Рефераты. Отношение Франции к расширению Европейского союза на Юго-восток

Европейское сотрудничество способствовало также валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний, придало динамизм банковской и страховой сферам.

Успехи и проблемы французской экономики.

В последние десятилетия во Франции заметно улучшились большинство экономических показателей. Это позволило ей в свое время выйти на уровень, отвечающий критериям, установленным Маастрихским договором, и вступить в 1999 году в Валютный союз вместе с десятью другими партнерами. В первую очередь ускорился экономический рост. Подъем был в основном обеспечен благоприятной для Франции ситуацией на внешних рынках, особенно на рынках промышленно развитых стран, на которые приходится свыше 80% французского внешнеторгового оборота.

Франция достигла больших успехов в стабилизации цен. Прекрасные достижения в области внешней торговли являются хорошим показателем развития национальной экономики.

Однако, безработица по-прежнему представляет серьезную экономическую и социальную проблему, как и в большинстве европейских стран. В большей степени с проблемой безработицы во Франции сталкиваются эмигранты и молодежь. В последние годы наблюдается некоторое снижение уровня безработицы в связи с экономическим ростом и принятием мер в сфере занятости. В мае 2006 года процент безработицы снизился на 1,8 %, официально зарегистрировано 2,499 млн. безработных (9,1 % активного населения). Но Франция в этой области преуспела меньше, чем ее основные партнеры.

Еще одной крупной экономической проблемой страны является дефицит государственного бюджета. Например, к апрелю 2008 года, расходы увеличились и достигли суммы 108,08 миллиардов евро; доходы уменьшились до 77,520 миллиардов евро. По данным министерства финансов, дефицит составил 42,350 миллиардов евро в апреле 2009 года.



2 Позиции государств — членов Европейского Союза в отношении расширения ЕС на Восток


Вопрос расширения ЕС неразделимо связан с вопросом углубления данной организации. До 1990-х гг. Европейский союз в своей практике следовал принципу: "Сначала углубление, затем расширение". В начале 1990-х гг. после подписания Маастрихтского договора ЕС вышел на качественно новый этап интеграции, который совпал с коренными изменениями в ЦВЕ, требовавшими незамедлительного реагирования. Вопрос очередности и соотношения процессов углубления и расширения приобрел жаркую дискуссию внутри ЕС. Немецкий исследователь Вольфганг Весселс (Wolfgang Wessels) различает в своих исследованиях четыре "школы" внутри ЕС, каждая из которых или придерживается одной из двух опций — "расширение" или "углубление" или высказывается за их одновременную реализацию. Эти четыре "школы" соответствуют реальным позициям важнейших членов ЕС — Великобритании, Германии и Франции.

Первая школа, согласно Весселсу, считает приоритетным расширение Европейского союза. Такая позиция основывается на следующих аргументах. Во-первых, после изменений, произошедших в Центральной и Восточной Европе, должен быть использован шанс для преодоления разделения континента на два лагеря, так называемого состояния "Европы после Ялты". Подсчеты потерь-приобретений, указывающие на финансовую и институционально-политическую цену, которую, без сомнений, придется заплатить за быстрый прием стран ЦВЕ, являются проявлением западноевропейского эгоизма. Принадлежность к Западной Европе после 1945 г. является не заслугой членов ЕС, а только исторической случайностью.

Во-вторых, быстрый прием в ЕС будет содействовать стабилизации экономических и политических трансформационных процессов в ЦВЕ. ЕС обладает значительной организационной силой и способностью воздействовать на внутриполитическое развитие данных стран. Это должно обеспечить невозможность возврата к ксенофобии, авторитаризму, политическому и экономическому отставанию. В-третьих, отвергается возможность продолжения процесса углубления до расширения вследствие того, что дальнейшее углубление, с одной стороны, усилит "непрозрачность" функционирования и процедур ЕС для стран-кандидатов, а с другой стороны, увеличит фактический объем требований для последующего вступления, так как будет постоянно возрастать объем общесоюзного законодательства ЕС, который нужно будет имплементировать странам-кандидатам.

Такой позиции придерживается Великобритания. Однако в ставится под сомнение "настоящее чувство ответственности" за единение Европы, которое пытаются продемонстрировать британцы. Так, быстрое расширение ЕС сделает намного труднее или даже недоступным в краткосрочной перспективе достижение политической цели интеграции в виде наднационального федерального Европейского союза.

Великобритания не является сторонницей федералистской концепции интеграции, и это в значительной степени определяет европейский интеграционный процесс. Британское руководство придерживается модели "функциональной" Европы, согласно которой "проведение общих политик приемлемо только тогда, когда это приносит реальную общую пользу".

Необходимо выделить следующие особенности европейской политики Великобритании. Прежде всего, вступление в ЕС в 1973 г. представляло для Лондона "нежелательную необходимость": "для Великобритании членство в ЕС означало признание потери своей особой роли, основанной на международном значении, торговых отношениях с империей, а также на политических особых отношениях с Соединенными Штатами Америки". Решение присоединиться к ЕС было продиктовано стремлением Лондона "препятствовать созданию доминирующего центра силы на континенте с целью предотвратить собственную политическую маргинализацию".

Второй причиной британского скепсиса по отношению к федерализму является то, что британцы идентифицируют себя с "нацией государств". Потеря власти национальным парламентом затрагивает суть конституционно-политического самосознания британцев. Британский парламент является центральным символом британской национальной идентичности. Согласно все более распространяющимся опасениям в кругу политической элиты Великобритании, в "централизованном" Европейском союзе будет полностью доминировать сильнейшее государство — и этим государством является не Великобритания, а Германия1.

Будучи не заинтересованным в дальнейшем углублении ЕС, британское руководство с начала 1990-х гг. высказывается за постепенное расширение ЕС. Очевидно, что просто номинальный рост количества членов ЕС усложнит нахождение консенсуса по спорным вопросам в Совете министров, если сферы применения принципа принятия решений большинством голосов не будут расширены. В действительности такое предположение имело (в случае со странами — кандидатами ЕАСТ) и имеет (в отношении стран — кандидатов ЦВЕ) определенные основания. Так, государства ЦВЕ, которые недавно вышли из-под опеки Советского Союза, не будут стремиться подчиниться снова "диктатуре" решающего органа вне своего государства.

Таким образом, Великобритания попытается использовать предстоящее расширение для реализации своих интересов в европейской политике по формуле "расширение вместо углубления". С помощью такой линии британская европейская политика при определенных внешних обстоятельствах, к которым в первую очередь относятся возможные кризисные обострения экономической и политической ситуации в Центральной и Восточной Европе, требующие увеличения потребности в реагировании со стороны ЕС, сможет играть активную роль в ЕС и вынудит уйти в оборону сторонников более сильной внутренней консолидации ЕС.

Одновременно необходимо констатировать некоторое изменение позиции Великобритании после прихода к власти лейбористов во главе с Тони Блэром. Правительством лейбористов была поставлена цель сделать Великобританию центром Европы. Таким образом, Европейский союз перестал восприниматься Великобританией как угроза. При этом расширение ЕС на Восток должно было служить средством достижения безопасности и политической стабильности в Европе, а также возможностью увеличения торговли.

Вторая "школа" объединяет сторонников приоритетности углубления интеграции в рамках ЕС, которыми являются, прежде всего, представители институтов ЕС и отдельных крупных государств — членов ЕС (Франции и Испании).

Представители данной "школы" утверждают, что интересам как членов ЕС, так и стран-кандидатов в большей степени отвечало бы не расширение Европейского союза, а превращение его в структуру сильную, политически и экономически, в рамках существующих границ. Европейский союз не сможет выполнить возложенные на него надежды "стабилизирующего якоря", если в него вступят страны, уровень экономического и политического развития которых в целом ниже, чем у стран — членов ЕС, что не будет способствовать "качественному прыжку" углубления ЕС. Страны ЦВЕ извлекут больше пользы, если Европейский союз будет их поддерживать в рамках уже испытанных инструментов (ФАРЕ, Европейские соглашения). Только таким образом можно предотвратить то, что экономическая неоднородность членов ЕС приведет к тому, что Европа больше не сможет конкурировать с США и Японией на международном рынке. Такой позиции придерживалась Франция.

Конфедерация не предусматривала наличия единственной ведущей общеевропейской организации, а должна была формироваться поэтапно: "Западноевропейское сообщество (ЕС) должно было иметь только собственную идентичность, параллельно должна была быть создана конфедерация с участием стран ЦВЕ". Предполагалось "объединение данных двух образований, однако только минимум через десятилетний период, который потребуется для подготовки экономик стран ЦВЕ к конкуренции на едином европейском рынке". Этот план продемонстрировал сдержанность Франции в отношении быстрого приема стран ЦВЕ в ЕС. Такая позиция, хотя и в более мягкой форме, до сих пор находит отражение в европейской политике Франции.

Для Франции, вышедшей из Второй мировой войны в качестве страны-победительницы, важным мотивом для участия в европейской интеграции был и остается вышестоящий интерес: не допустить гегемонии Германии в Европе и одновременно с помощью экономической поддержки со стороны ЕС вернуть исторически принадлежащую Франции роль мировой державы. С помощью подписания Маастрихтского договора 7 февраля 1992 г. Франция добилась более тесного "привязывания" Германии к Европейскому союзу. В то же время усилилось давление на Францию в вопросе расширения ЕС на Восток. В Париже опасаются, что Германия извлечет пользу от расширения и сможет еще сильнее упрочить свое положение в ЕС, причем за счет Франции. Сама Франция не имеет далеко идущих интересов в ЦВЕ, так как ни одна из стран-кандидатов не граничит с Францией и не имеет с ней тесных экономических и культурных связей.

При этом очевидной является нежелательная для Франции тенденция, которая наблюдается с момента расширения ЕС за счет стран ЕАСТ и которая противоречит французским интересам в европейской политике: смещение экономического и, вследствие этого, политического центра притяжения на северо-восток. Неоспоримая роль лидера в такого рода измененном ЕС в географическом измерении и балансе сил будет принадлежать Германии. Париж же, который рассматривается как традиционный партнер "южного блока", географически будет оттеснен на "периферию" и потеряет значительную часть своего влияния.

Несмотря на то, что для Франции расширение ЕС ни с точки зрения сдерживания Германии, ни с точки зрения стремления Франции к гегемонии в Европе не было желаемым, французское правительство начиная с 1994 г. не могло дальше противостоять приему стран ЦВЕ в ЕС в среднесрочной перспективе. Как это ни парадоксально, причины для изменения позиции были такими же: обязательное стремление удержания, контроля над Германией.

Франция избрала двойную стратегию минимизации ущерба. В первую очередь, в формировании стратегии ЕС в отношении третьих стран Франция стремилась реализовать свои интересы. Так, необходимо отметить предпринятую Парижем попытку немного ослабить давление расширения на Восток, оказываемое на ЕС, с помощью разработки концепции и принятия мер для достижения стабилизирующих эффектов в ЦВЕ и тем самым уменьшить потребность в действиях со стороны ЕС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.