного процесса в АТР. Ожидается, что, если регионы Западной Сибири, поддерживая в дальнейшем стабильность и реализуя экономический потенциал, будут осуществлять социально-экономическое развитие и, взаимодействуя и сотрудничая со всеми заинтересованными странами, будут транспарентно укреплять экономические, общественные и гуманитарные связи с АТР, Россия внесет конструктивный вклад в стратегическую стабильность и устойчивое взаимовыгодное развитие АТР[57].

С этой точки зрения, Япония предлагает рассматривать дальнейшее продвижение и стимулирование взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами, как на правительственном, так и на частном уровне, главным образом в указанных ниже областях[58].

1. Энергетика

Стимулировать сотрудничество предприятий двух стран в регионах Западной Сибири, взаимодополняющим образом реализуя высокие технологии, которыми обладает Япония, и производственную базу России, в области нефти, природного газа, мирного использования атомной энергии и др. областях, с тем, чтобы гарантировать энергетическую безопасность АТР в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также обеспечить стабильные энергетические поставки для развития регионов Западной Сибири.

2. Транспорт

Необходимо стимулировать экономический и гуманитарный обмен через развитие транспортно-логистических сетей. В частности, обеспечение для стран АТР логистического маршрута в Россию и Европу с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали, выгодно в стратегическом плане, как для России, так и для всех стран АТР. Исходя из такого понимания, рассмотреть между заинтересованными лицами двух стран модель сотрудничества в данной области.

3. Информация и связь

Регионы Западной Сибири могут стать важным связующим узлом с АТР в информационном плане. Например, если связать сетью оптоволоконных кабелей Восточную Азию с Европой через Дальний Восток и Западную Сибирь, это будет стратегически выгодно и России, и всем странам АТР. Учитывая возможность задействовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Японии, которая обладает инфраструктурой для широкополосного доступа в Интернет и технологиями мобильной связи самого высокого мирового уровня, необходимо стимулировать сотрудничество между предприятиями двух стран, имеющими отношение к ИКТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.